Тема: Почему пребывание в лесу столь опасно?

"Даже в дневное время следует избегать нахождения в бойне, лесу, доме с привидениями и кладбище".
(АХС, Су, 2.37)

Почему пребывание в лесу столь опасно? Настолько нечистое место? Человек уйдет из леса одержимым бесами, судя по другим трем перечисленным местам?

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

Сначала удивилась, потому что люблю леса. А потом поняла, что те леса, которые я люблю, это ведь не дремучие заросли, а лесочки-поляны-озера.

А в тексте может имеются ввиду те леса, которые очень опасны для человека?
Змеи, клещи, волки-тигры и прочие зверуни...

Это лишь мои догадки, интересно конечно узнать мнение более знающих людей

Поделиться

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

В соответствии с комментарием Сарвангасундара:

aṭavī- nirjano deśaḥ
Лес = безлюдное место.

Одержимость бесами здесь ни при чём, я думаю.

И по поводу дома с привидениями. В оригинале – śūnyagṛha. Пустой дом. Заброшенный дом.

śūnyagṛhaṃ- ujjaṭaṃ bhavanam

Спасибо сказали: Cosher ), Ксения Разина2

Поделиться

4

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

А объяснения есть? Лес тоже безлюдное место получается? Как и любые природные места..

Поделиться

5 Отредактировано Антон К (02.08.2019 19:08:31)

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

"Раху источает дым, тело его темно [другой вариант перевода: имеет дымчатое тело, подобное синеватому], он обитает в лесах [пустых, безлюдных местах] и наводит ужас; он имеет воздушную (вата) конституцию [обладает качествами ваты]. Кету подобен Раху".

(Брихат-Парашара-Хора-Шастра 3.30)
:)

Если демонологию индийскую посмотреть, то согласно ей в безлюдных местах наверное много чего обитает. И в те времена, когда писались трактаты, внимание всему этому уделялось серьёзное. Да и сейчас, собственно, тоже. Это же не Европа :)

Поделиться

6 Отредактировано Сергей Николаев (05.08.2019 15:48:00)

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

Да, похоже на демонологию. А в предыдущем стихе говорилось:

"Ночью не стоит находиться на дереве, в месте, где сходятся три дороги (или месте, где люди собираются для развлечений), поблизости со священным деревом или святыней, на перекрестке и в храме".

А в еще предшествующих уж явная демонология:
«Чихая, зевая, смеясь, следует прикрывать рот».
«Кроме необходимости высморкаться, не следует резко продувать воздух через нос, как и не следует скрести ногой землю без нужды. Следует избегать ненормальных движений телом или сидения на пятках долгое время».

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

Здесь было бы здорово поразмышлять о символике леса в Древней Индии. То, что приходит в голову:
1) Место для аскетов, не для домохозяев. Здесь уместно вспомнить о проклятиях царей из пуран, потревоживших покой аскетов.
2) Опасное место - дикие хищные животные, отсутствие помощи при необходимости, и как дополнение - пристанище преступников, прячущихся от правосудия, об этом в пуранах периодически говорится. То же видимо относится к заброшенному дому. А если вспомнить о ценности человеческой жизни, провозглашаемой трактатами, вероятно, это может быть причиной. Другой момент - защита чувств/обуздание, о чем в ЧС в начале главы, где указываются подобные наставления (1.8), говорится вместе с указанием здоровья в качестве последствия.
Пребывание в подобных местах (добавим места сжигания тел, бойни и прочее), если не вредит телесному здоровью, то наверняка повреждает познающие чувства, прибавим еще ментальное беспокойство. А это одна из причин болезни (асатмья-индрийартха-самйога).
Такие размышления на этот счет, но нужно еще изучать подробно, сад-вритту без общекультурных знаний иногда сложно понять.

ye-ye-guṇe matta hai'kare ahaṅkara |
avaśya īśvara tāhā karena saṁhāra ||

Поделиться

8 Отредактировано Павел Пересыпкин (03.11.2019 11:47:40)

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

Взгляды и убеждения современных аюрведических врачей касательно демонологии конечно сильно разнятся, но в текстах Вагбхаты, как и в Чарака Самхите, эти указания в Диначарье с демонологией безусловно были связаны, о чем говорится в той же Аштанга Хридаям в 4й главе Уттаратантры, посвященной непосредственно демонологии в стихах с опиасание Ччхидра - благоприятных моментов для вселения/атаки бхутов/грах, кто бы что под этим ни понимал.

