Тема: Ревматоидный артрит

Добрый день,
Уважаемое сообщество прошу пролить свет на это заболевание, более глубокое его понимание и возможности терапии средствами Аюрведы. Если такой возможности нет или нет интереса к обсуждению этой темы, тогда прошу направить на источники информации достойные внимания (может быть отсылка на шастры, стандартные протоколы лечения).
Заранее извиняюсь за большой объем текста и воспросов.

Вот что пока удалось для себя высветить:

Направления терапии амаваты:
Будет ли корректным при терапии амаваты направить свое внимание на следующие направления и насколько правильно соответствуют процедуры и препараты данным направлениям?:
0.    Уменьшение воспаления суставов и утоление/уменьшение боли (абхьянга, препараты на основе гуггула, лепа)
1.    Поддержка и усиление Агни (монодиета + пачана-дипана препараты/специи)
2.    Стабилизация Ваты (Матра басти)
3.    Приведение амы в движение, удаление ее из тела (абхьянга с последующим прогреванием, матра басти, препараты на основе гуггула, лепа)
4.    Восстановление поврежденных тканей и оджаса (диета, предписанная для конституционального типа + специфические акценты)


Монодиета - Кичади/рисовая каша + пачанам,дипанам препараты (1)
При таких системных заболеваниях как амавата рекомендуется (Головинов А.Ю.) http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=267:

«Монодиета на кичади.
Цель терапии - настроить огонь пищеварения в оптимальный состояние, чтобы он переваривал пищу без образования амы.
При этом параллельно принимаются препараты со стимулирующим пищеварение и обмен веществ действием (дипана-пачана), такие как Панчакола чурнам, Хингувачади чурнам, Читракади гутика и т.д.*»

Можно ли как вариант разнообразия использовать:
yavagu (утром): рисовую кашу: обжаренный рис приготовленный с дипана-пачана препаратом (в рецепте ½ чайной ложки специй: смесь изготовлена из сухого имбиря, семян кориандра, тмина и пиппали) с минимальным количеством соли и масла (можно ли вместо гхи использовать здесь сливочное масло)?
Просто машевый суп (например в обед)?
-Можно ли добавлять иногда зеленые листовые овощи?

- * Ни Панчакола чурнам, Хингувачади чурнам в ближайшем порубежье найти не удалось, есть Читракади бати фирм Вьяса, Байдьянатх, Пунарвасу.
Можно ли вместо панчакола чурна использовать читракади бати? Стоит ли бати превращать в порошок и добавлять в суп или можно просто использовать как таблетки?

Если нет, будет ли достаточно использовать в качестве пачана-дипана средства одного Сухой имбирь (шунти) (но у него, в отличие от Ардрака вроде бы нет выраженного св-ва дипанам) в виде отвара?

-Когда лучше принимать пачана-дипана средства непосредственно с едой/перед едой или на пустой желудок между приемами пищи? Можно ли как вариант использовать с едой читракади бати (или шунти), а в промежутках между едой на пустой желудок упаренный в 4 раза отвар шунти (1ч.л. 3 раза в день) или это будет уже слишком?


Как интересный вариант (с более ярко-выраженным действием по амавате чем шунти) упоминалось Андреем Юрьевичем еще одно растение из семейства имбирных – Альпиния Галанга/Калган истинный/Калган китайский,
но в наших краях как-то не удалось пока найти.

Также как пачана-дипана средство встречалось упоминание Вайшванара чурна – если можно осветите действие и применение этого препарата в этом направлении.

-Как долго нужно находиться на этой монодиете и по каким признакам стоит ее завершать?


Матрабасти (2,3 - удаления амы из кишечника и тканей и стабилизация Ватадоши)

Видел ответ Андрея Юрьевича по поводу матрабасти при РА http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=17:

«Матравасти при амавате делается только после проведения агнидипаны и амапачаны, после перехода болезни в стадию нирамавастха».

-Можно ли обозначить чем характеризуется переход болезни в стадию нирамавастха?

