21

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Более того, для большинства врачей аюрведа это лженаука или что-то вроде народной медицины в лучшем случае. Они даже не скрывают снисходительную улыбку, когда слышат это слово. Единицы могу воспринимать что-то, чему их не учили в мединституте.

Тем не менее, многие рецепты и знания травников проверены временем и работают. Текст, что я выложил, не факт, что относится к таким, поэтому и интересно узнать в контексте аюрведы, насколько совпадает.

Поделиться

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Павел Пересыпкин пишет:

Во-вторых, эти вещи никогда не были массовыми и передавались достаточно узкому кругу учеников, не выставляясь особо напоказ.

Спасибо за ваш подробный ответ!
Хочу чтобы вы добавили еще немного про мантры. Я так поняла, что мантры для выздоровление я и укрепления здоровья существуют, но их тоже условно не популяризируют, и всем известная мантра - Махамритьюнджая маловероятно что поможет обычному человеку. Или может есть мантры которые могут все повторять, именно в привязке к здоровью.

Поделиться

23 Отредактировано Антон К (08.07.2021 13:54:13)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Глеб Камалутдинов пишет:

Ещё из своего опыта: марьин корень (чандра - абу-салаб) в виде амулета реально уменьшает склонность к эпилептическим припадкам.

Ключевой вопрос: осведомлён ли предварительно пациент о свойствах корня?

Проверить реальные свойства ИМХО не сложно:
Двум группам пациентов, страдающим припадками (обязательное условие: группы не должны быть знакомы друг с другом), повесить корень.
Первым сказать, что он прекрасно помогает от припадков, вторым - что это амулет для привлечения денег (обязательное условие: говорить нужно авторитетно, т.е. быть авторитетом в глазах слушающего).
И посмотреть результат...

Поделиться

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Что касается ношения амулетов, драгоценных камней и подобных объектов, то логично предположить, что эффект плацебо был известен давно. А поскольку нового идола современности – доказательной медицины – тогда не существовало, восприимчивость к плацебо, вероятно, была выше: не у 30-40% людей как сейчас, а у большинства популяции.

Тот же пример про амулет с пионом уклоняющимся можно объяснить вполне рационально: у самого растения есть объективное противосудорожное, антиспастическое, обезболивающее действие; если пациент испытывал эти эффекты при приеме препарата на основе пиона уклоняющегося внутрь (или даже просто ему об этом рассказали, а он принял как факт), то высока вероятность, что простое ношение амулета с пионом, у такого человека будет работать аналогичным образом, если он доверяет врачу, терапии и восприимчив к эффекту плацебо. И если такому человеку сказать, что при эпилепсии пион тоже великолепно работает, проверено веками, то на протяжении какого-то времени можно наблюдать неплохой эффект.

Характерно, что, хотя плацебо используется во всех качественных современных исследованиях, механизм его действия пока еще плохо изучен. Есть общее понимание, что психологическая составляющая запускает определенные физиологические процессы. Об этом свидетельствует, например, эффект открытого плацебо (когда испытуемые знают, что принимают «пустышки», но все равно испытывают эффекты, иногда это объясняют «условным рефлексом пациента на получаемое внимание), есть опыты, в которых обезболивающий эффект плацебо снижался, если пациенту потом давали вещество, блокирующее действие опиоидов (хотя так не должно по идее происходить, поскольку никакие опиоды не вводились).

Как бы то ни было, есть доказательства, что плацебо неплохо работает у людей с хроническими болями, определенными психическими проблемами (по крайней мере дает временный эффект), аффективными расстройствами. Поэтому оно иногда используется в комплексной терапии таких пациентов. «Комплексной» – ключевое слово, потому что использование только плацебо, даже если оно эффективно для данного конкретного больного, считается неэтичным. И ведь в аюрведе все тоже самое: как Павел написал, юкти-вьяпашрая чикитса и дайва-вьяпашрая чикитса сосуществовали, а не противопоставлялись друг другу. 

