Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Кирилл Луценко пишет:

В руководстве (стр., 31) написано, что если тип лихорадки соответствует сезону, то она легкоизлечима. В АХС, Сутрастхана, в описании легкоизлечимых болезней, написано, что болезнь является легкоизлечимой, если не соответствует сезону. Также, немного смущает принцип подобия описаный там же, ведь подобное увеличивает подобное, а увеличение дош и есть патологическое состояние. Можете, пожалуйста, прояснить этот момент поподробнее.

Может это исключение из правила?

Об этом упоминается в книге АХС(1 глава) - В.Ю. Дружинина(стр. 196-198):

https://disk.yandex.ru/i/_f0uFxF4WkgfsQ

Спасибо сказали: Екатерина Балык1

Поделиться

112 Отредактировано Глеб Камалутдинов (19.04.2021 18:05:42)

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Екатерина Балык пишет:

Чарака разъясняет этот вопрос так:

cikitsāsthānam - 3. jvaracikitsitam
prākr̥taḥ sukhasādhyastu vasantaśaradudbhavaḥ|
uṣṇamuṣṇēna saṁvr̥ddhaṁ pittaṁ śaradi kupyati||42||
....

Для тех кто не ходит на https://www.carakasamhitaonline.com/ind … a_Chikitsa привожу перевод этих шлок на английский и гуглоперевод на русский:

Jwara manifesting in the vasanta or spring season and sharada or autumn season is called prakrita (seasonal) jwara and is easily curable.

Pitta gets aggravated during autumn season because of its inherent hot properties and hot environment. Kapha gets accumulated in winters and gets aggravated during spring season.

The water and drugs (including the eatables) become sour in vipaka (taste that emerges after digestion) during the rainy season, which results in the accumulation of pitta. This accumulated pitta gets aggravated or excited (by the hot sunrays) during the autumn season. This can immediately produce jwara in which kapha dosha is secondarily associated. As vasanta is the part of visarga kala (the time of year when, body has good strength imparted by nature), no problem is created by fasting.

During hemanta (early winter) the water and drugs (including eatables) become sweet in taste, which helps in accumulation of kapha. This kapha gets aggravated during the subsequent spring season due to the strong sunrays (which melt this kapha). Therefore, jwara caused by kapha is manifested during the spring season. The spring is the part of the adana kala (the time when the strength of the creatures is the least as the nature withdraws the strength) and in the jwara caused in this period vata and pitta dosha constitute the secondary associates.

A patient of jwara should be treated keeping in view the strength of the doshas in the beginning, middle and the end of the spring and autumn seasons. This way, depending upon the nature of the seasons, the seasonal types of jwara are described.

Джвара, проявляющаяся в васанта, или весенний сезон, и шарада, или осенний сезон, называется пракрита (сезонная) джвара и легко излечима.

Осенью Питта обостряется из-за присущих ей горячих свойств и жаркой окружающей среды. Капха накапливается зимой и обостряется весной.

Вода и лекарства (включая пищу) становятся кислыми из-за випаки (вкуса, который появляется после переваривания) во время сезона дождей, что приводит к накоплению питты. Эта накопленная питта обостряется или возбуждается (из-за жарких солнечных лучей) осенью. Это может немедленно произвести джвару, с которой вторично связана капха доша. Поскольку васанта является частью висарга-кала (время года, когда тело обладает хорошей силой, данной природой), пост не создает никаких проблем.

Во время хеманты (начало зимы) вода и лекарства (включая пищу) становятся сладкими на вкус, что способствует накоплению капхи. Эта капха обостряется в течение следующего весеннего сезона из-за сильных солнечных лучей (которые тают эту капху). Следовательно, джвара, вызванная капхой, проявляется весной. Весна является частью адана-кала (время, когда сила существ наименьшая, поскольку природа забирает силу), и в джваре, вызванном в этот период, вата и питта доша составляют вторичных партнеров.

Пациента с джварой следует лечить, учитывая силу дош в начале, середине и конце весеннего и осеннего сезонов. Таким образом, в зависимости от характера времен года, описываются сезонные типы джвары.

prākr̥taḥ sukhasādhyastu vasantaśaradudbhavaḥ
prākr̥taḥ sukha-sādhyas tu vasanta-śarad-udbhavaḥ
пракрита  (джвара) - (возникающая) весной и осенью - легко (счастливо) излечима.