-Матрабасти выполняется в любое время дня после еды? Можно ли в текущий сезонный период проводить матра басти вечером после ужина? Требует ли матра басти для лечения амаваты предварительного масляного массажа, последующего прогревания?

Выбор масла
Какое масло лучше использовать при амавате для матра басти:
•    Дханвантарам тайла,
•    Сахачаради тайла,
•    Смесь кунжутного и касторового масел в пропорции 3:1?

Дозировка масла
-Какой должна быть дозировка? Для физически и психологически ослабленного болезнью человека насколько небольшие объемы нужно использовать – 50-75мл?

-При амавате (если не рассматриваем панчакарму) используются ли только матрабасти или возможны другие варианты басти (например очистительная Мадхутайлика басти)?

-Должны ли басти быть ежедневными?


Масляный массаж и прогревание (0,3)
-Можно ли делать масляный массаж и прогревание повторяющимися курсами если тяжело постоянное применение?
-Какое масла (и какого производителя) лучше использовать для абхьянги:
•    Маханараяна тайла ( Аюрведа здесь, Сахул, Пунарвасу),
•    Коттамчуккади тайла,
•    Прабханджанам тайлу
•    Смесь кунжутного и касторового масел (в пропорции 3:1?)?

-Если очень выражена суставная боль + мышечное жжение, что из масел лучше использовать?
-При промасливании на чем лучше сделать акцент: на втирании масла в пораженные суставы, или равномерно втирание во все тело?
-Нужно ли при амавате прогревать тело после абхьянги (для лучшего растворения и отделения амы), если да, то как это лучше сделать в домашних условиях?
-Каким должно быть прогревание: обязательно общим или можно локальным?


Припарки — лепа (0,3)
-Какие из трав лучше применять для приготовления лепы?
-Будет ли оптимальным для этого выбор трав, обладающих горьким и острым вкусами, а также противозастойным действием, например: вача (аир болотный), шунти? Можно ли добавить еще травы с противовоспалительным действием, например: тысячелистник, фиалку, подмаренник цепкий, бузина черная, листья ч.смородины, сабельник, корень лопуха, соссюрею?

О соссюрее (горькуше) были хорошие отзывы при приеме внутрь, но возможно и наружное применение будет иметь хороший эффект. Но опять же к сожалению у нас пока не удалось найти эту траву.
-Стоит ли смешивать травы с тайлой (кунжутное + касторовое масла) или может быть с каким то другим проводником и усилителем их действия?
Также было упоминание о добавление саиндхавы и кислого молоко в лепу.
-Какова их роль в данной терапии?
-Если возможно использование саиндхавы, можно ли ее заменить обычной каменной солью?
-Можно ли описать тех.процесс приготовления лепы: если смешивать припарку с маслами (какова должна быть в данном случае пропорция кунжутного и касторового масла), в какой последовательности и как это должно происходить?
-Есть ли какие-то ограничения по использованию лепы, например в период обострения воспаления?


Гуггул (0,3)
-Можно ли использовать при амавате препараты на основе гуггулу?
Если стоит использовать, то опишите пожалуйста основные механизмы действия, правила приема, дозировку препарата, т.к. несколько смущает привязка к рекомендуемая привязка к лунному циклу:
http://ayur-veda.dp.ua/product_info.php … cts_id/708

«7дней от новолуния и от полнолуния, за 10-15мин до еды?
При аутоиммунных полиартритах:
1мес. - 2капсулы 3 раза в день перед едой, затем от полно- до новолуния 3р в день до стойкого эффетка (3-6мес).»

По механизмам действия нашлось http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=156:

«Гуггул, кроме вата доша, снижает также и Капха доша и показан скорее при наличии тканевой пролиферации (кисты и др. разрастания), чего в Вашем случае не заявлено».

-Если вес тела понижен, но присутствует дополнительно к амавате миома можно ли применять препараты гуггула?
-Если можно, то что в этом случае будет лучшим выбором: Йогараджа/Симханада Гуггул?