Что касается более сложных и тонких моментов, как то: проявления аришт – предвестников, благоприятные и неблагоприятные положения звезд, защитные мантры, ритуалы, проводимые для получения защиты божеств – для понимания таких аспектов логика и рациональность, мне кажется, неуместны. В существовании подобных явлений можно убедиться (или разочароваться) только на практике, видя, как они работают (или не работают) с большим процентом повторяемости. То есть в процессе получения прямой передачи от «специалиста». Поэтому в медицинских шастрах мы не видим подробных разъяснений этих «нерациональных» аспектов, а только упоминания о них, которые для нас собрал Павел, человеческое и аюрведическое ему за это спасибо!

Поделиться

25 Отредактировано Антон К (08.07.2021 14:48:34)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

У Владимира Юрьевича в группе есть выдержка из труда великого французского врача XVI в. Амбруаза Паре:
https://vk.com/ahs_druzhinin?w=wall-123868187_588

С этим врачом связана одна история:

В одной французской больнице умирал пациент. Врачи сказали ему:

- Мы не можем вам помочь, так как не можем поставить диагноз, а без этого лечение невозможно. Единственный шанс для вас - через несколько дней к нам приезжает великий Амбруаз Паре, если он осмотрит вас и сможет поставить диагноз - вы спасены.

Больной собрал последние силы и дождался приезда врача. Наконец этот день настал, и в палате появилась большая процессия из старшего, среднего и младшего медперсонала, во главе которой шествовал великий Амбруаз Паре.

Он подошёл к кровати больного, осмотрел его и веско произнёс: "Moribundus".*

C этого момента больной пошёл на поправку и вскоре выписался из больницы, потому что великий Амбруаз Паре поставил ему диагноз.


* при смерти (лат.)


(Из лекции проф. М.Р. Гинзбурга по эриксоновскому гипнозу)

Поделиться

26 Отредактировано Антон К (08.07.2021 16:25:42)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Павел Пересыпкин пишет:

1) Касательно Джйотиша.

Во многих местах классических текстов Аюрведы совершенно четко прослеживается факт, что врачу Аюрведы конечно Джйотиш-пандитом не обязательно было быть, но как минимум с основами Джйотиша врач должен был быть знаком.

В моём скромном понимании, должон быть знаком обязательно. Да и профессиональному врачу современной медицины астрологические знания не помешают, если честно.

И особливо в той категории заболеваний, каковые в конечном итоге вызываются неисполнением дхармы (в данном контексте - предназначения, и в т.ч. особенностями индивидуального психофизического типа).
И в этом плане актуален не только Джьотиш, а и западная астрология в значительной степени.
Ибо все "тонкие" (назовём это так) состояния сознания смотрятся по транссатурновым планетам, Лилит, Селене и т.п., которых нет в Джьотиш и который - в классическом своём варианте - оперирует только средневековыми инструментами (хотя имеет и свои достоинства, как то динамический Зодиак, понятие Атмакараки и др.)

Т,е. если предназначение нестандартное (например - какая-то особенная профессия, которой не было в Средние века), обычный среднестатистический джьотиш-астролог спасует.
И это просто касаемо профессий, а ведь есть ещё психологические состояния, определяющие взаимодействие индивидуума с социумом и лежащие в основе большинства вещей и явлений.

Поэтому любому связанному с астрологией специалисту гораздо лучше синтезировать в своей практике обе астрологические школы.

Что же касается непосредственно астрологической диагностики заболеваний (какие положения планет соответствуют тем или иным болезням) - то в данном случае ИМХО лучше полагаться на рациональные диагностические средства Аюрведы, т.к. астрологические весьма сильно "вилами по воде писаны", да и квалификации подавляющего большинства современных астрологов сие тонкое искусство, сожалению, не соответствует.

Поделиться

27 Отредактировано Павел Пересыпкин (08.07.2021 20:00:02)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Анастасья пишет:
Павел Пересыпкин пишет:

Во-вторых, эти вещи никогда не были массовыми и передавались достаточно узкому кругу учеников, не выставляясь особо напоказ.

