1 Отредактировано Глеб Камалутдинов (08.02.2021 10:53:20)

Тема: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

Чтобы не захламлять Ковид-19 тему, решил начать тему по джваре. В основном полагаю опираться на лежащий онлайн перевод Чарака-самхиты. https://www.carakasamhitaonline.com/med … a_Chikitsa
Подробно каждый может прочитать сам, выкладывайте что кому интересно :) Я переводить в основном не буду с санскрита, используя готовый перевод с небольшим редактированием, за исключением некоторых важных мест.
Для начала вопрос по незрелой джваре. Предписывается  лекарственные вещества давать в составе еды (и употребляемых для утоления жажды напитков). Предупреждается не употреблять вяжущего вкуса лекарств, но конкретно предписания чтобы строго не употреблять лечебные отвары - нет, и это следует из того что упоминается о двух смыслах слова "кашая".

Противопоказания к кашайе (вяжущим средствам)

stabhyantē na vipacyantē kurvanti viṣamajvaram||161||
dōṣā baddhāḥ kaṣāyēṇa stambhitvāttaruṇē jvarē|
na tu kalpanamuddiśya kaṣāyaḥ pratiṣidhyatē||162||
yaḥ kaṣāyakaṣāyaḥ syāt sa varjyastaruṇajvarē|163|

Если на стадии таруна-джвара (юная лихорадка, первая стадия джвара) пациенту даются отвары вяжущих лекарств, то доши не подвергаются пака (перевариванию) и задерживаются из-за вязкости. Это приводит к возникновению вишама-джвары (перемежающейся лихорадки). Термин кашая имеет два значения: отвар, приготовленный путем кипячения лекарств, и вяжущий вкус. На первой стадии джвара (таруна джвара) запрещены вяжущие вещества. [161–163]

Дальше даются уже сами составы, и те из них, которые не вяжут, как бы можно и полезно использовать. Какие?

В Тибетской тоже применяются составы, способствующие созреванию незрелого жара, это позже могу выложить. Так что уважаемые форумчане, что можете сказать/добавить/возразить?

Спасибо сказали: Антон К1

Поделиться

2 Отредактировано Антон К (08.02.2021 13:21:02)

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

Доброго дня  :)

Рис: раса - мадхура, анураса - кашая.
https://vk.com/ayurvedika?w=wall-25592061_4853
Зёлёный маш: раса - кашая/мадхура
https://vk.com/ayurvedika?w=wall-25592061_2328
(это интересный момент)

И, получается, китайский чай нельзя пить, раса - кашая.
Тикта раса чая почему-то в Аюрведе не упоминается, хотя в том чае, который продаётся у нас, она явно присутствует. Поэтому описание чая в индийских источниках несколько странное (не только из-за расхождения в вирье с ТКМ)
https://ayurvedika.ru/blog/tea/

Поделиться

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

Антон, проведите исследовательскую работу об этих тонкостях дравий с вяжущим вкусом, влиянии самскар (приготовлений, хотя бы разных форм рисовых и машевых отваров и каш) на конечный продукт и пр. Возможно эти интересные моменты станут вам понятнее. Заодно и расскажете участникам форума ;)

Резонные вопросы. Заставляют думать.

Спасибо сказали: Антон К1

Поделиться

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

В помощь исследователям - Ayurveda mahodadhi. Труд весьма популярный в узких кругах.
Есть разные издания (и разные сохранившиеся с 14 века копии) и перевод на хинди, который однако не вполне удобен.
Вот на мой взгляд самый качественный скан текста на санскрите:
https://vk.com/doc151230020_585841577
Тот же текст онлайн: https://www.indianculture.gov.in/ayurve … pana-vidhi
Часть материалов частично переведена на изиаюрведа, но как -то очень частично. Как допереводим по машу (мунгд) и мундга-юше то выложу.

Спасибо сказали: Антон К1

Поделиться

5 Отредактировано Антон К (09.02.2021 16:07:42)

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

Андрей Головинов пишет:

Антон, проведите исследовательскую работу об этих тонкостях дравий с вяжущим вкусом, влиянии самскар (приготовлений, хотя бы разных форм рисовых и машевых отваров и каш) на конечный продукт и пр.

Андрей Юрьевич,

если идти по пути наименьшего сопротивления :) , то конечный результат приготовления юша - жидкого отвара из хорошо разваренного риса и мунг-дала - был описан Вами в Ваших беседах по Джвара-чикитса https://vk.com/ayurvedika?w=wall-25592061_4816
Отвар лёгкий и и стимулирует агни.

При этом изначально оба дравья лёгкие (т.е. как минимум агни не подавляют), но вирья у обоих холодная. У мунг-дала, правда, острый випака. У риса - качество агни-дипана. Оба помогают при лихорадке.

Точные пропорции не помню (надо переслушивать), но можно предположить, что рис и маш лучше брать в соотношении как минимум 1:2, т.е. с доминантой на маш.

При этом дополнительно всё равно желательно добавлять специи со свойствами агнидипана и амапачана. Тогда итоговый отвар точно будет лёгким и разжигающим агни.

У кориандра (о нём Вы также говорили в беседах по ДЧ) раса, кстати, тоже кашая, но вирья ущна и агнидипана-амапачана присутствуют. А поскольку успокаивает все три доша, добавлять его можно не жалея.
https://ayurvedika.ru/blog/coriandrum/

Вследствие добавления специй, итоговый отвар уже не будет иметь холодную вирья: как минимум она изменится на "тёплую".
Согласно правилам расапанчака, вирья по действию сильнее вкуса, поэтому вяжущий вкус в данном случае уже не является принципиальным.

Пока могу так предположить :)

Поделиться

6 Отредактировано Антон К (09.02.2021 16:25:36)

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

П.С. Также об условиях, необходимых для получения рисового отвара с качествами лагху и агнидипана:
https://vk.com/ayurvedika?w=wall-25592061_4912

Поделиться

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

А также в юше, как помню, присутствует саиндхава.

Bhāvaprakāśa-pūrvakhaṇḍa-miśraprakaraṇa - Harītakyādivarga
saindhavalavaṇa
saindhavō'strī śītaśivaṁ maṇimanthaṁ ca sindhujam |
saindhavaṁ lavaṇaṁ svādu dīpanaṁ pācanaṁ laghu |
snigdhaṁ rucyaṁ himaṁ vr̥ṣyaṁ sūkṣmaṁ nētryaṁ tridōṣahr̥t||210||

В общем, надо переслушать лекции :)

Поделиться

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

Юшу можно по-разному готовить. Я позже хочу сделать подборку, материала довольно много.

Спасибо сказали: Антон К, -evgen-, Ксения Разина3

Поделиться

9 Отредактировано Глеб Камалутдинов (12.02.2021 09:36:16)

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

В продвинутых и хронических стадиях лихорадок, с преобладанием ваты, предписывается маслянистая и согревающая пища.
Ch.Ci.293-294
vātapradhānaṁ sarpirbhirbastibhiḥ sānuvāsanaiḥ||293||

snigdhōṣṇairannapānaiśca śamayēdviṣamajvaram|

Кроме того есть противопоказания к употреблению в эту стадию супа из маша (Ah,Ci,96-97).
Но если применить некоторые манипуляции, которые описываются словами "самскара" и "самйога" (о которых нам Антон так и не поведал) то суп из маша может быть применим и в вата-стадию лихорадок. Подробнее, как и обещал, позже.

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

10

Re: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов

А кичари подойдёт, на гхи и со специями? Там практически всё снижает вату.

Поделиться