Рекомендации Андрея Юрьевича по правилам приема http://ayurvedika.ru/forum/viewtopic.php?id=350:

[При приёме гуггулу и препаратов на его основе] для того чтобы получить правильный эффект [и не получить осложнений] необходимо избегать кислого, резкого и раздражающего, несварения, половых сношений, усталости, нахождения на солнце и перегревания, алкоголя, а также гнева. Кислое (полностью) исключается из рациона.


Специфические акценты диеты (после завершения курса монодиеты) (4)
- Если не затрагивать конституционные моменты, какие акценты должны присутствовать в питании после завершения монодиеты?
Стоит ли (после улучшения аппетита и прохождения терапии) полностью исключить тяжелую, сырую, холодную пищу (пшеницу, кукуруза и мука из них, сырые овощи, фрукты), а также рафинированную муку, продукты, вызывающие закупорки каналов и употреблять только легко усваиваемую пищу или достаточно будет придерживаться питания по конституциональному типу?

По поводу отдельных продуктов при РА:
Молоко, молочные продукты:

При РА аюрведа традиционно запрещает принимать молоко и практически все молочные продукты, яйца

.
-Есть ли в этом запрете какое-либо исключение, можно ли что-то из молочных продуктов принимать? Например, что насчет сливочного масла, гхи?
Растительные масла
-Какие также растительные масла можно использовать в пищу, можно ли кунжутное масло?
Соевые продукты
-Можно ли использовать соевые продукты, если по молочке есть жесткое ограничение?
Пасленовые
-Можно ли использовать пасленовые, если этого не исключает конституция человека (картофель, перцы, помидоры),
Соль
-Можно ли использовать при амавате каменную соль, если да, то в каких пропорциях? -Если добавляется сильное проявление отечности стоит ли минимизировать ее прием?

Вкусы
-Должно ли быть в питании более выраженное наличие горького и острого вкуса (Имбирь, асафетида), для стимуляции пищеварения и удаления амы?

Поделиться

Re: Ревматоидный артрит

При терапии амаваты корректным будет направить своё внимание на подходящую клинику, так как  лечение в полном объёме возможно только в стационаре, необходимы постоянное наблюдение, высокая квалификация  врачей / терапевтов и все необходимые условия - оборудование - медикаменты. Самодеятельность или самолечение (не знаю, что из этого задумано) при отсутствии должных условий, знаний, опыта и лекарств до добра не доведёт, это очень серьёзно и ответственно  - решается вся дальнейшая судьба пациента.

Поделиться

Re: Ревматоидный артрит

Не советую браться за амавату без соответствующей подготовки. Можно наломать дров.

Внутреннее и внешнее промасливание, а также масляные прогревания КАТЕГОРИЧЕСКИ противопоказаны при амавате, пока болезнь не минует стадию ама-авастхи.

Строго говоря, амавата — это не всегда ревматоидный артрит. Бывает, что при развёрнутой симптоматике амаваты ревмопробы отрицательные.

Почитайте про амавата-чикитса-сутру для начала.

"Certain diseases by its nature are difficult to manage and among those is āmavāta."

Приложения к теме

Иконка приложения amavata cikitsa sutra.pdf 246.69 КБ, загружен 1561 раз(а) с 20.03.15 

Поделиться

Re: Ревматоидный артрит

О соссюрее (горькуше) были хорошие отзывы при приеме внутрь

А можно поподробней?

Поделиться

5 Отредактировано Полетаев Вадим (25.03.2015 00:50:32)

Re: Ревматоидный артрит

Спасибо всем ответившим.

Хотелось обсудить само заболевание, но Аюрведа характеризуется личностным подходом, поэтому перейдем к ним.

