1 Отредактировано Виктор Савушкин (14.11.2016 17:43:58)

Тема: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

Приветствую всех! :)

Недавно задумался, откуда пошло, что:
- Вата состоит из первоэлементов Эфира и Воздуха;
- Пита = Огонь + Вода;
- Капха = Вода + Земля.
Такое встречается в книгах/статьях, но не нашел про это упоминание в шастрах, в частности в АХС.
Буду благодарен за разъяснения!

Поделиться

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

AC Cу 20.3

vāyvākāśadhātubhyāṃ vāyuḥ |
pittam āgneyaṃ |
ambhaḥpṛthivībhyāṃ śleṣmā |

Спасибо сказали: Виктор Савушкин1

Поделиться

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

Андрей Головинов пишет:

AC Cу 20.3
vāyvākāśadhātubhyāṃ vāyuḥ |
pittam āgneyaṃ |
ambhaḥpṛthivībhyāṃ śleṣmā |

Андрей Юрьевич, спасибо!

Получается:
АС = Аштанга Санграха (Aṣṭāṅgasaṅgraha)
Вата состоит из первоэлементов Воздуха и Эфира.
Питта из Огня.
Капха из комбинации Земли и Воды.

Питта - почему-то про Воду не сказано, что Огонь + Вода.

Поделиться

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

Интересный теоретический обзор свойств лекарственного сырья тибетской медицины (действие, первоэлементы/вкусы и т.п.) со сравнительным анализом соответствующих понятий аюрведы, от Андрея Кособурова. Тут же ответ на вопрос: почему в тибетской медицине послевкусие вместо острого - горькое?
Отрывок из введения в "Энциклопедию лекарственного сырья тибетской медицины".

https://drive.google.com/file/d/0BzQq3z … sp=sharing

Поделиться

5 Отредактировано Павел Пересыпкин (18.11.2016 18:34:54)

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

sarvaṁ dravyaṁ pāñcabhautikam Ca Su 26/10
iha hi dravyaṁ pāñcabhautikam| AS Su 17/2

Все субстанции состоят из 5ти первоэлементов
(за исключением случаев когда речь идет о состоянии материи между разрушением и новым сотворением мира, где по мнению Вайшешика философии Первоэлементы прибывают в разъединенной форме)

tatra pr̥thivyaptējōvāyvākāśānāṁ [2] samudāyāddravyābhinirvr̥ttiḥ, utkarṣastvabhivyañjakō bhavati-
idaṁ pārthivamidamāpyamidaṁ taijasamidaṁ vāyavyamidamākāśīyamiti ||3||  Su Su 41/3

utkarṣeṇa tu vyapadeCaḥ||2|| AS Su 17/2
yaśca pārthivaṃ dravyamāpyamityādivyapadeśaḥ sa bhūyasā prabhūtena mahābhūtena janyate | Indu

Все субстанции происходят от комбинации (всех 5ти первоэлементов) - земли, воды, огня, воздуха, эфира, а по проявлению доминирующего (элемента) они известны как земляные, водные, огненные, воздушные, эфирные.

А природа субстанции (преимущественно огненная, воздушая и тд) определяется по гунам(свойствам) и карме(действию), которые неизменно в ней представлены.
Но в любой субстанции все равно все 5 элементов представлены, просто один или несколько почти всегда доминируют, придавая субстанциям те или иные свойства и действия.

Земляные субстанции
guna - sthūlasāndramandasthiragurukaṭhinaṁ [3] gandhabahulamīṣatkaṣāyaṁ [4] prāyaśō madhuramiti pārthivaṁ;
karma - tat sthairyabalagauravasaṅghātōpacayakaraṁ viśēṣataścādhōgatisvabhāvamiti(1) |4|   Su Su 41/4

guna - tatra dravyāṇi gurukharakaṭhinamandasthiraviśadasāndrasthūlagandhaguṇabahulāni pārthivāni [15] ,
karma - tānyupacayasaṅghātagauravasthairyakarāṇi Ca Su 26/11

