Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Если хотите разобраться, нужно обращаться к текстологии Манава-дхармашастры, а также других дхармашастр.

Владимир Дружинин пишет:

Примеры аштанга-вайдьев - настолько же глобальны, как влияние дхарма-шастр, таких как Манава-дхармашастра, на всю территорию Индии...

"Ману, смрити и медицинский парадокс"
("Manu, smriti and the medical paradox" by Dr. Subhash C. Sharma (перевод мой)):

Считать Ману-смрити важной для индусов варна-ашрама дхарма-шастрой - огромное недоразумение. Это недоразумение присутствует, даже несмотря на тот факт, что Ману-смрити как смрити часто противоречит щрути (Ведам) в отношении некоторых важных моментов, касающихся системы варн и женщин. В этой статье разъясняется, что философски (теологически) и традиционно (практически) Ману-смрити никогда не была популярна среди индусов. Более того, индусы никогда не использовали её как религиозный или социальный канон.

Некоторые шлоки Ману-смрити в отношении статуса женщин и врачебного сословия (врачебной профессии) из Ригведы и Ману-смрити приводятся в приложении к этой статье.

Согласно Ведам, врачебное дело - очень важная профессия, заслуживающая почтения и дающая врачу уважение (Ригведа: 2/33.4, 6/50.7, 9/112.3, 10/39.5, и 10/97.6). Но Ману-смрити полностью противоречит этому ведическому представлению, относя врачей к низкому сословию, принижая их положение и даже намекая на то, что врачи недостойны общаться с другими варнами (Ману-смрити: 3/152, 3/180, 4/212, и 4/220). То же самое наблюдается в отношении статуса женщин. Заметьте, согласно Ведам (Ригведа: 10/85.27), женщина вправе быть хозяйкой, управлять домашним хозяйством в своём доме, в то время как Ману-смрити (5/147) запрещают ей быть независимой в собственном доме.

С философской и теологической точек зрения (или используя правила Мимамса), вышеназванные противоречия в Ригведе и Ману-смрити согласуются в необходимости принять взгляд Ригведы на статус врачей, женщин (а также других варн!). Правила мимамса утверждают: "Текст смрити, описывающий традиции и обычаи, должен иметь соответствующий текст щрути (Веды) в качестве опоры. Если определённый смрити-текст не имеет соответствия в щрути, это означает, что либо соответствующий текст щрути был утерян с течением времени, либо этот смрити-текст не авторитетен. Более того, если смрити-текст противоречит тексту щрути, текст смрити следует отвергнуть, игнорировать. Когда выясняется, что какие-либо смрити отражают чьи-то эгоистичные интересы, такие тексты следует выбросить". Ману-смрити как смрити-текст, не имеющий превосходства над щрути (Ведами), необходимо считать ненадёжным и поэтому неприемлемым в качестве писания или социального канона.

Даже традиционно, учитывая практические соображения, текст Ману-смрити внушает мало доверия. Фактически, согласно текстам индуизма, у женщин было множество прав и свобод в вопросах брака, семейной жизни и в интеллектуальном развитии. Например, в Рамайане Сита имела право выбрать мужа во время церемонии свайамвара. В Брихадаранйака Упанидаше Гарги была высокообразованной женщиной, побеждавшей во многих интеллектуальных и философских спорах противников-мужчин.

Точно так же, врачебная профессия считалась социально важной по причине специального образования и обучения врачей. Поэтому их часто признавали брахманами, или наделяли тем же уважением, как и лиц брахманического сословия. Они часто пользовались королевским покровительством, служили при царе, и носили разнообразные почётные титулы, например, Раджавайдйа (королевский врач) и Дханвантари и т.д.

Таким образом, печальное, незавидное положение женщин и врачей, представленное в Ману-смрити, не даёт точной картины реального индусского общества. Например, постулаты Ману-смрити не дают возможности получения образования - высокое образование и обучение делают врача социальным изгоем, что бессмысленно и очень ошибочно. Вступая в противоречие с обще-ведическими представлениями, направленными на поиск знания, Ману-смрити фактически аннулирует важность поиска образования и знания (jñāna), даже относящегося к медицинской сфере - как по отношению к самой личности, так и для общества. Заметьте, противодействие получению знания или даже чтению Вед - ошибочные по сути представления, противоречащие ведическим принципам, которые поощряют образование и получение знания для каждого.

На самом деле, того, что описано в Ману-смрити, никогда не было. Например, если бы у одного брахмана был молодой сын. Отец, с целью познакомить своё чадо с семейным делом, конечно же, попросил бы сына ассистировать ему в служении. Более того, как и следовало ожидать, молодой мальчик присоединялся бы к семейной трапезе и разделял бы пищу со своим отцом и родственниками.

Допустим, спустя какое-то время брахман решил отправить своего сына обучаться Аюрведе. Тот, тяжело трудясь, получил образование. К несчастью, когда бы он вернулся домой как молодой врач, готовый к собственной практике, он бы столкнулся с ужасной социальной дискриминацией, как того требует Ману-смрити. Например, как врач он не смог бы помогать отцу в его служении. Точно так же, его бы не смогли пригласить на семейные встречи, где бы он не смог разделить трапезу со своими родными, особенно вкушать пищу со своим отцом, брахманом.