Поделиться

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

На ту же тему в Мадхава-нидана:

mādhavanidāna - 2. jvaranidānam
varṣāśaradvasantēṣu vātādyaiḥ prākr̥taḥ kramāt |
vaikr̥tō'nyaḥ sa duḥsādhyaḥ prākr̥taścānilōdbhavaḥ ||55|||

[Лихорадка], последовательно [порождаемая] в сезоны: варша (сезон дождей), шарад (осенью), васанта (весной) ватой и остальными (питой и капхой) (1) [является] пракрита – естественной для сезона. [Любой] другой вариант – вайкрита (неестественный для сезона); такой трудно лечится; также, как и пракрита-лихорадка, вызываемая ватой.

(1) То есть порождаемая ватой в сезон дождей, питтой – в сезон шарад, капхой – в сезон васанта.

Поделиться

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Андрей Головинов пишет:

Джвара не подчиняется общему правилу.

А почему? Или это нужно принять, как факт?

Поделиться

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Кирилл Луценко пишет:
Андрей Головинов пишет:

Джвара не подчиняется общему правилу.

А почему? Или это нужно принять, как факт?

В Мадху-коше, комментарии к Мадхава-нидане, в пояснении к шлоке 2.55 говорится о прабхаве:

anyarōgēṣu prākr̥tatvēna duḥsādhyatvaṁ, jvarasya tu vyādhiprabhāvāt sukhasādhyatvam

При прочих болезнях из-за соответствия дош сезону [возникает] сложность излечения, у джвары же из-за прабхавы заболевания – легкость излечения.

Есть еще комментарий к Аштанга-санграхе, где этот вопрос тоже рассматривается, он содержит небольшое пояснение, почему джвара отличается от прочих. Я попозже выложу.

Поделиться

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Попробую предположить что причиной является особенность протекания - стадийность и идущие друг за другом авастхи. Поэтому сезонные факторы - будут подстегивать созревание, отделение и вывод дош...
Не знаю, но мне почему-то кажется что большинство других заболеваний протекают иначе!)

Поделиться

117 Отредактировано Глеб Камалутдинов (24.04.2021 08:16:03)

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Вчера сделал прививку, ЭпиВак Корона, без осложнений. Народа на вакцинации немного. Это связано отчасти с ползучей антипрививочной пропагандой. Народ в большинстве переболел ещё летом - осенью прошлого года (многие об этом не догадываются), как туристы в июле поехали так и началось. Сами тоже тогда переболели. Тяжёлых случаев и смертей мало, но есть постковид. Вот с ним и приходиться бороться. У многих обострения всякой хроники и специфические постковидные проявления. Частая ситуация - беседуешь с человеком, подводишь его к мысли о том что " ... вот тогда то вы переболели - и вот это последствия" - осознают этот факт "со скрипом" и некоторым недоверием. Часто дополнительно включаю в схемы приёма трав специальные добавки и составы по постковиду. Что хорошо работает: разные "Гаруды" и составы сделанные по этой идеологии, Тхан Чен 10 и подобные ему (недавно постил про вариант трипхалы). В России наконец снова появился качественный гудучи, хотя луносемянник и софора желтоватая вполне показали свою эффективность. Такие вот "вести с полей".

Спасибо сказали: Антон К1

Поделиться

118

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Глеб Камалутдинов пишет:

У многих обострения всякой хроники и специфические постковидные проявления.

У нас  с матерью кожные высыпания вылезли через два месяца после выздоровления. Сильный зуд, покраснения, шелушение с сухостью.

Поделиться

119 Отредактировано Глеб Камалутдинов (29.04.2021 06:36:34)

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Глава о лечении болезней жара из трактата "Лхан-табс" - смотреть раздел "Га", (Практическое руководство по тибетской медицине Лхан-табс,пер. А. Кособурова). Полагаю будет не лишним и это изучить, особенно в контексте сравнения с текстами аюрведы.
https://disk.yandex.ru/i/r_FADtjrC37WbA


И ещё на тему псотковида, недолеченной джвары и амы - стрим Анчи Барановой. Про аму говорят с точки зрения современной физиологии, хотя ни про аюрведу, ни про аму ни слова.
https://www.youtube.com/watch?v=-yKUzUjnhqQ

Спасибо сказали: Екатерина Балык1

Поделиться

120 Отредактировано vshkurin (29.04.2021 23:50:53)

Re: Коронавирус (COVID-19) и аюрведа

Глеб Камалутдинов пишет:

Что хорошо работает: разные "Гаруды" и составы сделанные по этой идеологии, Тхан Чен 10 и подобные ему (недавно постил про вариант трипхалы).

Нашел в продаже тибетский сбор "Гаруда-5". Состав: живокость, костус, аир обыкновенный, терминалия хебула, соссюрея лопуховидная, аир болотный. Получается, сбор аюрведических трав, плодов и кореньев, только стоит дороже: 1000 руб за 30 г.

Поделиться