Тема: Джвара-чикитса, обсуждение практических и теоретических вопросов
Чтобы не захламлять Ковид-19 тему, решил начать тему по джваре. В основном полагаю опираться на лежащий онлайн перевод Чарака-самхиты. https://www.carakasamhitaonline.com/med … a_Chikitsa
Подробно каждый может прочитать сам, выкладывайте что кому интересно Я переводить в основном не буду с санскрита, используя готовый перевод с небольшим редактированием, за исключением некоторых важных мест.
Для начала вопрос по незрелой джваре. Предписывается лекарственные вещества давать в составе еды (и употребляемых для утоления жажды напитков). Предупреждается не употреблять вяжущего вкуса лекарств, но конкретно предписания чтобы строго не употреблять лечебные отвары - нет, и это следует из того что упоминается о двух смыслах слова "кашая".
Противопоказания к кашайе (вяжущим средствам)
stabhyantē na vipacyantē kurvanti viṣamajvaram||161||
dōṣā baddhāḥ kaṣāyēṇa stambhitvāttaruṇē jvarē|
na tu kalpanamuddiśya kaṣāyaḥ pratiṣidhyatē||162||
yaḥ kaṣāyakaṣāyaḥ syāt sa varjyastaruṇajvarē|163|Если на стадии таруна-джвара (юная лихорадка, первая стадия джвара) пациенту даются отвары вяжущих лекарств, то доши не подвергаются пака (перевариванию) и задерживаются из-за вязкости. Это приводит к возникновению вишама-джвары (перемежающейся лихорадки). Термин кашая имеет два значения: отвар, приготовленный путем кипячения лекарств, и вяжущий вкус. На первой стадии джвара (таруна джвара) запрещены вяжущие вещества. [161–163]
Дальше даются уже сами составы, и те из них, которые не вяжут, как бы можно и полезно использовать. Какие?
В Тибетской тоже применяются составы, способствующие созреванию незрелого жара, это позже могу выложить. Так что уважаемые форумчане, что можете сказать/добавить/возразить?