Заметьте, эта гипотетическая ситуация никогда не имела места в ведическом обществе. Молодой сын брахмана, став врачом, не столкнулся бы ни с какой дискриминацией. Более того, если бы во врачебной профессии было столько вреда для сына, его отец, брахман, учёный человек, хорошо знавший текст Ману-смрити и его легитимность, приемлемость обществом, по крайней мере, в отношении врачей, во-первых, не послал бы своего сына получать медицинское образование. А так как брахманы посылали своих детей, без каких-либо оговорок, осваивать врачебное дело, это говорит о том, что они не обращали внимания на то, что написано в Ману-смрити. Есть множество примеров брахманов, исполнявших ритуальное служение, а также практиковавших медицину и не встречавших никакой дискриминации со стороны общества. Это ясно показывает, что Ману-смрити никогда не пользовалась уважением, не принималась серьёзно как канон, кем-либо, включая самих брахманов. Заметьте, согласно ведическим представлениям, врач обладает уважением и почётом со стороны общества. Это также подтверждает, что воззрения Ману-смрити неуместны для общества.

Ману-смрити никогда не играла роль важного религиозного или социального канона для индусов. Предписания, которые даются в этом тексте в отношении варн, женщин, врачей и др., - искажены, несерьёзны и неприемлемы. Этот текст полностью противоречит Ведам и не имеет легитимности. Заметьте, что даже согласно Ману-смрити (12/95 и 12/96), смрити не имеют превосходства над щрути (Ведами). А щрути утверждают, что не должно быть никакой дискриминации, оскорблений и насилия по отношению к варнам или профессиям.

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

22 Отредактировано Владимир Дружинин (07.11.2012 10:31:49)

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Нельзя просто так взять и отменить Ману-самхиту  :D

Аргументы Субхаша Шармы разумны, из шрути и смрити шрути - главнее. Это известный закон пурва-мимамсы.

Смущает только то, почему один из основателей карма-мимамсы, последователь Джаймини, автора Мимамса-сутры, Кумарила Бхатта в своей Тантра-варттике говорит, что Ману - глава всех смрити, даже выше, чем дхарма-сутра Гаутамы. Считает Ману-смрити высшим авторитетом в вопросах дхармы.
Шабара Свами, комментатор Джаймини, не отвергает Ману-смрити, хотя пурва-мимамса занимается интерпретацией именно шрути, а не смрити. Почему Брихаспати, один из авторов смрити, говорит, что Ману-смрити занимает высшую позицию, и любое писание смрити, которое противоречит законам Ману. не должно браться в расчёт? Почему её комментировали Медхатитхи, Куллука, Говиндараджа и другие. Почему её цитировал Шанкарачарья и другие не самые глупые люди :)

Разумеется, к Ману-самхите есть вопросы, а в ней есть противоречия, и вполне возможно, это касается врачебной деятельности.
Я обеими руками за то, чтобы оправдать врачей  :)

Но не радикально ли говорить

"Ману-смрити никогда не играла роль важного религиозного или социального канона для индусов.
Этот текст полностью противоречит Ведам и не имеет легитимности". и т.д.


По-моему, это перебор :)

Свежо предание, что нас ввели в заблуждение (как впрочем Кумарилу, Шабару и прочих), но верится с трудом  *DONT_KNOW*

ЗЫ Спасибо за информацию к размышлению, очень любопытно ;)

ye-ye-guṇe matta hai'kare ahaṅkara |
avaśya īśvara tāhā karena saṁhāra ||

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Владимир Дружинин пишет:

Нельзя просто так взять и отменить Ману-самхиту  :D

Слава Богу, у Вас тоже с чувством юмора порядок :)

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Думаю, его надо поберечь перед следующей бомбежкой :)
o_O

ye-ye-guṇe matta hai'kare ahaṅkara |
avaśya īśvara tāhā karena saṁhāra ||

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Бхактивинода Тхакур
Шри Чайтанья Шикшамрита
2.3. Квалификация человека и система сословий

Система варнашрамы появилась в Индии в начале Трета юги, когда цивилизация ариев обладала очень глубокими познаниями. По установленному в те времена правилу каждый человек причислялся к той или иной варне в зависимости от своей природы. Приобретя необходимые навыки, он выполнял предписанные своему сословию обязанности. Благодаря системе варн , учитывающей природные качества человека, жизнь в обществе протекала без осложнений. Того, чье происхождение не было известно, причисляли к определенной варне в соответствии с его натурой. Ведическая история знает такие примеры — это Джабали, Гаутама, Джанашрути и Читраратха. Что же касается варны тех, чьи отцы принадлежали к одному из четырех сословий, она определялась с учетом как варны отца, так и индивидуальных качеств самого человека. Так, в династии кшатриев , ведущей начало от Наришьянты, родился великий мудрец Джатукарна, который основал брахманский род, известный под названием Агнивешья. Аналогичным образом, Джахну, сын Хотраки из династии царя Айлы, стал брахманом. Из сыновей потомка Бхараты царя Витатхи, известного также под именем Бхарадваджа, Нара стал родоначальником династии кшатриев , а Гарга — рода брахманов. Среди потомков царя Бхармьяшвы, который был кшатрием , были Шатананда и Крипачарья, принадлежавшие к Маудгалья готре, известному роду брахманов. В священных писаниях есть много подобных примеров, из которых явствует, что варна человека определяется не только его происхождением. Пока в Индии варнашрама существовала в первозданном виде, слава этой страны сияла, как солнце в зените. Все народы мира почитали жителей Бхарата варши своими руководителями и наставниками. Египет, Китай и другие страны во всем брали с нее пример.