Спасибо за ваш подробный ответ!
Хочу чтобы вы добавили еще немного про мантры. Я так поняла, что мантры для выздоровление я и укрепления здоровья существуют, но их тоже условно не популяризируют, и всем известная мантра - Махамритьюнджая маловероятно что поможет обычному человеку. Или может есть мантры которые могут все повторять, именно в привязке к здоровью.

Это очень сложный и большой вопрос. Попробую ответить с точки зрения своих очень субъективных и скромных знаний, наблюдений, опыта и жизни в Индии.

С точки зрения мантра-чикитсы, в разных текстах прослеживаются следующие категории мантр

1) Ведийские - небольшое количество гимнов Риг Веды и Яджур Веды, сопровождающиеся, как правило хомой - огненным жертвоприношением определенных указанных в текстах-комментариях субстанций, в определенное время и тд. И более обширный и детальный спектр заговоров Атхарваведы, сопровождающийся различными предписанными ритуальными действиями.

Подробнее можете почитать у Т.Я. Елизаренковой в ее предисловии к переводу Атхарваведы или вот, например
https://exoticindiaart.com/book/details … da-IDF413/

2) Тантрические - всевозможных направлений, набравшие популярность в средние века, и занявшие место Атхарваведических в текстах Аюрведы в то время.

3) Шабар-мантры - мантры, составленные средневековыми святыми-аскетами (Натхами, Буддистам, Джайнами и др) на разных индийских языках и диалектах, в первую очередь на Хинди, Гуджарати, Пенджаби, Бенгали и других северо-индийских языках.

Использования мантр любой из этих групп не предусмотрено обычным человеком, не принадлежащим к традиции, не имеющим Гуру, и не следующим тем или иным предписаниям в конкретной традиции

Если перечитаете в моем посте касательно Ведийских мантр (именно о них речь у Сушруты)

देवब्रह्मर्षिभिः प्रोक्ता मन्त्राः सत्यतपोमयाः ॥ भवन्ति नान्यथा क्षिप्रं विषं हन्युः सुदुस्तरम् ॥९॥ विषं तेजोमर्वैर्मन्त्रैः सत्यब्रह्मतपोमयैः ॥ यथा निवार्यते क्षिप्रं प्रयुक्तैर्न तथौषधैः ॥१०॥

Mantras of the nature of truth and penance delivered by devarsi and brahmarşi can not fail and as such destroy even the terrible poison immediately. Poison is not eliminated by administered drugs so quickly as by powerful mantras consisting of truth, divine power and penance.

मन्त्राणां ग्रहणं कार्यं स्त्रीमांसमधुवर्जिना ॥
मिताहारेण शुचिना कुशास्तरणशायिना ॥११॥ गन्धमाल्योपहारैश्च बलिभिश्चापि देवताः ॥ पूजयेन्मन्त्रसिद्ध्यर्थं जपहोमैश्च यत्नतः ॥१२॥

Mantras should be acquired by one abstaining from women, meat and wine; taking little food, pure (and clean) and sleeping on bed of kusa grass.

For accomplishment of the mantra, one should also worship the gods devotedly with offerings of perfumes, garlands and oblations, japa (repeated uttering of the mantra) and sacrificial oblations

Замечу еще, что в те времена в аюрведической традиции была обязательной процедура Шишья-упанаяны - в меру сложного обряда посвящения в ученичества, где в присутствии круга Брахманов проводилась ягья и Гуру давал посвящение ученику (что, традиционно сопровождалось и передачей мантры), а ученик в ответ давал свой обет/клятву в присутствии огня. Это, кстати, все подробно описано и в Чарака Самхите и в Сушрута Самхите и в Кашьяпа Самхите и даже в Аштанга Самграхе.

Да и стоит заметить еще, что те же мудрецы, что получили знание Аюрведы от Индры в соответствии с той же Чарака Самхитой, были и авторами-провидцами гимнов 4х Вед - Атри, Кашьяпа, Агастья, Бхригу, Ангирас, Пуластья, Шаунака и многие другие.

