Тема: Ревматоидный артрит
Добрый день,
Уважаемое сообщество прошу пролить свет на это заболевание, более глубокое его понимание и возможности терапии средствами Аюрведы. Если такой возможности нет или нет интереса к обсуждению этой темы, тогда прошу направить на источники информации достойные внимания (может быть отсылка на шастры, стандартные протоколы лечения).
Заранее извиняюсь за большой объем текста и воспросов.
Вот что пока удалось для себя высветить:
Направления терапии амаваты:
Будет ли корректным при терапии амаваты направить свое внимание на следующие направления и насколько правильно соответствуют процедуры и препараты данным направлениям?:
0. Уменьшение воспаления суставов и утоление/уменьшение боли (абхьянга, препараты на основе гуггула, лепа)
1. Поддержка и усиление Агни (монодиета + пачана-дипана препараты/специи)
2. Стабилизация Ваты (Матра басти)
3. Приведение амы в движение, удаление ее из тела (абхьянга с последующим прогреванием, матра басти, препараты на основе гуггула, лепа)
4. Восстановление поврежденных тканей и оджаса (диета, предписанная для конституционального типа + специфические акценты)
Монодиета - Кичади/рисовая каша + пачанам,дипанам препараты (1)
При таких системных заболеваниях как амавата рекомендуется (Головинов А.Ю.) http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=267:
«Монодиета на кичади.
Цель терапии - настроить огонь пищеварения в оптимальный состояние, чтобы он переваривал пищу без образования амы.
При этом параллельно принимаются препараты со стимулирующим пищеварение и обмен веществ действием (дипана-пачана), такие как Панчакола чурнам, Хингувачади чурнам, Читракади гутика и т.д.*»
Можно ли как вариант разнообразия использовать:
yavagu (утром): рисовую кашу: обжаренный рис приготовленный с дипана-пачана препаратом (в рецепте ½ чайной ложки специй: смесь изготовлена из сухого имбиря, семян кориандра, тмина и пиппали) с минимальным количеством соли и масла (можно ли вместо гхи использовать здесь сливочное масло)?
Просто машевый суп (например в обед)?
-Можно ли добавлять иногда зеленые листовые овощи?
- * Ни Панчакола чурнам, Хингувачади чурнам в ближайшем порубежье найти не удалось, есть Читракади бати фирм Вьяса, Байдьянатх, Пунарвасу.
Можно ли вместо панчакола чурна использовать читракади бати? Стоит ли бати превращать в порошок и добавлять в суп или можно просто использовать как таблетки?
Если нет, будет ли достаточно использовать в качестве пачана-дипана средства одного Сухой имбирь (шунти) (но у него, в отличие от Ардрака вроде бы нет выраженного св-ва дипанам) в виде отвара?
-Когда лучше принимать пачана-дипана средства непосредственно с едой/перед едой или на пустой желудок между приемами пищи? Можно ли как вариант использовать с едой читракади бати (или шунти), а в промежутках между едой на пустой желудок упаренный в 4 раза отвар шунти (1ч.л. 3 раза в день) или это будет уже слишком?
Как интересный вариант (с более ярко-выраженным действием по амавате чем шунти) упоминалось Андреем Юрьевичем еще одно растение из семейства имбирных – Альпиния Галанга/Калган истинный/Калган китайский,
но в наших краях как-то не удалось пока найти.
Также как пачана-дипана средство встречалось упоминание Вайшванара чурна – если можно осветите действие и применение этого препарата в этом направлении.
-Как долго нужно находиться на этой монодиете и по каким признакам стоит ее завершать?
Матрабасти (2,3 - удаления амы из кишечника и тканей и стабилизация Ватадоши)
Видел ответ Андрея Юрьевича по поводу матрабасти при РА http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=17:
«Матравасти при амавате делается только после проведения агнидипаны и амапачаны, после перехода болезни в стадию нирамавастха».
-Можно ли обозначить чем характеризуется переход болезни в стадию нирамавастха?
-Матрабасти выполняется в любое время дня после еды? Можно ли в текущий сезонный период проводить матра басти вечером после ужина? Требует ли матра басти для лечения амаваты предварительного масляного массажа, последующего прогревания?
Выбор масла
Какое масло лучше использовать при амавате для матра басти:
• Дханвантарам тайла,
• Сахачаради тайла,
• Смесь кунжутного и касторового масел в пропорции 3:1?
Дозировка масла
-Какой должна быть дозировка? Для физически и психологически ослабленного болезнью человека насколько небольшие объемы нужно использовать – 50-75мл?
-При амавате (если не рассматриваем панчакарму) используются ли только матрабасти или возможны другие варианты басти (например очистительная Мадхутайлика басти)?
-Должны ли басти быть ежедневными?
Масляный массаж и прогревание (0,3)
-Можно ли делать масляный массаж и прогревание повторяющимися курсами если тяжело постоянное применение?
