1 Отредактировано Ghost (16.08.2018 13:15:41)

Тема: О сладком и кислом.

"...Поэтому люди, которые страдают глазными болезнями, должны ограничить потребление кислой пищи. Он(кислый вкус) разжижает? капху и накапливает токсины в крови, вызывает жжение в горле, а также замедляет заживление ран. Если у человека сдвинут баланс в теле в кислую сторону, то раны будут заживать плохо, у него будут появляться внутренние язвы и т.д."(лекция 3)

"... Для питты хорошо поститься на сырых соках, фруктах или сырых овощах. Однако при этом нельзя пить соки сладких фруктов, потому что сладкий вкус наоборот приводит к формированию амы."(лекция 7)

Автор: Бхакти Вигьяна Госвами(Вадим Тунеев).Семинар «Аюрведа», Друскининкай, июль 1994 г.

Уважаемые участники форума, кто-нибудь может дать ссылки на источники в шастрах, где утверждается, что кислый и сладкий вкусы амагенны?

Поделиться

2 Отредактировано Антон К (16.08.2018 15:59:54)

Re: О сладком и кислом.

Доброго дня :)

Слушал когда-то этот семинар, он неплохой (по сравнению не будем говорить с кем), но всё же это не уровень квалифицированных вайдья классической аюрведа-парампары, таких как Андрей Юрьевич.

Кислый вкус (амла раса) сам по себе не является амагенным; кислые  субстанции обладают действием срота вишодхана (очищающим телесные каналы от амы). Амагенный эффект в данном случае может иногда возникать косвенным образом, например вследствие подавления сахаджа крими (естественной микрофлоры кишечника) неумеренным и длительным питием уксуса (иногда "натуропаты" подобное советуют).

Сладкий вкус (сваду раса) при неправильном употреблении обладающих им продуктов может нести амагенное действие, но для питта-конституции это менее актуально, чем, например, для капхи, т.к. сваду раса успокаивает питту и в целом для людей питта-конституции весьма полезен (ежели, конечно, знать в нём меру).

Конкретные ссылки на шастры думаю быстрее меня приведут более квалифицированные форумчане :)

Спасибо сказали: Ghost1

Поделиться

3 Отредактировано Ghost (17.08.2018 13:17:50)

Re: О сладком и кислом.

Антон, спасибо за комментарий. Тунеев больше по части идеологии ИСККОН, но демонстрирует неплохой уровень знания аюрведы. В Америке это называется educator. С питтой и капхой всё понятно более или менее, а как на счёт ваты?

Поделиться

4 Отредактировано Павел Пересыпкин (17.08.2018 14:28:21)

Re: О сладком и кислом.

О воздействии вкусов - Сушрута Сутра, 42я глава, Чарака Сутра 26 глава, Аштанга Самграха Сутра 18 глава, Аштанга Хридаям Сутра 10 глава. На перевод сейчас времени нет, может кто из форумчан поможет с переводом/разбором или выложит фото/скан английского перевода.

Сладкий

Норма

tatra, madhurō rasō rasaraktamāṁsamēdō'sthimajjaujaḥśukrastanyavardhanaścakṣuṣyaḥ kēśyō varṇyō balakr̥tsandhānaḥ [5] śōṇitarasaprasādanō bālavr̥ddhakṣatakṣīṇahitaḥ ṣaṭpadapipīlikānāmiṣṭatamastr̥ṣṇāmūrcchādāhapraśamanaḥ ṣaḍindriyaprasādanaḥ kr̥mikaphakaraścēti;  Su.Su.42

tatra, madhurō rasaḥ śarīrasātmyādrasarudhiramāṁsamēdōsthimajjaujaḥśukrābhivardhana āyuṣyaḥ ṣaḍindriyaprasādanō balavarṇakaraḥ pittaviṣamārutaghnastr̥ṣṇādāhapraśamanastvacyaḥ kēśyaḥ kaṇṭhyō balyaḥ prīṇanō jīvanastarpaṇō br̥ṁhaṇaḥ sthairyakaraḥ kṣīṇakṣatasandhānakarō ghrāṇamukhakaṇṭhauṣṭhajihvāprahlādanō [1] dāhamūrcchāpraśamanaḥ ṣaṭpadapipīlikānāmiṣṭatamaḥ snigdhaḥ śītō guruśca| Ca.Su.26