हेतुस्तदनुषक्तौ तु सद्यः पूर्वकृतोऽअथवा॥३॥
प्रज्ञापराधः, सुतरां तेन कामादिजन्मना॥४॥
लुप्तधर्मव्रताचारः पूज्यानप्यतिवर्तते॥४॥
तं तथा भिन्नमर्यादं पापमात्मोपघातिनम्॥५॥
देवादयोऽअप्यनुघ्नन्ति ग्रहाछ्चिद्रप्रहारिणः॥५॥
hetustadanuṣaktau tu sadyaḥ pūrvakṛto'athavā॥3॥
prajñāparādhaḥ, sutarāṃ tena kāmādijanmanā॥4॥
luptadharmavratācāraḥ pūjyānapyativartate॥4॥
taṃ tathā bhinnamaryādaṃ pāpamātmopaghātinam॥5॥
devādayo'apyanughnanti grahāchcidraprahāriṇaḥ॥5॥

छिद्रं पापक्रियारम्भः पाकोऽअनिष्टस्य कर्मणः॥६॥
एकस्य शून्येऽअवस्थानं श्मशानादिषु वा निशि॥६॥
दिग्वासस्त्वं गुरोर्निन्दा रतेरविधिसेवनम्॥७॥
अशुचेर्देवतार्चादि परसूतकसग़्करः॥७॥
होममन्त्रबलीज्यानां विगुणं परिकर्म च॥८॥
समासाद्दिनचर्यादिप्रोक्ताचारव्यतिक्रमः॥८॥
chidraṃ pāpakriyārambhaḥ pāko'aniṣṭasya karmaṇaḥ॥6॥
ekasya śūnye'avasthānaṃ śmaśānādiṣu vā niśi॥6॥
digvāsastvaṃ gurornindā rateravidhisevanam॥7॥
aśucerdevatārcādi parasūtakasaga़karaḥ॥7॥
homamantrabalījyānāṃ viguṇaṃ parikarma ca॥8॥
samāsāddinacaryādiproktācāravyatikramaḥ॥8॥


То же самое говорится и в Самграхе, Уттаратантра начало 7й главы

एवंविधांस्तु पुरुषनेष्वाघातकालेष्वभिगच्छन्ति| 
तद्यथा-पापस्य कर्मणः समारम्भे| 
पूर्वकृतस्य वा परिणामकाले| 
एकस्य वा शून्यगृहनिवासे| 
चतुष्पथाधिष्ठाने व| 
सन्ध्यावेलायामप्रयतभावे वा पक्षसन्धिषु 
या मिथुनीभावे| 
रजस्वलाभिगमने वा| 
विगुणे वाध्या 
पनहोमबलिमङ्गलप्रयोगे| 
नियमब्रह्मचर्यव्रतभङ्गे वा| 
महाहवे वा| 
देशपुरकुलविनाशे वा| 
महाग्रहोपगमने 
वा| 
स्त्रिया वा प्रजननकाले| 
विविधभूताशुचिसंस्पर्शे 
वा| 
वमनविरेचनरुधिरस्रावे वा| 
अशुचेरप्रयतस्य वा 
चैत्यदेवायतनाभिगमने वा| 
मांसमधुगुडातिलमद्योच्छिष्टे 
वा| 
दिग्वाससि वा| 
निशि नगरचतुष्पथोपवनश्मशा 
नाभिगमने वा| 
द्विजगुरुसुरयतिपूज्यव्यतिक्रमे वा||६||
evaṃvidhāṃstu puruṣaneṣvāghātakāleṣvabhigacchanti| 
tadyathā-pāpasya karmaṇaḥ samārambhe| 
pūrvakṛtasya vā pariṇāmakāle| 
ekasya vā śūnyagṛhanivāse| 
catuṣpathādhiṣṭhāne va| 
sandhyāvelāyāmaprayatabhāve vā pakṣasandhiṣu 
yā mithunībhāve| 
rajasvalābhigamane vā| 
viguṇe vādhyā 
panahomabalimaṅgalaprayoge| 
niyamabrahmacaryavratabhaṅge vā| 
mahāhave vā| 
deśapurakulavināśe vā| 
mahāgrahopagamane 
vā| 
striyā vā prajananakāle| 
vividhabhūtāśucisaṃsparśe 
vā| 
vamanavirecanarudhirasrāve vā| 
aśuceraprayatasya vā 
caityadevāyatanābhigamane vā| 
māṃsamadhuguḍātilamadyocchiṣṭe 
vā| 
digvāsasi vā| 
niśi nagaracatuṣpathopavanaśmaśā 
nābhigamane vā| 
dvijagurusurayatipūjyavyatikrame vā||6||


