Тема: "Иррациональные" методы терапии в аюрведе

Итак, три метода терапии в аюрведе:
Юкти Вьяпашрайа - рациональная терапия
Саттва Ваджая - ментальная психотерапия
Дайва Вьяпашрайа - духовные практики

Отличие первого, рационального метода от других понятно. Но где проходит граница между двумя оставшимися, на чём основано разделение? Духовные практики ведь также ведут к увеличению саттвичности?
Также будет интересно узнать - как именно методы ментальной психотерапии и духовные практики интегрируются в современную клиническую практику аюрведы в условиях нашего, преимущественно неподготовленного к этому, общества?

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: "Иррациональные" методы терапии в аюрведе

Здравствуйте! вам конечно специалисты дадут более подробное описание, но сегодня мне на глаза попался отрывок из мемуаров вайдьев, часть 1, решил поделиться:

CS Sū 11.54: «Есть три вида терапии – духовная (daivavyapāśraya), рациональная (yuktivyapāśraya) и психологическая (sattvāvajaya). Духовная терапия включает в себя произнесение мантр, ношение [на теле] корней [растений] и драгоценных камней, совершение благоприятных действий, жертвоприношения, дары, пожертвования, следование религиозным предписаниям, искупление [греха, вины], пост, молитвы о благословениях, поклонение (стопам) божеств, паломничество, и т.д. Рациональная терапия состоит из назначений целесообразной диеты и лекарств. Психологическая терапия – это удерживание ума [и чувств] от вредных объектов». (trividham auṣadham iti, daivavyapāśrayaṃ, yuktivyapāśrayaṃ, sattvāvajayaś ca/ tatra daivavyapāśrayaṃ, mantrauṣadhimaṇimaṅgalabalyupahārahomaniyamaprāyaścittopavāsasvastyayanapraṇipātaga manādi, yuktivyapāśrayaṃ, punar āhārauṣadhadravyāṇāṃ yojanā, sattvāvajayaḥ, punar ahitebhyo ‘rthebhyo manonigrahaḥ) (перевод P.V. Sharma).

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: "Иррациональные" методы терапии в аюрведе

Благодарю за ответ!
Очень полезная статья. Действительно, понятно разъяснено - причём, не только в этом примечании, но и непосредственно в тексте статьи:
" Daiva (Skt.) означает действия, совершенные в прошлых жизнях. [Для устранения их неблагоприятных последствий] применяется терапия daivavyapāśraya. Лечение становится полным, только если daiva-vyapāśraya, yukti-vyapāśraya и sattvāvajaya выполняются все вместе. Даже мысли врачей, социальные обстоятельства, и другие вещи испытывают влияние daiva, или прошлых деяний. Таким образом, терапия daiva-vyapāśraya создает основу для правильного выполнения терапии yuktivyapāśraya. Мельпаттур (Нарайана) Бхаттатири исцелился от болезни vāta силой молитвы. Терапия Sattvāvajaya также важна, потому что все болезни происходят от [ошибочного] мышления, [буквально] rāgādirogān…."

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: "Иррациональные" методы терапии в аюрведе

Все четыре части мемуаров вайдйев очень интересны, прочитал с удовольствием!

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: "Иррациональные" методы терапии в аюрведе

Денис Тайшин пишет:

Психологическая терапия – это удерживание ума [и чувств] от вредных объектов».

Добрый день. Не могли бы рассказать по подробнее про sattvāvajaya?

Поделиться

Re: "Иррациональные" методы терапии в аюрведе

Алексей Байков пишет:

Итак, три метода терапии в аюрведе

trividhamauṣadhamiti daivavyapāśrayaṃ yuktivyapāśrayaṃ sattvāvajayaśca
(Чарака Самхита, Сутрастхана, 11.54)

Тривидхам аушадхам - три вида лекарственных средств, три вида лечебных воздействий. Именно так начинается этот стих у Чараки, в котором вкратце описываются три группы средств лечебного воздействия. Слово аушадхи (ósha-dhi) по смыслу обозначает то, что несёт в себе трансфомацию; то, что содержит огонь, жар (ush); или даже - то, что несёт в себе свет.

Алексей Байков пишет:

Саттва Ваджая - ментальная психотерапия

Саттва-аваджайа - обуздание ума (саттва), победа над умом, подчинение ума. В данном контексте саттва означает ум, о чём говорится, например, в начале Сутрастханы у Чараки:

sattvamātmā śarīraṁ ca trayametattridaṇḍavat (Чарака Самхита, Сутрастхана, 1.46)
sattvaṁ manaḥ (комментарий Чакрапанидатты на этот стих)

В Чарака Самхите также говорится, что ум (саттва) бывает трёх основных типов:

trividhaṁ khalu sattvaṁ - śuddhaṁ, rājasaṁ, tāmasamiti
(Чарака Самхита, Шарирастхана, 4.36)

Ум может быть чистым (śuddha), либо находящимся под (подавляющим) влиянием раджаса-доша или тамаса-доша. Чистый ум обладает такими качествами:

adoṣamākhyātaṃ kalyāṇāṃśatvāt (Чарака Самхита, Шарирастхана, 4.36)
kalyāṇāṁśatvāditi śubharūpāṁśatvāt (комментарий Чакрапанидатты на этот стих)

Т.е. он лишён изъяна, безвреден, благороден, добродетелен, красив; украшает человека. Человек с чистым умом правильно различает и правильно поступает. Это приносит ему благополучие, удачу, доброе имя, и, конечно, здоровье, поскольку прагйа апарадха выводит все доша из равновесия:

prajñāparādhaṁ taṁ vidyāt sarvadoṣaprakopaṇam
(Чарака Самхита, Шарирастхана, 1.102)

Чистый ум делает тело божественным (dēvādiśarīraṁ):

sattvānurūpaṁ śarīraṁ bhavati, yadi śuddhasattvaṁ bhavati tadā devādiśarīraṁ bhavatītyādi
...devaśarīre sāttvikamityādi jñeyam
(комментарий Чакрапанидатты на стих Ша.4.36)

Прагйа апарадха - dhīdhr̥tismr̥tivibhraṣṭaḥ karma (ЧС, Ша.1.102-109) - это неразумные действия, совершённые без различения пользы и вреда, без устойчивости в правильном выборе, с пренебрежением к опыту прошлого. Например, стимуляция естественных позывов или их подавление, наслаждение тем, что вредно для здоровья, или поведение, не подобающее времени, месту и обстоятельствам. Подобные действия загрязняют (dūsháyati) ум и рождают вредную связь с неподобающими объектами чувств (asātmyārthasamyoga).

Поэтому саттва-аваджайа терапия предполагает именно удержание ума от вредных объектов чувств. В Аштанга Хридайам, Сутрастхана 1, 26 говорится:

dhī-dhairyātmādi-vijñānaṃ mano-doṣauṣadhaṃ param

Лучшие лекарства для доша ума (раджаса и тамаса) - это дхи (способность различать, что хорошо, а что плохо), дхайрйа (устойчивость, терпение, сила воли следовать правильному решению), атма-ади (осознание себя, понимание себя, своего места и времени).

Вот так вкратце. Буду рад комментариям, замечаниям.

Поделиться

Re: "Иррациональные" методы терапии в аюрведе

Спасибо, всё очень понятно объяснено. Остаётся часть вопроса про практическое применение этих "нерациональных" методов в клинической практике в условиях современного (преимущественно неготового к восприятию этого) общества.

Поделиться

Re: "Иррациональные" методы терапии в аюрведе

Общество готово. Применяйте.

Поделиться