В избытке

sa ēvaṅguṇō'pyēka ēvātyarthamāsēvyamānaḥ kāsaśvāsālasakavamathuvadanamādhuryasvarōpaghātakr̥migalagaṇḍānāpādayati tathā'rbudaślīpadabastigudōpalēpābhiṣyandaprabhr̥tīñjanayati(1) |10| Su.Su.42

sa ēvaṅguṇō'pyēka ēvātyarthamupayujyamānaḥ sthaulyaṁ mārdavamālasyamatisvapnaṁ gauravamanannābhilāṣamagnērdaurbalyamāsyakaṇṭhayōrmāṁsābhivr̥ddhiṁ śvāsakāsapratiśyāyālasakaśītajvarānāhāsyamādhuryavamathusañjñāsvarapraṇāśagalagaṇḍagaṇḍamālāślīpada- galaśōphabastidhamanīgalōpalēpākṣyāmayābhiṣyandānityēvamprabhr̥tīn kaphajān vikārānupajanayati (1)|43| Ca.Su.26


Кислый

Норма

amlō jaraṇaḥ pācanō dīpanaḥ pavananigrahaṇō'nulōmanaḥ kōṣṭhavidāhī bahiḥśītaḥ [6] klēdanaḥ prāyaśō hyadyaścēti; Su.Su.42

amlō rasō bhaktaṁ rōcayati, agniṁ dīpayati, dēhaṁ br̥ṁhayati ūrjayati, manō bōdhayati, indriyāṇi dr̥ḍhīkarōti, balaṁ vardhayati, vātamanulōmayati, hr̥dayaṁ tarpayati, āsyamāsrāvayati, bhuktamapakarṣayati klēdayati jarayati, prīṇayati, laghuruṣṇaḥ snigdhaśca|  Ca.Su.26

В избытке

ścēti; sa ēvaṅguṇō'pyēka ēvātyarthamupasēvyamānō dantaharṣanayanasammīlanarōmasaṁvējanakaphavilayanaśarīraśaithilyānyāpādayati, tathā kṣatābhihatadagdhadaṣṭabhagnarugṇaśūnapracyutāvamūtritavisarpitacchinnabhinnaviddhōtpiṣṭādīni pācayatyāgnēyasvabhāvāt paridahati kaṇṭhamurō hr̥dayaṁ cēti(2) |10|  Su.Su.42

sa ēvaṅguṇō'pyēka ēvātyarthamupayujyamānō dantān harṣayati, tarṣayati, sammīlayatyakṣiṇī, saṁvējayati lōmāni, kaphaṁ vilāpayati, pittamabhivardhayati, raktaṁ dūṣayati,māṁsaṁ vidahati, kāyaṁ śithilīkarōti, kṣīṇakṣatakr̥śadurbalānāṁ śvayathumāpādayati, api ca kṣatābhihatadaṣṭadagdhabhagnaśūnapracyutāvamūtritaparisarpitamarditacchinnabhinnaviśliṣṭōdviddhōtpiṣṭādīni pācayatyāgnēyasvabhāvāt, paridahati kaṇṭhamurō hr̥dayaṁ ca (2)|43|  Ca.Su.26

Поделиться

5

Re: О сладком и кислом.

Похоже, без Андрея Юрьевича тут не разобраться...

Поделиться

Re: О сладком и кислом.

Антон К пишет:

кислые  субстанции обладают действием срота вишодхана (очищающим телесные каналы от амы).