Система варн соблюдалась безукоризненно в течение долгого времени до тех пор, пока Джамадагни и его сын Парашурама, которые обладали характером кшатриев , не начали претендовать на положение брахманов. Поскольку они стали исполнять обязанности, противоречащие их природе, это привело к разногласиям между брахманами и кшатриями. Из за вражды между этими двумя сословиями установилась традиция определять варну человека на основе его происхождения. Именно тогда в завуалированной форме идея кастовой системы, не учитывающей природные склонности человека, проникла в «Ману самхиту» и другие священные писания. Лишившись возможности занять более высокое положение в обществе, кшатрии решили уничтожить сословие брахманов. Для этого они стали поддерживать буддизм. Но любое действие вызывает противодействие. В результате классовое деление общества, основанное исключительно на праве рождения, стало еще заметнее. Этот конфликт между брахманами , злоупотреблявшими своим положением, основанном только на их происхождении, и кшатриями , предавшими свою культуру, привел к деградации и тех, и других. Так называемые брахманы , в действительности не имеющие никаких брахманских добродетелей, стали создавать священные писания, учитывая лишь собственную выгоду и пренебрегая интересами других сословий. Кшатрии , утратившие могущество, потерпели поражение в битвах с врагами. Изгнанные из своих царств, они приняли буддизм. Вайшьи , также лишившиеся некогда присущих им качеств, начали проповедовать джайнизм. А шудры , которые прежде верой и правдой служили своим хозяевам, стали промышлять воровством и разбоем. Отвергнув авторитет ведических писаний, страна сначала оказалась под властью мусульман, а потом в нее пришли торговые компании. В результате идея служения другим была предана забвению. Так влияние Кали юги становилось все сильнее и сильнее.

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Интересно было увидеть влияние времени на ведическую литературу. Обычно мы привыкли говорить, что в Библии много вырезано и изменено, а в ведическом знании всегда все правильно. Но оказывается в Ману-самхиту тоже проникли изменения.

Поделиться

27 Отредактировано Кирилл Луценко (13.11.2012 13:58:36)

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Может, здесь имееться ввиду два типа врачей! Первый - это тот, кто просто сделал из своей деятельности ремесло или бизнес, как говориться поставил на конвеер, не задумываясь о последствиях. Такой врач являеться шудрой или ниже, насколько я понимаю. Он не дает знаний, соответственно зарабатывает негативную карму и порочит всю медицину! А второй - это врач, который дает знания, как правильно жить, отвергает пациента, который не соответствует критериям изложеным в шастрах и сам соответствует этим критериям! Дает не только лекарственное лечение, терапию и т.п., а при этом дает знание о душе, о сатва гуне, о нравственных аспектах, о Боге, наконец, что бы человек не просто залечился и продолжал жить как жил, а вышел на качественно новый виток свооей жизни и стал более осознаным и благочестивым!

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Кирилл пишет:

Может, здесь имееться ввиду два типа врачей!

В доступном нам "Законе Ману" речь идет только о врачах как таковых. Версия про чью-то корыстную вставку поэтому вполне допустима. Если почитать эту книгу внимательно, найдется много подобных мест. Например, "маслобойня равна десяти скотобойням".

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Сергей Николаев пишет:

В доступном нам "Законе Ману" речь идет только о врачах как таковых.

Простите, я наверное не совсем ясно выразился. Под словом "здесь" я имел ввиду данное обсуждение. Что в Аюрведа шастрах врач - это брахманическое занятие, а в "Ману самхите" эта деятельность считаеться недостойной. Поэтому у меня и возникла мысль, что в разных текстах просто описываються разные типы врачей!

Поделиться

30 Отредактировано Сергей Николаев (01.02.2013 13:08:52)

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Сергей Нарожный пишет:

Считать Ману-смрити важной для индусов варна-ашрама дхарма-шастрой - огромное недоразумение. [...]
Ману-смрити никогда не играла роль важного религиозного или социального канона для индусов.

А вот в этом Субхаш Шарма не прав. Если бы это было так, то такие ученые, как Бхактиведанта Свами и Кешава Кашмири не цитировали бы "Ману-смрити" в своих комментариях и устных высказываниях.

Наличие некоторых искажений и добавлений в дошедшей до нас версии не дает повода огульно критиковать это Писание.

Поделиться