Анастасья пишет:Павел Пересыпкин пишет:Во-вторых, эти вещи никогда не были массовыми и передавались достаточно узкому кругу учеников, не выставляясь особо напоказ.
Спасибо за ваш подробный ответ!
Хочу чтобы вы добавили еще немного про мантры. Я так поняла, что мантры для выздоровление я и укрепления здоровья существуют, но их тоже условно не популяризируют, и всем известная мантра - Махамритьюнджая маловероятно что поможет обычному человеку. Или может есть мантры которые могут все повторять, именно в привязке к здоровью.
Это очень сложный и большой вопрос. Попробую ответить с точки зрения своих очень субъективных и скромных знаний, наблюдений, опыта и жизни в Индии.
С точки зрения мантра-чикитсы, в разных текстах прослеживаются следующие категории мантр
1) Ведийские - небольшое количество гимнов Риг Веды и Яджур Веды, сопровождающиеся, как правило хомой - огненным жертвоприношением определенных указанных в текстах-комментариях субстанций, в определенное время и тд. И более обширный и детальный спектр заговоров Атхарваведы, сопровождающийся различными предписанными ритуальными действиями.
Подробнее можете почитать у Т.Я. Елизаренковой в ее предисловии к переводу Атхарваведы или вот, например
https://exoticindiaart.com/book/details … da-IDF413/
2) Тантрические - всевозможных направлений, набравшие популярность в средние века, и занявшие место Атхарваведических в текстах Аюрведы в то время.
3) Шабар-мантры - мантры, составленные средневековыми святыми-аскетами (Натхами, Буддистам, Джайнами и др) на разных индийских языках и диалектах, в первую очередь на Хинди, Гуджарати, Пенджаби, Бенгали и других северо-индийских языках.
Использования мантр любой из этих групп не предусмотрено обычным человеком, не принадлежащим к традиции, не имеющим Гуру, и не следующим тем или иным предписаниям в конкретной традиции
Если перечитаете в моем посте касательно Ведийских мантр (именно о них речь у Сушруты)
देवब्रह्मर्षिभिः प्रोक्ता मन्त्राः सत्यतपोमयाः ॥ भवन्ति नान्यथा क्षिप्रं विषं हन्युः सुदुस्तरम् ॥९॥ विषं तेजोमर्वैर्मन्त्रैः सत्यब्रह्मतपोमयैः ॥ यथा निवार्यते क्षिप्रं प्रयुक्तैर्न तथौषधैः ॥१०॥
Mantras of the nature of truth and penance delivered by devarsi and brahmarşi can not fail and as such destroy even the terrible poison immediately. Poison is not eliminated by administered drugs so quickly as by powerful mantras consisting of truth, divine power and penance.
मन्त्राणां ग्रहणं कार्यं स्त्रीमांसमधुवर्जिना ॥
मिताहारेण शुचिना कुशास्तरणशायिना ॥११॥ गन्धमाल्योपहारैश्च बलिभिश्चापि देवताः ॥ पूजयेन्मन्त्रसिद्ध्यर्थं जपहोमैश्च यत्नतः ॥१२॥
Mantras should be acquired by one abstaining from women, meat and wine; taking little food, pure (and clean) and sleeping on bed of kusa grass.
For accomplishment of the mantra, one should also worship the gods devotedly with offerings of perfumes, garlands and oblations, japa (repeated uttering of the mantra) and sacrificial oblations
Замечу еще, что в те времена в аюрведической традиции была обязательной процедура Шишья-упанаяны - в меру сложного обряда посвящения в ученичества, где в присутствии круга Брахманов проводилась ягья и Гуру давал посвящение ученику (что, традиционно сопровождалось и передачей мантры), а ученик в ответ давал свой обет/клятву в присутствии огня. Это, кстати, все подробно описано и в Чарака Самхите и в Сушрута Самхите и в Кашьяпа Самхите и даже в Аштанга Самграхе.
Да и стоит заметить еще, что те же мудрецы, что получили знание Аюрведы от Индры в соответствии с той же Чарака Самхитой, были и авторами-провидцами гимнов 4х Вед - Атри, Кашьяпа, Агастья, Бхригу, Ангирас, Пуластья, Шаунака и многие другие.
Но тк следование ведийской традиции представляет собой достаточно сложный путь, что как раз в кратце и описано у Сушруты - множество ограничений, предписаний, обязательств, поэтому в средние века на замену ведической Дайва-вьяпашраи пришла тантрическая.
