1 Отредактировано Кирилл Луценко (24.09.2020 16:08:43)

Тема: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Привел, под одним видео про специи, перевод Андрея Юрьевича про кумин, тмин, калинджи из Бхавапракаши. И вот, что мне ответили!

Сергей Забашта пишет:

Перевод не совсем корректный, pittala - это скорее желчегонный эффект, а не увеличение питты, джираки как раз питту уменьшают поскольку по вкусу горькие и сладкие одновременно, т.е. они уменьшают все 3 доши. Это одни из немногих специй, которые назначают при самапитта, где требуется усилить агни, вывести аму и не увеличить при этом питту.

Помогите разобраться, пожалуйста.
Вот ссылка на пост:

https://www.facebook.com/10000464343919 … 1667080598

Спасибо сказали: Павел Пересыпкин1

Поделиться

2 Отредактировано Павел Пересыпкин (24.09.2020 17:00:13)

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Очевидно, все верно в переводе Андрея Юрьевича.

pittala - увеличивает Питту.

पित्तलम् - पित्तं लाति वर्धयतीति
pittalam - pittaṃ lāti vardhayatīti

Чтобы совсем сомнений не было конкретно по Тмину и Кумину, вот пожалуйста Сушрута прям совсем черным по белому, Сутрастхана, 46я глава.

तीक्ष्णोष्णं कटुकं पाके रुच्यं पित्ताग्निवर्धनम् |
कटु श्लेष्मानिलहरं गन्धाढ्यं जीरकद्वयम् ||२२९||
tīkṣṇōṣṇaṁ kaṭukaṁ pākē rucyaṁ pittāgnivardhanam |
kaṭu ślēṣmānilaharaṁ gandhāḍhyaṁ jīrakadvayam ||229||

"Резкая, горячая, острая в Випаке Питту и Агни увеличивает,
Острая (на вкус), устраняет Шлешму (Капху) и Анилу (Вату), ароматная/с выраженным запахом Двойка-Джираки (Тмин и Кумин)."

Приложения к теме

Иконка приложения IMG_20200924_161852_1.jpg 402.13 КБ, загружен 104 раз(а) с 24.09.20 

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Могу предположить, что в комментариях путаница с Кориандром, धान्यका/कुस्तुम्बरी dhānyakā/kustumbarī, который в сушёном виде как раз обладает сладким и горьким вкусом и успокаивает Тридоша.

Сушрута

भक्ष्यव्यञ्जनभोज्येषु विविधेष्ववचारिता ||२३०||
आर्द्रा कुस्तुम्बरी कुर्यात् स्वादुसौगन्ध्यहृद्यताम् |
सा शुष्का मधुरा पाके स्निग्धा तृड्दाहनाशनी ||२३१||
दोषघ्नी कटुका किञ्चित् तिक्ता स्रोतोविशोधनी |२३२|
bhakṣyavyañjanabhōjyēṣu vividhēṣvavacāritā ||230||
ārdrā kustumbarī kuryāt svādusaugandhyahr̥dyatām |
sā śuṣkā madhurā pākē snigdhā tr̥ḍdāhanāśanī ||231||
dōṣaghnī kaṭukā kiñcit tiktā srōtōviśōdhanī |232|

Каядева Нигханту

आर्द्रा कुस्तुम्बरी कुर्यात् स्वादुसौगन्ध्यहृद्यताः |
शुष्का स्निग्धा स्वादुपाका कषाया कटुका लघुः ||११९६||
अवृष्या मूत्रला तिक्ता हृद्या रुच्या त्रिदोषहा |
उष्णवीर्या बद्धविट्का दीपनी पाचनी जयेत् ||११९७||
तृष्णादाहवमिश्वासकासामगुदजकृमीन् |
कुस्तुम्बरूत्थं मधुरं कषायं शाकं सक्तिक्तं न करोति पित्तम् |
श्लेष्मानिलघ्नं लघु भेदि रुच्यं वह्निप्रदं मूत्रकरं ज्वरघ्नम् ||११९८||
ārdrā kustumbarī kuryāt svādusaugandhyahr̥dyatāḥ |
śuṣkā snigdhā svādupākā kaṣāyā kaṭukā laghuḥ ||1196||
avr̥ṣyā mūtralā tiktā hr̥dyā rucyā tridōṣahā |
uṣṇavīryā baddhaviṭkā dīpanī pācanī jayēt ||1197||
tr̥ṣṇādāhavamiśvāsakāsāmagudajakr̥mīn |
kustumbarūtthaṁ madhuraṁ kaṣāyaṁ śākaṁ saktiktaṁ na karōti pittam |
ślēṣmānilaghnaṁ laghu bhēdi rucyaṁ vahnipradaṁ mūtrakaraṁ jvaraghnam ||1198||

