Владимир Дружинин пишет:А каким образом маха-гуны, описанные в философии санкхья, связаны с дравья-гуной ньяя-вайшешики, это же разные вещи.
Падартха вигйана Аюрведы вобрала в себя принципы всех шести индийских философских школ.
Связь происходит через первоэлементы.
tatra sattvabahulamākāśaṃ, rajobahulo vāyuḥ, sattvarajobahulo’agniḥ,
sattvatamobahulā āpaḥ, tamobahulā pṛthivīti ||
ślokau cātra bhavataḥ anyonyānupraviṣṭāni sarvāṇyetāni nirdiśet
sve sve dravye tu sarveṣāṃ vyaktaṃ lakṣaṇamiṣyate ||
(Сушрута Самхита, Щарирастхана, 1.20-21)
Акаща махабхута изобилует [качествами] cаттва-махагуна, вайу - раджаса, агни - саттвы и раджаса, ап/джала - саттвы и тамаса, притхви - тамаса.
Поэтому любая субстанция из пяти первоэлементов будет наделена той или иной комбинацией качеств, в зависимости от преобладания первоэлементов. Другими словами, в любой субстанции, обладающей уникальным набором панчамахабхута, будут проявлены те или иные признаки махагун.
Есть интересная подборка на тему связи махагун с телом и умом: