Алексей Байков пишет:Итак, три метода терапии в аюрведе
trividhamauṣadhamiti daivavyapāśrayaṃ yuktivyapāśrayaṃ sattvāvajayaśca
(Чарака Самхита, Сутрастхана, 11.54)
Тривидхам аушадхам - три вида лекарственных средств, три вида лечебных воздействий. Именно так начинается этот стих у Чараки, в котором вкратце описываются три группы средств лечебного воздействия. Слово аушадхи (ósha-dhi) по смыслу обозначает то, что несёт в себе трансфомацию; то, что содержит огонь, жар (ush); или даже - то, что несёт в себе свет.
Алексей Байков пишет:Саттва Ваджая - ментальная психотерапия
Саттва-аваджайа - обуздание ума (саттва), победа над умом, подчинение ума. В данном контексте саттва означает ум, о чём говорится, например, в начале Сутрастханы у Чараки:
sattvamātmā śarīraṁ ca trayametattridaṇḍavat (Чарака Самхита, Сутрастхана, 1.46)
sattvaṁ manaḥ (комментарий Чакрапанидатты на этот стих)
В Чарака Самхите также говорится, что ум (саттва) бывает трёх основных типов:
trividhaṁ khalu sattvaṁ - śuddhaṁ, rājasaṁ, tāmasamiti
(Чарака Самхита, Шарирастхана, 4.36)
Ум может быть чистым (śuddha), либо находящимся под (подавляющим) влиянием раджаса-доша или тамаса-доша. Чистый ум обладает такими качествами:
adoṣamākhyātaṃ kalyāṇāṃśatvāt (Чарака Самхита, Шарирастхана, 4.36)
kalyāṇāṁśatvāditi śubharūpāṁśatvāt (комментарий Чакрапанидатты на этот стих)
Т.е. он лишён изъяна, безвреден, благороден, добродетелен, красив; украшает человека. Человек с чистым умом правильно различает и правильно поступает. Это приносит ему благополучие, удачу, доброе имя, и, конечно, здоровье, поскольку прагйа апарадха выводит все доша из равновесия:
prajñāparādhaṁ taṁ vidyāt sarvadoṣaprakopaṇam
(Чарака Самхита, Шарирастхана, 1.102)
Чистый ум делает тело божественным (dēvādiśarīraṁ):
sattvānurūpaṁ śarīraṁ bhavati, yadi śuddhasattvaṁ bhavati tadā devādiśarīraṁ bhavatītyādi
...devaśarīre sāttvikamityādi jñeyam
(комментарий Чакрапанидатты на стих Ша.4.36)
Прагйа апарадха - dhīdhr̥tismr̥tivibhraṣṭaḥ karma (ЧС, Ша.1.102-109) - это неразумные действия, совершённые без различения пользы и вреда, без устойчивости в правильном выборе, с пренебрежением к опыту прошлого. Например, стимуляция естественных позывов или их подавление, наслаждение тем, что вредно для здоровья, или поведение, не подобающее времени, месту и обстоятельствам. Подобные действия загрязняют (dūsháyati) ум и рождают вредную связь с неподобающими объектами чувств (asātmyārthasamyoga).
Поэтому саттва-аваджайа терапия предполагает именно удержание ума от вредных объектов чувств. В Аштанга Хридайам, Сутрастхана 1, 26 говорится:
dhī-dhairyātmādi-vijñānaṃ mano-doṣauṣadhaṃ param
Лучшие лекарства для доша ума (раджаса и тамаса) - это дхи (способность различать, что хорошо, а что плохо), дхайрйа (устойчивость, терпение, сила воли следовать правильному решению), атма-ади (осознание себя, понимание себя, своего места и времени).
Вот так вкратце. Буду рад комментариям, замечаниям.