Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Владимир Дружинин пишет:

C точки зрения лексикографии, вайдья, бхишак и чикитсака - это синонимы. Например, Амара-коша: rogahāry agadaṃkāro bhiṣag vaidyau cikitsake - "Рогахари, агадамкара, бхишак, вайдья и чикитсака - синонимы".

Врач, лекарь, целитель - тоже синонимы. Но семантически - не одно и то же. :)

Тут мне хотелось обратить внимание на другой, не менее важный, момент. Отвлекаясь от ритуальной чистоты.

Сергей Николаев пишет:

Разве "чикитсака" (а также "бхишадж" из 3.180) - это "народные целители"? В словарях эти слова чаще приводятся в значении "медик", "доктор", "врач", а не "народный целитель".

Чарака не даром выделяет псевдо-врачей и шарлатанов (ЧС, Сутрастхана, 11.50-53), забирающих жизни пациентов и недостойных уважения, и высоко превозносит истинных врачей, спасителей жизни (ЧС, Сутрастхана, 29.3-4). Так что не всякий врач - целитель, а целитель - врач :)

Говорить о незавидной роли врача в дхарма-шастрах, даже опираясь на их ритуальную нечистоту, некорректно. Настоящие врачи, истинные целители в ведическом обществе обладали уважением, почётом и порой большим богатством. Например,

Мемуары Вайдйев, часть 2, Аштавайдйа На*** Муссу пишет:

Им (Аштавайдйа) не нужно было совершать очистительных ритуалов каждый день, чтобы сохранить ритуальную чистоту; для них считалось достаточным принять обычное омовение. [Для Аштавайдйа] были введены подобные альтернативы... Cемья Вайдйаматам Нампутири сохранила незапятнанный статус в иерархии [Брахманов].

Или служили при королевском дворе:

Мемуары Вайдйев, часть 2, Аштавайдйа На*** Муссу пишет:

В старые времена было немало случаев покушения на жизнь через отправление, например, яд добавляли в еду и т.п. В таких ситуациях вся ответственность за жизнь короля ложилась на плечи королевского врача.

Восьмая глава Аштанга Хридайам так и называется «защита пищи» (annarakṣādhyāya), и начинается с различения ядов в пище.

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Сергей Нарожный пишет:
Владимир Дружинин пишет:

C точки зрения лексикографии, вайдья, бхишак и чикитсака - это синонимы. Например, Амара-коша: rogahāry agadaṃkāro bhiṣag vaidyau cikitsake - "Рогахари, агадамкара, бхишак, вайдья и чикитсака - синонимы".

Врач, лекарь, целитель - тоже синонимы. Но семантически - не одно и то же. :)

Тут мне хотелось обратить внимание на другой, не менее важный, момент. Отвлекаясь от ритуальной чистоты.

Сергей Николаев пишет:

Разве "чикитсака" (а также "бхишадж" из 3.180) - это "народные целители"? В словарях эти слова чаще приводятся в значении "медик", "доктор", "врач", а не "народный целитель".

Чарака не даром выделяет псевдо-врачей и шарлатанов (ЧС, Сутрастхана, 11.50-53), забирающих жизни пациентов и недостойных уважения, и высоко превозносит истинных врачей, спасителей жизни (ЧС, Сутрастхана, 29.3-4). Так что не всякий врач - целитель, а целитель - врач :)

Говорить о незавидной роли врача в дхарма-шастрах, даже опираясь на их ритуальную нечистоту, некорректно. Настоящие врачи, истинные целители в ведическом обществе обладали уважением, почётом и порой большим богатством. Например,

Мемуары Вайдйев, часть 2, Аштавайдйа На*** Муссу пишет:

Им (Аштавайдйа) не нужно было совершать очистительных ритуалов каждый день, чтобы сохранить ритуальную чистоту; для них считалось достаточным принять обычное омовение. [Для Аштавайдйа] были введены подобные альтернативы... Cемья Вайдйаматам Нампутири сохранила незапятнанный статус в иерархии [Брахманов].

Или служили при королевском дворе:

Мемуары Вайдйев, часть 2, Аштавайдйа На*** Муссу пишет:

В старые времена было немало случаев покушения на жизнь через отправление, например, яд добавляли в еду и т.п. В таких ситуациях вся ответственность за жизнь короля ложилась на плечи королевского врача.

Восьмая глава Аштанга Хридайам так и называется «защита пищи» (annarakṣādhyāya), и начинается с различения ядов в пище.

Какова семантика?
vidyāṁ adhite iti vaidya, тот кто учён в определённом (как правило, практическом) знании, суффикс aṇ на это указывает.  Пример из Чхандогья-упанишад (7.1.2): bhūtavidyāṃ kṣatravidyāṃ nakṣatravidyāṃ и т.д.
корень kit, согласно Варттике, указывает на противостоянии болезням (vyādhi-pratīkāra). Тот, кто противостоит болезням, есть чикитсака.

Примеры аштанга-вайдьев - настолько же глобальны, как влияние дхарма-шастр, таких как Манава-дхармашастра, на всю территорию Индии, или это больше керальская традиция? Или она является исключением?
Другими словами, брахманический статус врачей подтверждается какими-то каноническими текстами? Кроме текстов традиционной Аюрведы, где мы встречаем утверждения о том, какими качествами должны обладать медицинские студенты и есть указания на их общественное положение (например, в Сушрута-самхите - о трёх высших варнах).

ye-ye-guṇe matta hai'kare ahaṅkara |
avaśya īśvara tāhā karena saṁhāra ||
Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

В книге "Брахмана и вайшнава" Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура цитирует Атри Махашайю (376-379):
"4 вида брахманов недостойны поклонения, пусть даже своей ученостью они будут подобны Брихаспати: торговцы козами, художники, врачи и астрологи".