Но тк следование ведийской традиции представляет собой достаточно сложный путь, что как раз в кратце и описано у Сушруты - множество ограничений, предписаний, обязательств, поэтому в средние века на замену ведической Дайва-вьяпашраи пришла тантрическая.

Это хорошо прослеживается по тем же средневековым текстам - Чакрадатта, Вангасена, Йога-ратнакара и др содержит некоторые фрагменты уже тантрической Дайва-вйапашраи. Но еще больше этого разбросано по разнообразным текстам раса-шастры и смежным трудам.

Но опять же, никакие из тантрических мантр не предусматривают последовательность "открыл книгу-прочитал-сработало". Без принадлежности к традиции и получении мантр и объяснений природы их Божества (к кому обращена конкретная мантра) как ими пользоваться, с предписаниями и ограничениями и тд от Гуру, они в лучшем случае совершенно бесполезны.

А в худшем могут заметно навредить даже банально при неправильном произнесении - в соответствии с индийской философией звук и форма (в случае мантры - Божества) не раздельны. Каверкая звук - каверкается форма.

Среди отечественных и западных исследователей и любителей Индии всегда хватало людей с непобедимым экспериментаторским духом, и известно достаточно людей, пытавшихся самостоятельно практиковать "тантру по книжкам". У большинства такие эксперименты заканчивались печально.

Шабар мантры - еще чуть более упрощенная система, но так же не предусматривающая самостоятельной практики вне традиции, где они часто используются, например в Традиции Натхов или Джайнизме.

Тут соответственно появляется вопрос - А что же делать обычным людям, если очень хочется что то почитать для здоровья?  :)

Для обычных людей в средневековых Пуранах есть гигантский набор рекомендаций, предписаний, например аскез, постов, предписаний для паломничества в определенные святые места, проведения простых ежедневных и специальных праздничных пудж (богослужений), а также стотр (гимнов-восхвалений) больших и маленьких (от нескольких строк до тысячи имен) для практически всего пантеона Божеств и вариантов религиозной принадлежности человека (в рамках индуизма, как правило семейной), а также некоторых мантр, допустимых для людей живущих обычной жизнь но желающих той или иной духовной практики в том числе для сохранения или восстановления здоровья.

Например, для Вайшнавов - соблюдение Экадаши, почитание Дханватари
Для шайвов - соблюдение Прадош-Врата и почитание определенных форм Шивы
Для шактов (поклоняющихся Деви) - поста на Аштами и пудж на Аштами-Навами

Конкретно по Мритьюнджая мантре, если память мне не изменяет в Шиваитских пуранах сказано, что ее чтение допустимо/рекомендовано для обычных людей, только, естественно, стараясь соблюдать традиционное произношение и ритмику, а не попсовую современную, а также остальные предписания, за которыми лучше обратиться к первоисточникам - Шива Махапуране, Линга пуране и др

Но из всего индийского пантеона Божества самым исторически почитаемым в плане обретения здоровья со времен Вед был, пожалуй, Бог Солнца - Сурья или Савитар. Хотя во времена Пуран почитание Сурьи немного отошло на второй план, на сегодняшний день если спросить среднего индуса "чем из духовного он занимается для поддержания здоровья", то ответ скорее всего будет - "Сурья Намаскар и чтение Адитья-Хридаям по утрам или на восходе"

Да и в Пуранах и Субхашитах (сборниках цитат/высказываний) попадается часто стих

आरोग्यं भास्करादिच्छेद्धनमिच्छेद्धुताशनात्।
ईश्वराज्ज्ञानमन्विच्छेन्मोक्षमिच्छेज्जनार्दनात्॥ ४१॥

ārogyaṃ bhāskarādiccheddhanamiccheddhutāśanāt /
īśvarājjñānam anvicchenmokṣam icchejjanārdanāt // (41)

Здоровья следует искать/просить у Бхаскары (Сурьи - Бога Солнца), богатства - у Агни (Бога Огня)
(Духовного/высшего) знания - у Ишвары (Шивы), Мокши (освобождения) - у Вишну.