и в Чарака Самхите, Нидана-стхана, 7я глава, 14й стих

http://www.carakasamhitaonline.com/medi … ous_unmada

Ключевые моменты в пассажах Вагбхаты выделил, прошу прощения, времени на подробный русский перевод нет, поэтому ограничусь фото и ссылками кривенького английского.

Возмодно кто-то из форумчан возьмется перевести полностью

Приложения к теме

Иконка приложения IMG_20191103_102310338_2.jpg 849.67 КБ, загружен 161 раз(а) с 3.11.19 

Иконка приложения IMG_20191103_102340026_2.jpg 1.36 МБ, загружен 202 раз(а) с 3.11.19 

Иконка приложения IMG_20191103_110707405_2.jpg 1.24 МБ, загружен 203 раз(а) с 3.11.19 

Спасибо сказали: Valeriy, Виктор Савушкин2

Поделиться

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

Да, Павел, понятно, что в текстах они связаны.
Вопрос-то как раз в том, что понимать под этим. Какое у Вас мнение на этот счёт, интересно?

Недавно вышла интересная медико-антропологическая исследовательская книга Depression in Kerala: Ayurveda and Mental Health Care in 21st Century India. О текущей ситуации с аюрведической психиатрией в Керале. Есть в ней и о том, как тема грах  понимается и используется современными вайдьями, с цитатами из личных бесед. Также раскрываются некоторые социально-культурные и ритуальные контексты этой темы.

К сожалению, в электронном формате у меня этой книги нет.

Вот ссылка с результатами поиска по запросу граха в этой книге на Гуглокнигах:

ССЫЛКА

Надеюсь, Гугл даст прочитать большинство страниц с темой грах в ограниченном режиме просмотра.

Можно её купить там, кстати, в электронном формате.

Поделиться

Re: Почему пребывание в лесу столь опасно?

В книге по ссылке приводятся предположения некоторых современных вайдьев, что грахи - это не одержимость сущностями, а образные описания разных заболеваний и нарушений психики.

Тогда придется так же свести к абсурду следующие утверждения из аюрведа-шастр (и других шастр):

«Чихая, зевая, смеясь, следует прикрывать рот».

«Кроме необходимости высморкаться, не следует резко продувать воздух через нос, как и не следует скрести ногой землю без нужды. Следует избегать ненормальных движений телом или сидения на пятках долгое время».

(Эти утверждения идут в контексте демонологии, а не этикета).

"Ночью не стоит находиться на дереве, в месте, где сходятся три дороги (или месте, где люди собираются для развлечений), поблизости со священным деревом или святыней, на перекрестке и в храме".

"Даже в дневное время следует избегать нахождения в бойне, лесу, заброшенном доме и кладбище".
(АХС, Су, 2.37)

Поделиться