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Павел Пересыпкин пишет:

Могу предположить, что в комментариях путаница с Кориандром

А я так не думаю.

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Павел Пересыпкин пишет:

.
तीक्ष्णोष्णं कटुकं पाके रुच्यं पित्ताग्निवर्धनम् |
कटु श्लेष्मानिलहरं गन्धाढ्यं जीरकद्वयम् ||२२९||
tīkṣṇōṣṇaṁ kaṭukaṁ pākē rucyaṁ pittāgnivardhanam |
kaṭu ślēṣmānilaharaṁ gandhāḍhyaṁ jīrakadvayam ||229||

"Резкая, горячая, острая в Випаке Питту и Агни увеличивает,
Острая (на вкус), устраняет Шлешму (Капху) и Анилу (Вату), ароматная/с выраженным запахом Двойка-Джираки (Тмин и Кумин)."

* रुच्यं rucyaṁ – улучшает воспритие вкуса/аппетит

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

С другой стороны то что имеет желчегонный эффект --> автоматом должно считаться увеличивающим питту.

Поделиться

7 Отредактировано Павел Пересыпкин (24.09.2020 17:37:37)

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Камалутдинов Глеб пишет:

С другой стороны то что имеет желчегонный эффект --> автоматом должно считаться увеличивающим питту.

Совсем не согласен, а, например, большинство горечей?

Поделиться

8

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Может, Глеб просто спутал увеличение количества желчи, что может быть названо увеличением питты, с действием, благодаря которому она приходит в движение и выводится из организма, что уже есть снижение питты? Это как я понимаю.

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

9 Отредактировано Глеб Камалутдинов (24.09.2020 18:32:28)

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Желчь имеет качества питты, концентрированной питты. Выделяясь, она проявляет эти качества, то есть питта увеличивается, фактически. Давайте рассмотрим конкретную "горькую" дравья, которая имеет желчегонный эффект и как-бы не увеличивает питту. То есть холеретики нужны, горькие.

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Самый наглядный, пожалуй, в плане сочетания горького вкуса, желчегонного эффекта и снижения Питта доша - Катука - Picrorhiza kurroa

Каядева

kaṭukā śītalā tiktā kaṭupākarasā laghuḥ ||1123||
bhēdanī dīpanī rūkṣā kaphapittajvarāpahā |
pramēhaśvāsakāsārśaḥdāhakuṣṭhakr̥mīn jayēt ||1124||

Бхавапракаша

kaṭī tu kaṭukā pākē tiktā rūkṣā himā laghuḥ |
bhēdinī dīpanī hr̥dyā kaphapittajvarāpahā |
pramēhaśvāsakāsāsradāhakuṣṭhakrimipraṇut ||135||

Бхуми-амалаки -  Phyllanthus niruri

Каядева

tāmalakī himā tiktā kaṣāyā madhurā laghuḥ |
rōcanī pāṇḍupittāsrakaphakuṣṭhaviṣāpahā ||250||
jayēcchvāsatr̥ṣādāhahidhmākāsakṣatakṣayān |251|

Бхавапракаша

bhūdhātrī vātakr̥ttiktā kaṣāyā madhurā himā |
pipāsākāsapittāsrakaphakaṇḍūkṣatāpahā ||235||

Да множество примеров. Та же Гудучи, хоть и желчегонный эффект у нее не такой сильный.

Поделиться