Хотя с последней строчкой некоторые Шиваиты могут и не согласиться  :)

А вообще по хорошему кому из Божеств и в какой традиции что то читать (в православии, к слову, тоже есть большой арсенал молитв о здоровье и исцелении), то 3 варианта:

- Куда Душа лежит
- Вам посчастливилось встретить духовного наставника, истинного Гуру той или иной традиции (я именно про истинных, а не про весь этот поп-хинду-гуру шлак). Хороший духовник в православном храме может быть тоже хорошим вариантом
- Если мы говорим про индийскии реалии - совершить маленькое чудо, найти образованного традиционного Джйотиш Пандита и он может по разным аспектам натальной карты дать рекомендации по почитанию тех или иных Божеств в целом или на определенные периоды.

На этом я пожалуй закончу, а то и так уже слишком глубоко "в эзотерику" углубились.  :)

Поделиться

28 Отредактировано Павел Пересыпкин (08.07.2021 20:01:50)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Екатерина Балык пишет:

Что касается ношения амулетов, драгоценных камней и подобных объектов, то логично предположить, что эффект плацебо был известен давно. А поскольку нового идола современности – доказательной медицины – тогда не существовало, восприимчивость к плацебо, вероятно, была выше: не у 30-40% людей как сейчас, а у большинства популяции.

Тот же пример про амулет с пионом уклоняющимся можно объяснить вполне рационально: у самого растения есть объективное противосудорожное, антиспастическое, обезболивающее действие; если пациент испытывал эти эффекты при приеме препарата на основе пиона уклоняющегося внутрь (или даже просто ему об этом рассказали, а он принял как факт), то высока вероятность, что простое ношение амулета с пионом, у такого человека будет работать аналогичным образом, если он доверяет врачу, терапии и восприимчив к эффекту плацебо. И если такому человеку сказать, что при эпилепсии пион тоже великолепно работает, проверено веками, то на протяжении какого-то времени можно наблюдать неплохой эффект.

Характерно, что, хотя плацебо используется во всех качественных современных исследованиях, механизм его действия пока еще плохо изучен. Есть общее понимание, что психологическая составляющая запускает определенные физиологические процессы. Об этом свидетельствует, например, эффект открытого плацебо (когда испытуемые знают, что принимают «пустышки», но все равно испытывают эффекты, иногда это объясняют «условным рефлексом пациента на получаемое внимание), есть опыты, в которых обезболивающий эффект плацебо снижался, если пациенту потом давали вещество, блокирующее действие опиоидов (хотя так не должно по идее происходить, поскольку никакие опиоды не вводились).

Как бы то ни было, есть доказательства, что плацебо неплохо работает у людей с хроническими болями, определенными психическими проблемами (по крайней мере дает временный эффект), аффективными расстройствами. Поэтому оно иногда используется в комплексной терапии таких пациентов. «Комплексной» – ключевое слово, потому что использование только плацебо, даже если оно эффективно для данного конкретного больного, считается неэтичным. И ведь в аюрведе все тоже самое: как Павел написал, юкти-вьяпашрая чикитса и дайва-вьяпашрая чикитса сосуществовали, а не противопоставлялись друг другу. 

Что касается более сложных и тонких моментов, как то: проявления аришт – предвестников, благоприятные и неблагоприятные положения звезд, защитные мантры, ритуалы, проводимые для получения защиты божеств – для понимания таких аспектов логика и рациональность, мне кажется, неуместны. В существовании подобных явлений можно убедиться (или разочароваться) только на практике, видя, как они работают (или не работают) с большим процентом повторяемости. То есть в процессе получения прямой передачи от «специалиста». Поэтому в медицинских шастрах мы не видим подробных разъяснений этих «нерациональных» аспектов, а только упоминания о них, которые для нас собрал Павел, человеческое и аюрведическое ему за это спасибо!

Ну... не соглашусь я, пожалуй, насчет эффекта плацебо про все такого рода рекомендации.

