"В чем конкретно вы видите путаницу? В том, какой вкус, кислый или соленый, сильнее увеличивает питту? Так никакой путаницы нет. В классических текстах - соленый, а в практике - кислый. И это отмечали все мои учителя в Индии. Не знаю, имеете ли вы практику, но, если да, то вы и сами это подтвердите."
Путаницу я вижу конкретно в том, как излагаются фундаментальные концепции Дравьягуны. Великоваты местами различия между тем, как они изложены в классических текстах Аюрведы и авторитетных учебных пособиях по Дравьягуне от профессоров этой специальности на английском и Хинди (а они в своих изложениях следуют классическим текстам) и тем, как они излагаются у Васанта Лада, и, в данном случае, в Вашем посте.
Практику имею и она, как и мои субъективные ощущения, все-таки совпадает с тем, что изложено в текстах.
Отчего я уверен, что их авторы были не просто “теоретиками”, а вполне себе практиками, скорее выдающимися. Перед тем как какая-то базовая концепции находила отражение в текстах, она проходило множество фильтров через размышления, дискуссии и опыт мудрецов и врачевателей того времени.
Если Вы пишите конкретно:
“Но, уже в комментариях к классическим текстам можно встретить противоположные мнения.” - так представьте ссылки на оригинальные пассажи, пожалуйста. Буду рад открыть для себя что-то новое.
Пока же вместо комментаторов к классическим текстам, пресловутые “Травы и Специи” Васанта Лада мне видятся более достоверным источником информации.
Противоречий и нестыковок с текстами куда больше, чем просто “какой вкус горячее, соленый или кислый?”. Это какое-то совершенно иное видение Дравьягуны.
У Вас и В. Лада “Самым горячим вкусом является острый вкус, за ним следуют кислый и соленый.”
У Чараки и Вагбхаты горячий – солёный (макс), кислый (средне), острый (мин)
У Вас и В. Лада “Самый холодный вкус – горький, затем идут вяжущий и сладкий.”
У Чараки и Вагбхаты холодный – сладкий (макс), вяжущий (средне), горький (мин)
У Вас и В. Лада “Самым маслянистым является сладкий вкус, за ним следуют соленый и кислый.”
У Чараки и Вагбхаты маслянистый – Сладкий (макс), кислый (средне), солёный (мин)
У Вас и В. Лада - “Самый сухой вкус – острый, затем идут горький и вяжущий.”
У Чараки и Вагбхаты сухой “вяжущий (макс), острый (средне), горький (мин)”
У Вас и В. Лада - “Самый тяжелый вкус – сладкий, за ним следует соленый и вяжущий”
У Чараки и Вагбхаты тяжелый сладкий (макс), вяжущий (в средне, солёный (мин).
Подробнее ссылку давали https://ayurvedika.ru/blog/tastes-degree/
Ну и дальше в посте тоже некоторые вещи тоже вызывают путаницу.
“Кислые продукты легки, горячи и маслянисты. Однако злоупотребление ими может привести к ослаблению капха-доши и увеличению питта-доши” - что значит “ослабляет Капху”?
“Пища, имеющая соленый вкус ... способствует хорошему пищеварению и заживлению послеоперационных ран” - “не сыпь мне соль на рану” в смысле, а то вдруг заживет?)
“Острые продукты легки, горячи и маслянисты” - почему маслянисты, если несколькими абзацами выше у Вас “Самый сухой вкус – острый”?
и тд.
С учетом того, что действительно “эти знания относятся к фундаментальным основам аюрведы”, я лишь повторю свое мнение, что говоря что-то от имени Аюрведы, но при этом излагая информацию, отличную от общепринятой в классических текстах, на мой взгляд, справедливо это отдельно оговаривать, мол “альтернативное мнение”. Ибо большинство аюрведических врачей и на сегодняшний день в основном придерживается классических текстов.