-Какое масла (и какого производителя) лучше использовать для абхьянги:
• Маханараяна тайла ( Аюрведа здесь, Сахул, Пунарвасу),
• Коттамчуккади тайла,
• Прабханджанам тайлу
• Смесь кунжутного и касторового масел (в пропорции 3:1?)?
-Если очень выражена суставная боль + мышечное жжение, что из масел лучше использовать?
-При промасливании на чем лучше сделать акцент: на втирании масла в пораженные суставы, или равномерно втирание во все тело?
-Нужно ли при амавате прогревать тело после абхьянги (для лучшего растворения и отделения амы), если да, то как это лучше сделать в домашних условиях?
-Каким должно быть прогревание: обязательно общим или можно локальным?
Припарки — лепа (0,3)
-Какие из трав лучше применять для приготовления лепы?
-Будет ли оптимальным для этого выбор трав, обладающих горьким и острым вкусами, а также противозастойным действием, например: вача (аир болотный), шунти? Можно ли добавить еще травы с противовоспалительным действием, например: тысячелистник, фиалку, подмаренник цепкий, бузина черная, листья ч.смородины, сабельник, корень лопуха, соссюрею?
О соссюрее (горькуше) были хорошие отзывы при приеме внутрь, но возможно и наружное применение будет иметь хороший эффект. Но опять же к сожалению у нас пока не удалось найти эту траву.
-Стоит ли смешивать травы с тайлой (кунжутное + касторовое масла) или может быть с каким то другим проводником и усилителем их действия?
Также было упоминание о добавление саиндхавы и кислого молоко в лепу.
-Какова их роль в данной терапии?
-Если возможно использование саиндхавы, можно ли ее заменить обычной каменной солью?
-Можно ли описать тех.процесс приготовления лепы: если смешивать припарку с маслами (какова должна быть в данном случае пропорция кунжутного и касторового масла), в какой последовательности и как это должно происходить?
-Есть ли какие-то ограничения по использованию лепы, например в период обострения воспаления?
Гуггул (0,3)
-Можно ли использовать при амавате препараты на основе гуггулу?
Если стоит использовать, то опишите пожалуйста основные механизмы действия, правила приема, дозировку препарата, т.к. несколько смущает привязка к рекомендуемая привязка к лунному циклу:
http://ayur-veda.dp.ua/product_info.php … cts_id/708
«7дней от новолуния и от полнолуния, за 10-15мин до еды?
При аутоиммунных полиартритах:
1мес. - 2капсулы 3 раза в день перед едой, затем от полно- до новолуния 3р в день до стойкого эффетка (3-6мес).»
По механизмам действия нашлось http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=156:
«Гуггул, кроме вата доша, снижает также и Капха доша и показан скорее при наличии тканевой пролиферации (кисты и др. разрастания), чего в Вашем случае не заявлено».
-Если вес тела понижен, но присутствует дополнительно к амавате миома можно ли применять препараты гуггула?
-Если можно, то что в этом случае будет лучшим выбором: Йогараджа/Симханада Гуггул?
Рекомендации Андрея Юрьевича по правилам приема http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=350:
[При приёме гуггулу и препаратов на его основе] для того чтобы получить правильный эффект [и не получить осложнений] необходимо избегать кислого, резкого и раздражающего, несварения, половых сношений, усталости, нахождения на солнце и перегревания, алкоголя, а также гнева. Кислое (полностью) исключается из рациона.
Специфические акценты диеты (после завершения курса монодиеты) (4)
- Если не затрагивать конституционные моменты, какие акценты должны присутствовать в питании после завершения монодиеты?
Стоит ли (после улучшения аппетита и прохождения терапии) полностью исключить тяжелую, сырую, холодную пищу (пшеницу, кукуруза и мука из них, сырые овощи, фрукты), а также рафинированную муку, продукты, вызывающие закупорки каналов и употреблять только легко усваиваемую пищу или достаточно будет придерживаться питания по конституциональному типу?
По поводу отдельных продуктов при РА:
Молоко, молочные продукты:
При РА аюрведа традиционно запрещает принимать молоко и практически все молочные продукты, яйца
.
-Есть ли в этом запрете какое-либо исключение, можно ли что-то из молочных продуктов принимать? Например, что насчет сливочного масла, гхи?
Растительные масла
-Какие также растительные масла можно использовать в пищу, можно ли кунжутное масло?
Соевые продукты
-Можно ли использовать соевые продукты, если по молочке есть жесткое ограничение?
Пасленовые
-Можно ли использовать пасленовые, если этого не исключает конституция человека (картофель, перцы, помидоры),
Соль
-Можно ли использовать при амавате каменную соль, если да, то в каких пропорциях? -Если добавляется сильное проявление отечности стоит ли минимизировать ее прием?
Вкусы
-Должно ли быть в питании более выраженное наличие горького и острого вкуса (Имбирь, асафетида), для стимуляции пищеварения и удаления амы?