Например, из того, что я знаю, в некоторых деревнях Ориссы, Карнатаки, Раджастана, если роды проходят не в госпитале, а на дому, с поветухами, практики индийской народной медицины до сих пор для родовспоможения, снятия боли, стимуляции отхождения плаценты используют корни нескольких растений (Например Лангали - Глориоза роскошная), в том числе исключительно наружно, чуть не просто в руку дают.

И что самое интересно, в Аюрведических текстах это вполне себе находит отражение

(Глеб, специально для Вас!))

Йога-ратнакара

Treatment of prolonged labour [89-102]

प्रसवस्य विलम्बे तु धूपयेदभितो भगम् । कृष्णसर्पस्य निर्मोकैस्तथा पिण्डीतकेन वा ।।८९।।

In case of prolonged labour the vagina should be fumigated all around with the slough of a black snake or with pinditaka. [89]

तन्तुना लाङ्गलीमूलं बघ्नीयाद्धस्तपादयोः सुवर्चलां विशल्यां वा घारयेदाशु सूतये ।।१०।। The root of langali, suvarcala or višalya should be tied with a thread on the hands and feet of the pregnant woman for the quick delivery. [90]

कृष्णा वचा चापि जलेन पिष्टा सैरण्डतैला खलु नाभिलेपात् । सुखप्रसूतिं कुरुतेऽङ्गानां निपीडितानां बहुभिः प्रमादैः ||११||

Application of the paste of kṛṣṇa and vacă ground with water and added with castor oil on the umbilicus of the woman suffering from various complications, helps easy delivery. [91]

मातुलुङ्गस्य मूलं तु मधुकैः संयुतं तथा । घृतेन सहितं पीत्वा सुखं नारी प्रसूयते ॥ ९२॥ A pregnant woman who takes the paste of the root of matulunga and madhuka added with ghrta delivers easily. [92]

इक्षोरुत्तरमूलं निजतनुमानेन तन्तुना बद्ध्वा । कटिविषये गर्भवती सुखेन सूतेऽविलम्बितेनापि ।।९३।।

The root of iksu uprooted from the northern side and tied with thread equal to the woman's hight in length should be tied around the waist of the pregnant woman, she delivers immediately very easily. [93]
तालस्य चोत्तरं मूलं स्वप्रमाणेन तन्तुना । बद्ध्वा कट्यां तु नियतं सुखं नारी प्रसूयते ||९४।। The root of tāla taken out from the northern side and tied with a thread long as the woman's hight, if tied around her waist, she certainly delivers very easily. [94] प्रत्यक्पुष्प्याः पारिभद्रस्य यद्वा मूलं यद्वा काकजङ्घासमुत्थम् ।

कट्यां बद्धं योषितां सम्प्रसूतिं योगे युक्त्या संहृतं साधु कुर्यात् ||९५।। If the root of pratyakpuşpi or paribhadra or käkajangha is tied around the waist of a pregnant woman methodically, she delivers very easily. [95]

Retention of placenta after delivery [115]

प्रसूतानां न पतिता जठरादपरा यदि । तदा स कुरुते शूलमाध्मानं वह्निमन्दताम् ।।११५।। If plecenta is not expelled after delivery, it causes severe pain, abdominal distension and subdued digestive fire. [115]

Its treatment [116]

केशवेष्टितयाऽङ्गुल्या तस्याः कण्ठं प्रघर्षयेत् । निर्मोककटुकालाबुकृतवेधनसर्षपैः ||११६||
चूर्णितैः कटुतैलाक्तैर्धूपयेदभितो भगम् ।
लाङ्गलीमूलकल्केन पाणिपादतलानि हि ।
प्रलिम्पेत्सूतिका योषिदपरापातनाय वै ।।११७।।

Throat of the delivered woman should be rubbed with the finger coiled with hair or her vaginal region be fumigated with the slough of a snake, katukālābu, kṛtavedhana and sarsapa mixed with mustard oil or the paste of the root of langalī should be applied on her palms and soles for expelling the plecenta. [116-117]

Или Вангасена...