Серьезные заболевания несомненно лучше лечить у опытных практикующих докторов в стационаре. Это конечно было озвучено. Было предложено также пройти онлайн-консультацию у Андрея Юрьевича. Но обстоятельства человека (пока) не позволяют этого сделать, поэтому предпринимаются некоторые попытки и лечения (в том числе и самолечение) методами медицины как традиционной так и нет.
Тяжесть заболевания я понимаю и понимаю ответственность (некоторый опыт йога-терапии, йоги заставляет осознать всю важность этого) которую беру на себя когда даю какие либо рекомендации со своей стороны человеку.


Чего хотелось бы (с моей стороны) в данной ситуации:
Хотелось бы его немного ограничить, направить на путь причинения себе минимально ущерба, по возможности сдерживания болезни и если возможно небольших улучшений (некоторого контроля заболевания с улучшением качества жизни – снятия сильного болевого синдрома), пока у него не появится возможности пройти стационарное лечение.
Поэтому прошу вас дать те простые рекомендации которые возможны в данной ситуации в условиях нестационара исходя из той информации, которую сейчас подняли в этих сообщениях.



Что из терапевтических процедур человек уже применял:
Langhana – терапия производящая легкость в теле
Upavāsa - пост/голодание.
Было проведено 2 цикла РДТ – разгрузочно-диетической терапии, (даже в ней не удалось человека убедить пройти ее стационарно 1-й раз - считаю что это бы дало более выраженный позитивный эффект). 1 раз был более длительным, 2-й более коротким – на обоих этапах было достигнуто улучшение состояния (даже с учетом тех осложнений, которые были – касается корректного выхода из РДТ и введения соли в рацион, поэтому вопрос о приеме соли остается открытым).

-Насколько длительные циклы поста/голодания разрешаются в состоянии Амаваты?

dipana – разжигание аппетита, pāchana - ↑ пищеварение
Небольшой цикл (6дней) монодиеты на кичари, в качестве pāchana-dipana средства использовался шунти (как в отваре, так и в сам маш) дал незначительное утоление болевых ощущений, общее небольшое снятие отечности.

māruta, ātapa – водные и солнечные ванны. Солнечные ванны пока невозможны, а вот под водными ваннами подразумевается прием полной ванны или омовения теплой водой будет достаточно? Если да это также реализуется.

Pipāsā – придерживается приема теплой/горячей воды по состоянию жажды.


Моя попытка компиляции и выработки простого общего алгоритм действия из поднятого материала
Прошу поправить и прояснить ошибки сделанные мной.

Зеленым цветом отмечаю переводную информацию.


1-3 день: Langhana, ама-пачана-дипана, снехана-сведана
Режим начиная с первых трех дней langhana в виде пропуска приема пищи или легкой диеты рекомендуется.
Одновременно panchakola отвар в дозе 10 мл один раз в день дается и сухое пропотевание вовлеченных суставов может быть сделано после аккуратного нанесения vishagarbha Taila.

- Можно ли прояснить информацию по этому маслу: vishagarbha Taila?

Этот этап можно сказать, что сейчас реализуется, но растянут по времени. Единственное, что Рукша сведана не применялась.

Если я ошибся с переводом и интерпретацией прошу меня поправить: Рукша сведана – (локальное?) пропотевание с использованием горячего водяного мешка/мешка с песком.
Может быть использована по достижению состояния nirāma nādi sveda для потоотделения во множественных суставах стоп и рук.

-Заканчивается этот этап (Langhana) по достижению состояния nirāma и nirāma nādi sveda? Объясните пожалуйста чем эти состояния характеризуется?

Вышеназванные процедуры (горячие, сухие компоненты) могут сделать тело сухим.
Поэтому после достижения состояния nirāma или когда начинаются показываться симптомы сухости тела, снеха может быть добавлена.

Для внутренней Snehana лекарственное масло, такое как saindhvādi Taila может быть использованы.
Можно ли реализовать внутреннюю Снехану в домашних условия?


5-10 день: Guggulu, Патра-пинда Сведа, легкая диета
С 5 по 10-й день следует прием Rasna-saptaka kvātha, с добавлением godanti и pippalimula наряду с приемом Guggulu могут быть предоставлены. Одновременно Патра-пинда Сведа также может быть сделано. Во время всего этого периода легкая диета рекомендуется.