Англ. текст:
Apart from these ten kinds of brahmanas, Atri Mahashaya (376-379) also describes:
“There are three types of brahmanas-those who know astrology, those who know the Atharva Veda, and those who recite the Puranas like parrots.
“Goat traders, painters, physicians, and astrologers-these four kinds of brahmanas never become worshipable, even if they are as learned as Brihaspati.

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Владимир Дружинин пишет:

Примеры аштанга-вайдьев - настолько же глобальны, как влияние дхарма-шастр, таких как Манава-дхармашастра, на всю территорию Индии, или это больше керальская традиция? Или она является исключением?
Другими словами, брахманический статус врачей подтверждается какими-то каноническими текстами? Кроме текстов традиционной Аюрведы, где мы встречаем утверждения о том, какими качествами должны обладать медицинские студенты и есть указания на их общественное положение (например, в Сушрута-самхите - о трёх высших варнах).

Да, это керальская традиция.
А Сушрута Самхита не авторитетна? :)

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Аштанга Хридаям (Су.2.24а) предлагает арчану совершать вайдье, наряду с другими достойными субъектами:

arcayed devagovipravṛddhavaidyanṛpātithīn

Бедный вайдья...

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Сергей Нарожный пишет:
Владимир Дружинин пишет:

Примеры аштанга-вайдьев - настолько же глобальны, как влияние дхарма-шастр, таких как Манава-дхармашастра, на всю территорию Индии, или это больше керальская традиция? Или она является исключением?
Другими словами, брахманический статус врачей подтверждается какими-то каноническими текстами? Кроме текстов традиционной Аюрведы, где мы встречаем утверждения о том, какими качествами должны обладать медицинские студенты и есть указания на их общественное положение (например, в Сушрута-самхите - о трёх высших варнах).

А Сушрута Самхита не авторитетна?)
Да, это керальская традиция.


Естественно, авторитетна :)
Изначально вопрос был задан о канонических дхарма-шастрах, вот мы и пытаемся разобраться. Вы процитировали Мемуары Вайдьев, это керальская традиция. А любопытно узнать в целом, некоем историческом контексте, о враче в ведическом обществе.

ye-ye-guṇe matta hai'kare ahaṅkara |
avaśya īśvara tāhā karena saṁhāra ||

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Видимо у врача в ведическом обществе было такое же социальное положение, как и у врача в историческом контексте современной России и стран СНГ  *CRYING*

Это опять была шутка... Простите... :[

А можно задать личный вопрос топикстартеру? Сергей, а лично Вам в связи с чем и почему интересна эта тема?

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Андрей Головинов пишет:

Видимо у врача в ведическом обществе было такое же социальное положение, как и у врача в историческом контексте современной России и стран СНГ  *CRYING*

Это опять была шутка... Простите... :[


Отличное у Вас чувство юмора, Андрей Юрьевич  *THUMBSUP*

ye-ye-guṇe matta hai'kare ahaṅkara |
avaśya īśvara tāhā karena saṁhāra ||

Поделиться

19 Отредактировано Сергей Николаев (06.11.2012 18:51:29)

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Андрей Головинов пишет:

Сергей, а лично Вам в связи с чем и почему интересна эта тема?

Потому что не могу понять, почему лечение (чикитсита) считалось столь злостным занятием в своде законов для человечества. Там приводятся правила, но не указываются причины.

Про то, что врач загрязнился для участия в обрядах (например, Шраддхе), еще можно понять (объяснения приводились выше).

Но не до конца понятно, почему Атри Махашайя (376-379) говорит:
"4 вида брахманов недостойны поклонения, пусть даже своей ученостью они будут подобны Брихаспати: торговцы козами, художники, врачи и астрологи". (Из книги "Брахмана и вайшнава" Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура )

И уж совсем не пойму, почему согласно "Ману-самхите" маслобойня равна десяти скотобойням. И сотни других правил.

Настоящие врачи, истинные целители в ведическом обществе обладали уважением, почётом и порой большим богатством.

В Артхашастре Котильи (приблизительно 300 год до н.э.) есть глава, посвященная зарплатам, которые выплачиваются раджой его служащим.
Самая высокая зарплата была 64 000 пан, которую могли получать только королева-мать, наследник престола, главный советник, главнокомандующий, главный евнух и пурохит раджи. 32000 пан получали советники и сановитые чиновники.
Врач получал зарплату в 4 паны, находясь в табеле о рангах между водоносом и конюхом. (Источник)

Поделиться

Re: Почему вайдьям отводилась незавидная роль в дхарма-шастрах?

Владимир Дружинин пишет:

Отличное у Вас чувство юмора, Андрей Юрьевич  *THUMBSUP*

Чувство юмора нам всем надо поберечь. А то уже скоро Сергей Игоревич обещает выкатить очень тяжёлую артиллерию  @= и будет расстреливать Ману-самхиту снарядами от доктора Субхаша Шармы.  o_O

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться