Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"
Насчет текстов спорить не буду, чтобы предотвратить излишние бесконечные дискуссии про авторитетность, я хотел донести лишь то, что в аюрведической литературе встречаются разные мнения и можно бесконечно спорить об авторитетности и т.п. Приведу другой аргумент, в справочном пособии по дравьягуне для студентов BAMS, написанном уважаемыми профессорами, изданном в Пуне и утвержденным CCIM про джираку сказано, что он уменьшает питту из-за горького и сладкого вкуса со ссылкой на Нигханту Ратнакар. Можно конечно обвинить в некомпетентности и авторов данного пособия, опираясь на мнение Сушруты, это самое простое, но что, если допустить, что авторы отлично знают первоисточники и мнение Сушруты, но по каким-то причинам указали именно такие свойства? Знающие люди могут объяснить? А также могут объяснить почему простокваша, разбавленная водой с щепоткой обжаренного кумина назначается человеку с вата-питта грахани и это ему помогает в период обострений? Или другому человеку с высокой питтой смешаной с амой назначают напиток, включающего в себя кумин и это ему помогает? При этом заметьте, что на Васанта Лада я вообще даже не ссылаюсь, поскольку для знающих людей из форума это вообще не авторитет
В учебных пособиях для BAMS более чем достаточно опечаток, ошибок и спорных моментов, а порой и совсем уж личных фантазий авторов.
(И я уж очень сомневаюсь, что их вообще кто-то из CCIM читает перед одобрением)
Поэтому хорошие профессора учат студентов на BAMS в первую очередь мыслить логически и критически, использовать несколько учебников по каждому предмету для кросс-референс и обязательно сверяться с текстом, к которому идёт отсылка, а также, по возможности, со всеми остальными текстами по теме.
Конкретно по Дравьягуне ни в одном из учебников, что у меня под рукой - JLN Shastry, Prakash L. Hegde, Vaidya M. Gogte, Nighantu Adarsha я таких объяснений про Джираку не видел и не вижу.
Интересно в каком именно учебнике по Дравьягуне, за чьим авторством, приведенная информация даётся.
В чистом виде (или с номинальными анупанами) Джирака используется прежде всего при Вата, Капха, Вата-Капха дисбалансах. В чистом же виде при Питта-джа патологиях - нет.
Но при определеных дисбалансах, где вовлечена Питта доша, в комбинациях с другими растениями в разных лекарственных формах Джирака использоваться, естественно, может.
Например, Джирака-Дханьяка гхрита при Амла-питте (Вринда-Мадхава, Амлапитта чикитса).
Но самйога - смешивание с другими субстанциями и самскара - обработка, уже придают другие свойства комбинации.
Конкретные ссылки на тексты с приведенными рецептами с Кумином могли бы быть более наглядными...
К слову, в нозологии Грахани-рога у Сушруты и Чараки, Вата-Питта грахани нету как таковой. Отдельно Вата, Питта, Капха и Саннипата.
В аюрведической литературе безусловно встречаются разные мнения. Поэтому есть достаточно устоявшаяся градация текстов по значимости:
1) Классические тексты - Чарака, Сушрута, Кашьяпа плюс, на пол-ступеньки ниже, две Аштанги Вагбхаты.
2) Основные дополнительные тексты - Шарангадхара, Мадхава-ниданам, Бхавапракаша + основные Нигханту (Каядева, Маданапала, Дханвантари, Сиддха мантра) + основные труды по Каячикитсе (Вангасена, Чакрадатта, Йога-ратнакара, Бхайшаджья Ратнавали) + основные тексты по Расашастре (Расаратна самуччая, Расендра-сара-самграха, Аюрведа-Пракаша)
3) Второстепенные дополнительные тексты - все остальное множество доступных текстов.
Разница во мнениях по каким-то вопросам вполне может быть внутри 1й группы, внутри 2й группы.
Но если при сверке информация из текстов 3й группы противоречит подавляющему большинству текстов из 1й (особенно) и 2й группы, то она принимается как не авторитетная.
Хотя бы в силу того, что чем популярнее текст, тем больше его манускриптов доступно и тем серьёзней проводится работа над его критическим изданием.