- Чем можно заменить прием Rasna-saptaka kvātha?
Из возможных вариантов (достпуные препараты) Сведаны - Churna Pinda Sveda с использованием Vachā, Shunthi.
Можно ли это реализовать в домашних условиях?

-По приему гуггулу также вопрос остался открытым. Прошу прояснить информацию по этому препарату по вопросам, которые я поднимал в сообщении выше.


11-17 день:  Внутренняя виречана: Snehana с saindhavadi Taila(11-14), Рукша Снеха + vishagarbha Taila (15-16), классический Виречана (17)
Для Виречана внутренняя Snehana с saindhavadi Taila может быть сделана с 11 по 14-й день, а 15-16 дни могут быть пропущены. В эти дни легкая, жидкая и горячая диета должна даваться. В эти дни перерыва сухое пропотевание должно быть сделано после применения vishagarbha Taila (Рукша Снеха). На 17-й день классическая Виречана осуществляется и три дня samsarjana Крама может осуществляться путем приема Peya, vilepi, akrita и krita yusha.

- Можно прояснить что такое samsarjana Крама?

«После достижения состояния nirāma постом и применением пищеварительных препаратов, внутренняя Snehana может быть практиковаться с saindhavadi или Брихат Saindhvādi Taila (бхава пракаша) до достижения samyaka snigdha lakshana.»

- samyaka snigdha lakshana – можно ли раскрыть это состояние?
Насколько возможно проведение дома внутренней Снеханы по достижению этого состояния?

«После этого в три дня пропуска, mridu abhayanga и Сведана или только Рукша Сведа всего тела выполняется в зависимости от состояния пациента или заболевания».

-Классическую Виречана под вопросом. Можно ли как упрощенный вариант использовать мридуречану (мягкое послаблении) с послабляющим средством Авипатти чурнам (триврит), Трипхала.
Или лучше Rechana с касторовым маслом: Послабление с касторовым маслом очень полезны при лечении āmavāta. Это может применяться один или два раза в неделю или ежедневно. От 5 до 10 мл только касторового масла или с порошком Shunthi  на пустой желудок. Это считается очень эффективным в обеспечении помощи пациенту. Т.к. это Sneha Виречана, то нет необходимости в предварительной Snehana.

-Если соединяется касторовое масла с порошком Shunthi как это лучше сделать?


3-6 неделя shamana Чикитса, 7-я Кшара Басти (3+3п)х1-4, 3п - anuvasana Басти с saindhvadi Taila
«На 21-й день и далее снова shamana Чикитса упомянутые выше, могут быть проведены в течение трех недель. С седьмой недели далее Кшара Басти может быть дана в течение трех дней и после перерыва в три дня снова курсом три дня Кшара Басти может быть повторена; еще такие 3 курса Басти могут быть даны в случае необходимости, в дни перерывов anuvasana Басти с saindhvadi Taila могут быть даны.
После этого пациент может быть снова на упомянутых выше shamana перпаратах в течение месяца или около того. В этот период Сведана после применения vishgarbha Taila может быть сделано, и если контрактура есть можно мягко и постепенно прорабатывать ее в течение Сведана терапии.»

«Вообще niruha басти (детоксикационная клизмы) предписывается в āmavata, а Anuvāsana Басти противопоказана. Однако в случае чрезмерной сухости, если необходимо, одна Anuvāsana Басти с saindhavadi Taila может быть дана в период между курсами Niruha Басти.»

-Кшара басти отпадает. Что возможно из более доступных вариантов (Мадхутайлика басти тоже не вариант корень клещевины не так просто найти) Niruha Басти?
-Прошу прояснить момент по  возможности применения матрабасти – вопрос был в предыдущем сообщении.