परुषकशिफालेपः स्थिरामूलकृतोऽपि वा । नाभिबस्तिभगे लेपः सुखं नारी प्रसूयते ।।२२९ ।।

Application of paste of parūşaka root or sāliparni root over umblicus, urinary bladder and vagina causes easy delivery.

तुषाम्बुपरिपिष्टेन कन्देन परिलेपयेत् । लाङ्गल्याश्चरणौ सूते क्षिप्रमापन्नगर्भिणी ।।२३० ।।

Application of langali tuber pounded with sour gruel over the feet of the women who is going to deliver brings her an easy delivery.

सितया चर्वणं कृत्वा कोकिलाक्षस्य मूलकम् । तत्कर्णपूरणेनाशु सुखं नारी प्रसूयते ।।२३१ ।।

White kokiläksa root chewed and the fluid dropped into ear causes easy delivery. श्यामासुदर्शनाभ्यान्तु लताभ्यां परिकल्पितम्

क्षिपेत्कुडवकं मूर्ध्नि यावत्पादतलं व्रजेत् । उद्धृतगात्रपीडायाः सुखप्रसवकारकम् ।।२३२।।

Syämä and sudarsană creepers pounded with water and this paste put on the head till the juice dropping from it reaches source of the feet causes relief from pain during parturition and an easy delivery.

अपामार्गशिखां योनिमध्ये निःक्षिप्य घाय्र्य्यते । सुखं प्रसूयते नारी भेषजस्यास्य योगतः ।।२३३।।

Apāmărga root introduced into genital tract and retained - this medicine makes a woman to deliver easily.

पाठामूलन्तु तद्वत्स्यादाटरूषकमूलकम् । लेपनाद्धारणाद्वापि सुखप्रसवकारकम् ।। २३४।।

Patha root or väsă root retained into the genital passage or applied into it after pounding with water causes easy delivery.

मूलञ्च शालिपर्यास्तु पिष्टं वा तंडुलाम्बुना । नाभिबस्तिभगालेपात्सुखं नारी प्रसूयते ।। २३५।।

Application of paste of śāliparnī root pounded with rice water over umbili cus, urinary bladder and vagina makes a woman to deliver easily.

सितपिकलोचनवर्णं चर्वणपूर्वश्च कर्णपूरणतः । अपि विषमगर्भपीडितवनिता सुखं सूतिमभितनुते ।।२३६।।

Root of kokiläksa chewed and its juice dropped into ear to fill it causes even a women who is suffering from pregnancy, toximias to deliver happily.

पिष्ट्वा पाठापत्रं नारीक्षीरेण या पिबेदबला । सा गर्भमूढजनितव्यथया प्रविमुच्यते झटिति ।। २३७।।
A woman who drinks patha leaves pounded with breast milk becomes free from pain of abnormal delivery very soon.

मातुलुङ्गस्य मूलानि मधुकं मधुसंयुतम् । घृतेन सह पातव्यं सुखं नारी प्रसूयते ।। २३८ ।।
Matulunga (root) and madhuka mixed with honey should be taken with ghṛta. Thus woman delivers easily.

इक्षोरुत्तरदिङ्मूलं स्त्रीप्रमाणेन तन्तुना । बध्वा कट्याञ्च नियतं सुखं नारी प्रसूयते ।। २३९ ।।

Sugar cane grown in north direction should be digged and the root of it obtained - this root is tied with a string as long as the woman and binded round the waist makes her to deliver easily.

तालस्य चोत्तरं मूलं स्त्रीप्रमाणेन तन्तुना । बद्धा कट्याञ्च नियतं सुखं नारी प्रसूयते ।। २४०।।
Root of tāla tree which is grown in north direction tied in a string equal to the length of the woman and binded round her waist ensures easy delivery.