Хотелось бы подтверждение из шастр.
Слышал что кислая пища способна закупоривать каналы за счет присутствия элемента земли.

Поделиться

Re: О сладком и кислом.

Ghost пишет:

С питтой и капхой всё понятно более или менее, а как на счёт ваты?

Доброго дня :)
Кислый и сладкий вкусы благоприятны для ваты. Однако, в случае с мадхура (сваду) раса продукты с преобладающим сладким вкусом, употребляемые неправильно или в избыточном количестве, для вата пракрити также могут иметь амагенный эффект вследствие свойственного ей вишама агни (нестабильного огня пищеварения); поэтому они должны употребляться в соответствии с правилами питания, т.е. по чувству голода, в необходимом количестве, в горячем виде (кроме мёда и других исключений), со специями, обладающими свойствами агни дипана и ама пачана и т.д.

Поделиться

8 Отредактировано Антон К (03.09.2018 20:38:17)

Re: О сладком и кислом.

Всеволод Сидоренко пишет:
Антон К пишет:

кислые  субстанции обладают действием срота вишодхана (очищающим телесные каналы от амы).

Хотелось бы подтверждение из шастр.
Слышал что кислая пища способна закупоривать каналы за счет присутствия элемента земли.

Праману из шастр, к сожалению, не могу привести. И в лекциях Андрей Юрьевич о таком конкретном действии амла раса также не говорил.

Однако, данное утверждение (правильнее будет назвать предположением) родилось [в моём уме] посредством размышления над:

- такими качествами кислого вкуса как агни дипана [в данном контексте - активизация тканевого метаболизма], вата ануломана [способствование правильному движению вата доша по сротам, каналам] и - в ударных дозах - капхам вилапаяти [разжижение капхи], т.к. ама по свойствам родственна капхе;

- а также над терапевтическим действием дравья с кислым вкусом, таких как:
- уксус: качество бхедана ["отскребание" амы от стенок каналов];
- лимон: амадошаджит [выведение амы]
- удашвит [дадхи - в первую очередь в кислой стадии созревания - наполовину разбавленный водой]: ама гхнам парамам [в высшей степени устраняющий аму].

Таким образом, в данном случае итоговое действие амла раса правильнее будет назвать не срота вишодхана, а срота шодхана (т.к. вишодхана - это "в высшей степени очищающий"). Если предположение о действии амла раса как срота шодхана не верно - прошу уважаемых вайдьев меня поправить :)

Поделиться

9 Отредактировано Антон К (03.09.2018 20:47:55)

Re: О сладком и кислом.

Taurus пишет:

На перевод сейчас времени нет, может кто из форумчан поможет с переводом/разбором

В переводе Аштанги и Чараки, к сожалению, не могу помочь ввиду незнания санскрита  :)  Перевод Сушруты мог бы составить и выложить на основании лекций Андрея Юрьевича (если Андрей Юрьевич не возражает).

Поделиться

10 Отредактировано Антон К (08.09.2018 13:29:42)

Re: О сладком и кислом.

"А всё-таки она вертится"  :)

В том смысле, что Андрей Юрьевич всё же говорил о свойстве срота [ви]шодхана относительно амла раса. Сам санскритский термин "срота [ви]шодхана" не назывался (видимо поэтому я и не запомнил), однако в комментарии к действию вата ануломана Андрей Юрьевич упоминал в т.ч. устранение обструкции каналов, т.е. по факту описывалось именно такое действие.

Таким образом, комментарий авторитетных вайдья получен :) , и шастра прамана в данном случае выглядит так:

"amlō rasō [...] vātamanulōmayati [...]" Ca.Su.26
"Кислый вкус способствует правильному движению вата доша по телесным каналам, устраняет обструкции, рефлюксы и антиперистальтику".

И действие вкусов Андрей Юрьевич описывал на основании Чараки (не Сушруты), опечатался  :)

Поделиться