Re: Изучение АХС по книге Шрикумара
Сегодня было разобрано 16 стихов .
Итоги встречи:
В году есть 6 сезонов, каждый из которых состоит из 2х месяцев. Шесть ṛtus (сезонов): śiśira (поздняя зима), vasanta (весна), grīṣma(лето), varṣā (сезон дождей)-śarad (осень), hima (хеманта – ранняя зима). Доши приходящие в стадию санчаи в определенный сезон, должны быть успокоены, для того, чтобы предотвратить их переход в пракопу. Целью различия в сезонных режимах, является предотвращение санчаи доша и успокоение санчита доша.
Весь год делится на 2 периода: когда преобладет агнея (Уттарайана/ Аданакала) или саумйа (Дакшинайана / Висаргакала).
Три сезона Шишира, Васанта, Гришма называются Уттарайана - солнце движется к северу (уттара диша) – с запада на восток. В этот период, Солнце находится севернее экватора, земля теряет влагу, воздух становится сухим, что приводит к снижению бала и оджаса (Аданакала).
Во время Уттарайана/ Аданакала tīkṣṇa-uṣṇa-rūkṣa гунны увеличиваются, а tikta kaṣāya kaṭuka расы более проявлены. Это период агнейа.
varṣā (сезон дождей)-śarad (осень), hima (хеманта – ранняя зима) называются Дакшинайана/Висаргакала - солнце движится на юг от экватора (дакшина диша) - с запада на восток . Во время этого периода Солнце южнее экватора. Влага увеличивается благодаря преобладанию saumya, Луна набирает силу (soma hi balavant).Поэтому этот период Висаргакала,т.к. увеличивается бала и оджас. Холодные облака/тучи, дождь и ветер (megha-vṛṣṭi-anila), охлаждают разогретую землю, что приводит к snigdha (маслянистости) и увеличению(balino) таких рас как amla-lavaṇa-madhura.
Период оканчания Аданакала и начала Висаргакала называется равноденствием – их два: весеннее (март-июнь), и осеннее (сентябрь-ноябрь), когда день и ночь становятся равными по длине и Солнце находится прямо над экватором.
Есть два варианта солнцестояния, когда Солнце находится в самой северной или самой южной точках от экватора. Это середина лета (летнее/северное солнцестояние - Аданакала) или зимы (зимнее солнцестояние), когда наступают самый длинный день и ночь. Зимнее солнцестояние или южное (Висаргакала) характеризуется самыми длинными ночью и днем.Период с октября по март характеризуется длинными ночами, а с апреля по сентябрь – длинными днями.
СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ВСЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО ДЛЯ СЕВЕРНОГО ПОЛУШАРИЯ. В ЮЖНОМ ВСЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ЗЕРКАЛЬНО.
РЕЖИМ ДЛЯ ХЕМАНТА:
В этот период ночи длинней, что приводит к раннему утреннему голоду.
Из-за сильного холода, который блокирует каналы (saṃrodha), Агни устремляется в центр, что усиливает Огонь пищеварения (prabala anala). Следовательно, недостаточное кол-во пищи (alpa-indhana) приведет к перевариванию собственных тканей (dhātu tad pac). Шротородха и дхату кшайа приводят к увеличению Ваты (vāyu-īray). Поэтому в Хеманта рекомендовано принимать svādu-amla-lavaṇa rasa.
Из вышесказанного следует, что режим и реккомендации в этот период будут направлены на vāta-ghna, несмотря на то, что в Хеманта Капха санчайа, а в Шишира – копа.
Рукомендовано:
• Снеха с маслами приготовленными с травами успокаивающими вату: abhyaṅga, vimardana (интенсивный массаж руками), pādāghāta (массаж ступнями), mūrdhan taila (широ-абхйанга, ширадхара/ширахсека, широпичу, широбасти)
• niyuddha (борьба) с опытными борцами (т.е. такая физ. нагрузка, которая согреет и поможет вспотеть, чтобы прочистить шротасы, что будет профилактикой одной из причин джвара (лихорадка))
• для удаления избыточного масла, необходимо использовать уптан из лекарственных порошков с kaṣāya раса. После этого нанести на тело шафрановую пасту, мускус, и подушиться агаром (маслом Алойного дерева).
• Блюда рекомендуемые в этот сезон: rasa (сладкие супы, например из мунг дала) snigdha (маслянистая пища), мясо здоровых животных, напитки из патоки, выпечка их пшеницы, черный маш, сок сахарного тростника, молочные продукты, nava anna (зерно нового урожая), кунжутное масло taila, костный мозг (vasā) и вино.
• Необходимо использовать теплую воду во время гигиенических процедур, разумно греться на солнце, носить теплые одежды (из хлопка, шерсти, шелка, меха)
• sveda
• и ношение обуви,
• а также объятие любящей жены (да простят меня наши корифеи за такой перевод).