पञ्चाङ्गं हास्तिशौण्डं लोध्रपत्राभ्यां विमिश्रितं कृत्वा । सर्पिषि विपाच्य पिष्टं भक्षितमात्रेण सूतिवनितायाः । गङ्गाप्रवाहतुल्यं रक्तं वै स्वास्थ्यमति कुरुते ।। २४१ ।।

Five parts (root, stem-bark, leaves, flowers and fruits) of hastisundi and leaves of lodhra pounded together and ghṛta cooked with this paste taken by a woman after delivery in case of profused bleeding from vagina is checked which is even as profused as flow of ganges.
The strong flow of vayu downwards at the time of delivery causes pain in genital canal. In such a case satpuspă pounded with water and applied locally relieves this pain.

Та же Лангали - при приеме внутрь или даже продолжительном контакте со слизистыми токсична (без соответствующей шодханы), а при наружном применении вполне себе эффективна.

В справочниках Дравьягуны на Хинди так же упоминается, что даже прикосновение растения к коже может стимулировать родовые схватки, именно поэтому ее применение для родовспоможения предписано наружно и чаще всего далековато от родовых путей непосредственно, в отличии от ряда других растений.

Помимо Лангали для тех же целей и с той же эффективностью еще используется Кебука - Costus speciosus 

А, соответственно, если растение менее сильнодействующее, то при продолжительном контакте с кожными покровами оно также вполне может нести тот или иной терапевтический эффект, как собственно металлы и минералы.

Так что не все, пожалуй, я бы списывал на плацебо.

Поделиться

29 Отредактировано Глеб Камалутдинов (09.07.2021 08:04:47)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Из нигханту Адарш, один абзац про свойства Гималайского пиона (близок к нашему марьиному корню). Хинди и перевод:

बच्चों के पथरी रोग में ऊदसलीब घिसकर पिलाने से अच्छा लाभ होता है। बच्चों
को अपस्मार--मृगी रोग--हुआ हो, तो इसकी जड़ का ताबीज़ बनाकर गले
में पहनाने से उपयुक्त रोग ठीक होता है, ऐसा माना जाता है। अपस्मार के
लिए यह औषध इतनी लाभदायक मानी जाती है कि इसे घिसकर पिलाने
से, पहनाने से या धनी देने से अपस्मार--मृगी--अवश्य दूर होती है। इसके
बीज बालकों के गले में बाँधने से बिना बाधा के दंतोद्धद शीघ्र होता है ऐसा
माना जाता है। अधिक मात्रा में लेने से सिर में द्दं, कान में आवाज, दृष्टि-
अ्रम और छदि होती है ।

Детям — при мочекаменной хорошо давать измельчённый в порошок (корень). Если у детей эпилепсия - (падучая) - произошла, то талисман делается из его корня. Считается, что соответствующая болезнь излечивается путем ношения его. При лечении эпилепсии препараты (из пиона) считаются настолько полезными, что их принимают в порошке, носят на теле как талисман, украшение либо иным образом, и эпилепсия - падучая - определенно исцеляется. Считается, что если привязать на шею ребёнка талисман из семян пиона, то прорезывание зубов происходит быстро и без помех. Принятый в большом количестве (при передозировке) вызывает головную боль, звон в ушах, расстройство зрения и головокружение.

Из семян ещё давно мы делали бусы для неспокойных детей. Кстати у Рима Ахмедова тоже описано. Вот при прорезывании зубов не пробовал.

Поделиться

30 Отредактировано Павел Пересыпкин (09.07.2021 09:47:30)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Для читателей форума добавлю на всякий случай, что Нигханту Адарш отнюдь не является сборником Аюрведических баек, или трудом в стиле Васанта Лада.

Напротив, это один из важнейших трудов по Дравьягуне 20го века, переиздающийся вот уже почти 100 лет, с первого издания в1928 году (изначально на Гуджарати, позднее переведенного на Хинди).

А его автор - Вайдья Бапалал Джи, один из нескольких непоколебимых авторитетов в области Дравьягуны в 20м веке. Благодаря десятилетиям его упорной полевой и исследователбской работы (которую, позднее продолжил и углубил ПВ Шарма) мы сейчас имеем в Аюрведе хоть какое то вменяемое количество идентифицированных растений.

Вот, например, одна из его работ по Дравьягуне на английском

https://www.exoticindiaart.com/book/det … ne-NAU998/

Поделиться