Тема: Шарлатаны, мошенники и горе-специалисты от Аюрведы
Последние 5 лет с момента началы учебы в Аюрведическом колледже, я, в основном в ужасе хватаясь за голову, наблюдаю за тем, что происходит с и вокруг Аюрведы в русскоязычной среде. Долго сдерживался, чтобы высказаться на тему, но недавнее видео
https://youtu.be/z8Z-uhUm230
от "специалиста"
https://vk.com/dmitry_ayurveda
https://www.facebook.com/dmitriy.barishev
с обсуждением аюрведических Расашастра-препаратов стало последней каплей.
Видимо, пора.
Дорогие друзья, хочу напомнить Вам, что Аюрведа является не “народной медициной”, сборником бабушкиных рецептов и советов и т.д., а серьезной научной медицинской системой, подразумевающей МНОГОЛЕТНЕЕ ОЧНОЕ обучение для врачей в высших учебных заведениях Индии и получения степеней BAMS (Бакалавра – 5,5 лет), MD (Магистра – 3 года) и PhD (Доктора наук – 4 года). Или, в очень редких случаях, то же МНОГОЛЕТНЕЕ ОЧНОЕ обучение в Индии по системе Гурукулы под строгим присмотром компетентных Аюрведических врачей.
Аюрведе НЕВОЗМОЖНО “подучиться самостоятельно” за пару месяцев или лет онлайн-курсов, чтения книжек Васанта Лада и пр. до уровня компетентного консультирования пациентов и лечения заболеваний.
Максимум, который в лучшем случае можно в таком формате выжать, посвятив много лет добросовестному, самоотверженному изучению Аюрведы – компетентные консультации по здоровому образу жизни, диете, режиму и профилактике заболеваний. Но и таких специалистов – совсем единицы!
Напомню, что Крия-Шарира (физиология), Рога-Нидана (патология), Кайя-чикитса (терапия) и др - невероятно огромные по объему предметы в программе обучения аюрведического врача, в которой, кстати, также в обязательном порядке присутствуют и предметы с основами современной медицины - физиологии, анатомии, патологии, фармакологии и др.
Доверяя же свое здоровье всевозможного рода горе-специалистам от Аюрведы, которые не то что санскрит, порой даже английский то не знают (то есть, по сути, отрезаны вообще от всей профессиональной литературы и информации по предмету), вы невероятно им рискуете.
До тех пор, пока горе-специалист по Аюрведе, не имеющий совершенно никакого представления о принципах Аюрведической физиологии, патологии и терапии заболеваний, пытается оперировать диетой и практически неработающими растительными препаратами (не только подобрать нужный препарат, дозировку и длительность, но и выбрать качественно сделанные препараты – требует знаний и практических навыков в Бхайшаджья Кальпане) по своим промокодам – рискуете, но еще не так сильно.
Но вот когда безответственные и совершенно безграмотные руки таких горе-специалистов, которые даже не могут выговорить слово БХАСМА (भस्मन् bhasman - “пепел”), Ширах-Шулади-Ваджра-Раса и Крими-Кутхар-Раса, тянутся к назначению Раса-препаратов (с имеющимися в составе минералами, зольными металлами и ядовитыми субстанциями), это может иметь уже очень серьезные последствия для вашего здоровья.
Раса-шастра – очень серьезный предмет, который целый год очно изучается на втором курсе Бакалавриата Аюрведических колледжей, где долго и скрупулезно учат всем тонкостям и навыкам приготовления, а также назначению и умению выбирать качественно сделанные препараты (коих, увы, крайне мало на рынке).
А истинным специалистом по Расашастре, в нормальном мире, к слову, является врач, который конкретно по этому направлению, помимо Бакалавриата, еще и Магистратуру (3 года) закончил.
Так что “дорогие ребята, хочу Вас предостеречь от... горе-специалистов по Аюрведе!”
Будьте бдительны, подумайте десять раз кому Вы доверяете свое здоровье!
А к аюрведическим специалистам мне хочется обратиться отдельно:
Раса-препараты?! Вы с ума сошли?! Окститесь! Бездумно, безграмотно и бессовестно играясь с самым дорогим, что есть у человека – его здоровьем (особенно, если уже имеются проблемы) Вы совершаете такое преступление, за которое непременно понесете ответственность, закон кармы неумолим.
https://vk.com/dharmaayurvedarus?w=wall-160777550_403
Ну и, пожалуй, в дополнение стоит вспомнить Чарака Самхиту (Сутра-стхана, 1-я глава):
यथा विषं यथा शस्त्रं यथाऽग्निरशनिर्यथा|
तथौषधमविज्ञातं विज्ञातममृतं यथा||१२४||
औषधं ह्यनभिज्ञातं नामरूपगुणैस्त्रिभिः|
विज्ञातं चापि दुर्युक्तमनर्थायोपपद्यते||१२५||
yathā viṣaṁ yathā śastraṁ yathā'gniraśaniryathā|
tathauṣadhamavijñātaṁ vijñātamamr̥taṁ yathā||124||
auṣadhaṁ hyanabhijñātaṁ nāmarūpaguṇaistribhiḥ|
vijñātaṁ cāpi duryuktamanarthāyōpapadyatē||125||
Подобно яду, острому оружию, огню и удару молнии, лекарство (используемое) без знания (его свойств и особенностей применения), а со знанием (используемой) – подобно Амрите (нектару бессмертия).
Лекарство же не изученное в трех аспектах – наименования, формы и свойств, а также изученное, но неверно/ошибочно используемое, бесполезным/вредоносным становится.
योगादपि विषं तीक्ष्णमुत्तमं भेषजं भवेत्|
भेषजं चापि दुर्युक्तं तीक्ष्णं सम्पद्यते विषम्||१२६||
yōgādapi viṣaṁ tīkṣṇamuttamaṁ bhēṣajaṁ bhavēt|
bhēṣajaṁ cāpi duryuktaṁ tīkṣṇaṁ sampadyatē viṣam||126||
При грамотном применении даже сильнейший яд может стать лучшим лекарством, но также даже (лучшее) лекарство, ошибочно используемое, становится сильнейшим ядом.
तस्मान्न भिषजा युक्तं युक्तिबाह्येन भेषजम्|
धीमता किञ्चिदादेयं जीवितारोग्यकाङ्क्षिणा||१२७||
tasmānna bhiṣajā yuktaṁ yuktibāhyēna bhēṣajam|
dhīmatā kiñcidādēyaṁ jīvitārōgyakāṅkṣiṇā||127||
Поэтому разумному, желающему жизни и здоровья, не следует принимать какое-либо лекарственное средство, назначенное “врачом”, не сведущим (должным образом) в его применении.
कुर्यान्निपतितो मूर्ध्नि सशेषं वासवाशनिः|
सशेषमातुरं कुर्यान्नत्वज्ञमतमौषधम्||१२८||
kuryānnipatitō mūrdhni saśēṣaṁ vāsavāśaniḥ|
saśēṣamāturaṁ kuryānnatvajñamatamauṣadham||128||
Может оставить шанс (выжить) молния Индры упавшая на голову, но не может оставить больному шансов неизученное лекарство (то есть используемое без должного знания его свойств, показаний, противопоказаний и т.д.).
दुःखिताय शयानाय श्रद्दधानाय रोगिणे|
यो भेषजमविज्ञाय प्राज्ञमानी प्रयच्छति||१२९||
त्यक्तधर्मस्य पापस्य मृत्युभूतस्य दुर्मतेः|
नरो नरकपाती स्यात्तस्य सम्भाषणादपि||१३०||
tyaktadharmasya pāpasya mr̥tyubhūtasya durmatēḥ|
narō narakapātī syāttasya sambhāṣaṇādapi||130||
duḥkhitāya śayānāya śraddadhānāya rōgiṇē|
yō bhēṣajamavijñāya prājñamānī prayacchati||129||
Кто, возомнивший себя умным, страдающему, прикованному к постели, имеющему веру (во врача и выздоровление), без (должного, полного) знания лекарственное средство назначает,
Даже от общения с ним, лишенным Дхармы (праведности), грешником, воплощением смерти, болваном/слабоумным, (другой) человек падает в ад.
वरमाशीविषविषं क्वथितं ताम्रमेव वा|
पीतमत्यग्निसन्तप्ता भक्षिता वाऽप्ययोगुडाः||१३१||
न तु श्रुतवतां वेशं बिभ्रता शरणागतात्|
गृहीतमन्नं पानं वा वित्तं वा रोगपीडितात्||१३२||
varamāśīviṣaviṣaṁ kvathitaṁ tāmramēva vā|
pītamatyagnisantaptā bhakṣitā vā'pyayōguḍāḥ||131||
na tu śrutavatāṁ vēśaṁ bibhratā śaraṇāgatāt|
gr̥hītamannaṁ pānaṁ vā vittaṁ vā rōgapīḍitāt||132||
Лучше яд ядовитой змеи или даже кипящая/расплавленная медь выпитые,
Или даже докрасна раскаленные железные шары съеденные,
Но не для мантию учености примерившего, от (пациента) пораженного болезнью, обратившегося в поисках избавления, (таким обманом) полученные еда, питье или богатства (деньги).
भिषग्बुभूषुर्मतिमानतः स्वगुणसम्पदि|
परं प्रयत्नमातिष्ठेत् प्राणदः स्याद्यथा नृणाम्||१३३||
bhiṣagbubhūṣurmatimānataḥ svaguṇasampadi|
paraṁ prayatnamātiṣṭhēt prāṇadaḥ syādyathā nr̥ṇām||133||
Поэтому мудрый, желающий стать врачом, людям дарующий жизнь, пусть прикладывает максимальные усилия для совершенствованиях своих качеств (врача).
https://vk.com/dharmaayurvedarus?w=wall-160777550_405