Это хорошо прослеживается по тем же средневековым текстам - Чакрадатта, Вангасена, Йога-ратнакара и др содержит некоторые фрагменты уже тантрической Дайва-вйапашраи. Но еще больше этого разбросано по разнообразным текстам раса-шастры и смежным трудам.
Но опять же, никакие из тантрических мантр не предусматривают последовательность "открыл книгу-прочитал-сработало". Без принадлежности к традиции и получении мантр и объяснений природы их Божества (к кому обращена конкретная мантра) как ими пользоваться, с предписаниями и ограничениями и тд от Гуру, они в лучшем случае совершенно бесполезны.
А в худшем могут заметно навредить даже банально при неправильном произнесении - в соответствии с индийской философией звук и форма (в случае мантры - Божества) не раздельны. Каверкая звук - каверкается форма.
Среди отечественных и западных исследователей и любителей Индии всегда хватало людей с непобедимым экспериментаторским духом, и известно достаточно людей, пытавшихся самостоятельно практиковать "тантру по книжкам". У большинства такие эксперименты заканчивались печально.
Шабар мантры - еще чуть более упрощенная система, но так же не предусматривающая самостоятельной практики вне традиции, где они часто используются, например в Традиции Натхов или Джайнизме.
Тут соответственно появляется вопрос - А что же делать обычным людям, если очень хочется что то почитать для здоровья?
Для обычных людей в средневековых Пуранах есть гигантский набор рекомендаций, предписаний, например аскез, постов, предписаний для паломничества в определенные святые места, проведения простых ежедневных и специальных праздничных пудж (богослужений), а также стотр (гимнов-восхвалений) больших и маленьких (от нескольких строк до тысячи имен) для практически всего пантеона Божеств и вариантов религиозной принадлежности человека (в рамках индуизма, как правило семейной), а также некоторых мантр, допустимых для людей живущих обычной жизнь но желающих той или иной духовной практики в том числе для сохранения или восстановления здоровья.
Например, для Вайшнавов - соблюдение Экадаши, почитание Дханватари
Для шайвов - соблюдение Прадош-Врата и почитание определенных форм Шивы
Для шактов (поклоняющихся Деви) - поста на Аштами и пудж на Аштами-Навами
Конкретно по Мритьюнджая мантре, если память мне не изменяет в Шиваитских пуранах сказано, что ее чтение допустимо/рекомендовано для обычных людей, только, естественно, стараясь соблюдать традиционное произношение и ритмику, а не попсовую современную, а также остальные предписания, за которыми лучше обратиться к первоисточникам - Шива Махапуране, Линга пуране и др
Но из всего индийского пантеона Божества самым исторически почитаемым в плане обретения здоровья со времен Вед был, пожалуй, Бог Солнца - Сурья или Савитар. Хотя во времена Пуран почитание Сурьи немного отошло на второй план, на сегодняшний день если спросить среднего индуса "чем из духовного он занимается для поддержания здоровья", то ответ скорее всего будет - "Сурья Намаскар и чтение Адитья-Хридаям по утрам или на восходе"
Да и в Пуранах и Субхашитах (сборниках цитат/высказываний) попадается часто стих
आरोग्यं भास्करादिच्छेद्धनमिच्छेद्धुताशनात्।
ईश्वराज्ज्ञानमन्विच्छेन्मोक्षमिच्छेज्जनार्दनात्॥ ४१॥
ārogyaṃ bhāskarādiccheddhanamiccheddhutāśanāt /
īśvarājjñānam anvicchenmokṣam icchejjanārdanāt // (41)
Здоровья следует искать/просить у Бхаскары (Сурьи - Бога Солнца), богатства - у Агни (Бога Огня)
(Духовного/высшего) знания - у Ишвары (Шивы), Мокши (освобождения) - у Вишну.
Хотя с последней строчкой некоторые Шиваиты могут и не согласиться
А вообще по хорошему кому из Божеств и в какой традиции что то читать (в православии, к слову, тоже есть большой арсенал молитв о здоровье и исцелении), то 3 варианта:
- Куда Душа лежит
- Вам посчастливилось встретить духовного наставника, истинного Гуру той или иной традиции (я именно про истинных, а не про весь этот поп-хинду-гуру шлак). Хороший духовник в православном храме может быть тоже хорошим вариантом
- Если мы говорим про индийскии реалии - совершить маленькое чудо, найти образованного традиционного Джйотиш Пандита и он может по разным аспектам натальной карты дать рекомендации по почитанию тех или иных Божеств в целом или на определенные периоды.
На этом я пожалуй закончу, а то и так уже слишком глубоко "в эзотерику" углубились.