Тема: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

В дхарма-шастрах вайдьи отнесены к разряду низких недостойных профессий, чуть ли не наравне с женщинами легкого поведения, охотниками и т.д.

Есть также упоминания копеечного жалованья, которое выплачивалось вайдьям (сопоставимо с зарплатами водоноса и конюха).

Как такое может быть, ведь без вайдьев невозможна нормальная жизнь в обществе, и они приносят обществу большую пользу?

Кстати, к числу таких низких порочных людей помимо вайдьев почему-то относили и производителей масла. Тоже непонятно...

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Откуда информация? Приведите источники.

Из Мемуаров Вайдйев становится ясно, что первоначально Аштавайдйа принадлежали к брахманическому сословию.

Поделиться

3 Отредактировано Сергей Николаев (05.11.2012 20:33:50)

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

"Ману-Самхита":

3.152-154. Надо избегать при приношении богам и предкам ЛЕКАРЕЙ,
обслуживающих идолов* жрецов, продавцов мяса и живущих торговлей,
слугу (presya) деревни и царя (raja), имеющего больные ногти,
имеющего черные зубы, ослушника гуру, покинувшего священный огонь, а
также ростовщика (vardhusin),
чахоточного, пастуха, младшего брата, женившегося раньше
старшего*, человека, не исполняющего религиозных обязанностей,
ненавидящего брахманов...

3.180. [Пища], данная [человеку], продающему сому, [становится] калом,
ЛЕКАРЮ - гноем и кровью, жрецу, обслуживающему идолов, - погибает,
ростовщику (vardhusin)-[как бы] не существует (apratisfha)...

4.212. Никогда не следует есть [пищу] ЛЕКАРЯ, охотника, злого человека, поедателя остатков,
пищу угры, пищу рожающей женщины, ни оставшуюся после прихлебывапия
воды, ни являющуюся нечистой в течение десяти дней...

4.220. Пища ЛЕКАРЯ - это гной, пища развратницы - мужское семя, пища
ростовщика - испражнения, торгующего оружием - грязь.

9.258-260. Взяточников, вымогателей, обманщиков, а также игроков, гадателей
вместе с лжесвятыми (bhadra) и хиромантами,
недостойно поступающих высокопоставленных служащих (mahamatra),
ЛЕКАРЕЙ (cikitsaka), занятых в художественных ремеслах*, умных
женщин, продающих себя, - одних открытых, а других, действующих скрытно, [как и] неариев,
носящих отличительные знаки ариев, надо считать терниями в народе.

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Сергей Николаев пишет:

ЛЕКАРЕЙ (cikitsaka)

А какое это отношение имеет к вайдйа?

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Тогда предлагаю в моем исходном вопросе заменить слово "вайдья" словом "врач" или "доктор".

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Видимо речь идёт о "народных целителях"  *JOKINGLY*

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Согласно Мемуарам Вайдйев, потомственные врачи служили при королевских дворах (см. Мемуары Вайдйев, часть 2, 3. Королевский врач). Более того, вайдйа обязательно присутствовал на ведическом ритуале в статусе брахмана (см. Мемуары Вайдйев, часть 4, 2. История семьи Аштавайдйа).

Это говорит об их высоком статусе в обществе. Социальный статус аштавайдйа был принижен лишь под влиянием хирургии, методы которой не позволяли соблюдать ритуальную чистоту.

Поделиться

8 Отредактировано Сергей Николаев (06.11.2012 00:42:16)

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Разве "чикитсака" (а также "бхишадж" из 3.180) - это "народные целители"?

В словарях эти слова чаще приводятся в значении "медик", "доктор", "врач", а не "народный целитель".

Вот нашел еще один фрагмент 10-й главы "Ману-самхиты", из которого можно предположить, что врачевание и медицина (чикитсита) считались занятиями не для дваждырожденных:   

"45. Все эти племена, которые в мире [находятся] вне рожденных из уст,
рук, бедер и ступней [Брахмы] *, - говорящие на языке млеччхов и
ариев, - все они считаются дасью.

46. Те, которые считаются апасада и рожденными от смешанных браков,
пусть существуют занятиями, презренными [с точки зрения]
дваждырожденных.

47. Для сут [подобает] уход за лошадьми и колесницами, для амбаштхов -
врачевание (cikitsita), для вайдехаки - служение женщинам *, для
магадхов - торговля (vanikpatha)".

Поделиться

9 Отредактировано Владимир Дружинин (06.11.2012 08:02:58)

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Сергей Нарожный пишет:
Сергей Николаев пишет:

ЛЕКАРЕЙ (cikitsaka)

А какое это отношение имеет к вайдйа?

C точки зрения лексикографии, вайдья, бхишак и чикитсака - это синонимы. Например, Амара-коша: rogahāry agadaṃkāro bhiṣag vaidyau cikitsake - "Рогахари, агадамкара, бхишак, вайдья и чикитсака - синонимы".

Почему незавидная роль? Практически все цитаты касаются ритуальных действий, для участия в которых нужна чистота, причём высшей степени. Врач по роду своей деятельности соприкасается с телами других людей, которые могут быть нечисты и которые могут быть вообще неприкасаемыми, поэтому с внешней точки зрения врач осквернён и потому избегается при разного рода подношениях. Но всё это не отменяет благородство этой профессии :)
Вопрос очень любопытный, будем разбираться :)

Насчёт пользы:
Мудрец Чанакья говорит (Чанакья-нити, 1.9):
dhanikaḥ śrotriyo rājā nadī vaidyas tu pañcamaḥ |
pañca yatra na vidyante na tatra divasaṃ vaset ||
   
«Не стоит жить и дня в том месте, где нет достойного царя, сведущего священника, квалифицированного врача, щедрого богача и полноводной реки».

ye-ye-guṇe matta hai'kare ahaṅkara |
avaśya īśvara tāhā karena saṁhāra ||

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Андрей Головинов пишет:

Видимо речь идёт о "народных целителях"  *JOKINGLY*

Сергей Николаев пишет:

Разве "чикитсака" (а также "бхишадж" из 3.180) - это "народные целители"?

В словарях эти слова чаще приводятся в значении "медик", "доктор", "врач", а не "народный целитель".


Это была шутка такая. Простите, если неуместная...  *PARDON*

Поделиться