Upanaha (Припарки без промасливания)
-По ним бы хотелось узнать следующую информацию, какие доступные препараты можно использовать и когда в рамках курса это лучше применять? В какой можно применять  припарки с добавлением тайлы – прошу ответить на вопрос (по припарка) из предыдущего сообщения.


Pathya – чего придерживаться

Предпочтительными являются диета и лекарственные средства, имеющие горький и острый вкус. Баклажан, горькие-тыквы (karvellaka), ячмень, старый рис, конский горох/kulattha и суп из него, имбирь (сухой), чеснок, лук, горячая вода являются полезными.

-Во все периоды предписана легкая (иногда жидкая и горячая диета) диета. Насколько легкой она должна быть?

- Вопрос по поводу ячменя – насколько я помню он обладает сушащим действием. Почему он дан в рекомендациях? А из бобовых наилучшим будет применение куллатху? Старый рис – насколько старым он должен быть, как любое зерно – больше 1года? Горькие тыквы у нас к сожалению не растут, но может быть посоветуете что-то из похожего по действию.


Из однокомпонентых средств
Haridrā (Curcuma longa): Куркума. Доза: 5г порошка делается паста, добавляя мед, принимается на голодный желудок дважды день.
Pippali (Пайпер лонгум): Длинный перец. от 3 до 5г порошка, делается паста, добавляя мед, принимается дважды в день.

- проясните пожалуйста какими качествами обладает пиппали.
Shunthi (Сухой имбирь. Доза: 5г порошка делается паста, добавляя мед, принимается на голодный желудок дважды день.


-Если я правильно понял для более сильного дипана-пачана действия лучше оставить прием хорошо выпаренного отвара шунти.
Насколько долго можно и нужно применять шунти (препараты дипана-пачана действия), только в период Langhana – терапии или можно принимать на постоянной основе с стандартной дозировкой?

Apathya – чего избегать
Молоко, творог/йогурт, рыба и мясо водных животных, неочищенный пальмовый сахар, черный горох (мАш), выпечка/кондитерские изделия, листья upodika, воздействие восточного ветра, viruddha и asātmya и тяжелые продовольственные товаров, вязких (picchila) овощей, vishamāshana (нерегулярная привычка питания), подавления естественных позывов, ночных пробуждения, дневной сон и загрязненная вода вредны для пациента ревматоидного артрита.

Особенно улыбнуло  :)  « воздействие восточного ветра» - можно раскрыть тайный смысл, если он есть и как избежать его воздействия?

Прошу прояснить также вопросы по Специфическим акцентам диеты из прошлого сообщения. -И что здесь подпадает под категорию тяжелых продуктов и вязких овощей?

Поделиться

Re: Ревматоидный артрит

- проясните пожалуйста какими качествами обладает пиппали.

Пиппали - удивительное растение. Немного с ним работал. Вот из Кособурого и Бхавамищры:

https://pp.vk.me/c622421/v622421020/2662d/vkpjiikpJpc.jpg

Рлунг - ветер, вата. Бад-кан - слизь, капха.

https://pp.vk.me/c622421/v622421020/26624/ibZV2QkAAj4.jpg

Приложения к теме

Иконка приложения Pippali Bhavaprakash.JPG 944.8 КБ, загружен 621 раз(а) с 25.03.15 

Спасибо сказали: Полетаев Вадим, indatext2

Поделиться

Re: Ревматоидный артрит

Кособурый это у нас кто такой?

Поделиться

8 Отредактировано Глеб Камалутдинов (25.03.2015 14:43:55)

Re: Ревматоидный артрит

Андрей Кособуров. Похоже, не только с санскритом, но и с русским не дружу.

http://www.kunpendelek.ru/library/tibet … new-books/

Поделиться

Re: Ревматоидный артрит

По пиппали у Кособурого горький вкус после переваривания, в Бхавапракаща - Свадупака.
Что понимается под вкусом после переваривания в тибетской медицине?

Поделиться

Re: Ревматоидный артрит

у Кособурова  *WRITE*

Поделиться