Водные
guna - śītastimitasnigdhamandagurusarasāndramr̥dupicchilaṁ rasabahulamīṣatkaṣāyāmlalavaṇaṁmadhurarasaprāyamāpyaṁ;
karma - tat snēhanahlādanaklēdanabandhanaviṣyandanakaramiti; |4| Su Su 41/4

guna - dravasnigdhaśītamandamr̥dupicchilarasaguṇabahulānyāpyāni,
karma - tānyupaklēdasnēhabandhaviṣyandamārdavaprahlādakarāṇi  Ca Su 26/11

Огненные
guna - uṣṇatīkṣṇasūkṣmarūkṣakharalaghuviśadaṁ rūpabahulamīṣadamlalavaṇaṁ kaṭukarasaprāyaṁ viśēṣataścōrdhvagatisvabhāvamiti taijasaṁ; Su Su 41/4
karma - taddahanapacanadāraṇatāpanaprakāśanaprabhāvarṇakaramiti; |4|

guna - uṣṇatīkṣṇasūkṣmalaghurūkṣaviśadarūpaguṇabahulānyāgnēyāni,
karma - tāni dāhapākaprabhāprakāśavarṇakarāṇi  Ca Su 26/11

Воздушные
guna - sūkṣmarūkṣakharaśiśiralaghuviśadaṁ sparśabahulamīṣattiktaṁ viśēṣataḥ kaṣāyamiti vāyavīyaṁ;
karma - tadvaiśadyalāghavaglapanavirūkṣaṇavicāraṇakaramiti  Su Su 41/4

guna -laghuśītarūkṣakharaviśadasūkṣmasparśaguṇabahulāni vāyavyāni,
karma - tāni raukṣyaglānivicāravaiśadyalāghavakarāṇi   Ca Su 26/11

Эфирные
guna - ślakṣṇasūkṣmamr̥duvyavāyiviśadaviviktamavyaktarasaṁ śabdabahulamākāśīyaṁ;
karma - tanmārdavaśauṣiryalāghavakaramiti(5) ||4||  Su Su 41/4

guna -mr̥dulaghusūkṣmaślakṣṇaśabdaguṇabahulānyākāśātmakāni,
karma - tāni mārdavasauṣiryalāghavakarāṇi||11||  Ca Su 26/11

Так же подробно свойства каждого из типов субстанций по первоэлементов описаны в AS Su 17/6, в Хридае свосем вкратце...

Субстанции с более чем одним доминирующим первоэлементом имеют смешанные свойства и действия.

Природа и доминирующие первоэлементы в составе трех дош так же определяются по их качествам(гуне) и действию/функциях(карме). Для простоты возьмем свойства трех Дош.

Вата
rūkṣaḥ śītō laghuḥ sūkṣmaścalō'tha viśadaḥ kharaḥ  Ca Su1 1/59
avyaktō vyaktakarmā ca rūkṣaḥ śītō laghuḥ kharaḥ ||7||  Su Ni 1/7

Питта
sasnēhamuṣṇaṁ tīkṣṇaṁ ca dravamamlaṁ saraṁ kaṭu  Ca Su1 1/59
pittaṁ tīkṣṇaṁ dravaṁ pūti nīlaṁ pītaṁ tathaiva ca |
uṣṇaṁ kaṭurasaṁ caiva vidagdhaṁ cāmlamēva ca || Su Su 21

Капха
guruśītamr̥dusnigdhamadhurasthirapicchilāḥ  Ca Su1 1/59
ślēṣmā śvētō guruḥ snigdhaḥ picchilaḥ śīta ēva ca |
madhurastvavidagdhaḥ syādvidagdhō lavaṇa smr̥taḥ || Su Su 21

Хоть в 21 главе Сутрастханы Сушрута и заявляет, что Агни в теле представлен в форме Питта-доша, тк она отвечает в теле за всю деятельность огненного типа, Далхана в комментариях четко дифференцирует Агни и Питта дошу, поясняя что они не есть одно и тоже тк:
1) Гхи и козье молоко стимулируют Агни но снижают Питта-дошу
2) Рыба увеличивает питта доша но не стимулирует Агни
3) Дневной сон увеличивает тридоша (в том числе питта) но не стимулирует Агни
4) Свойства питты - sasnēha, drava и sara противоположны качествам Агни, и являются свойствами Ап махабхута
5) Сюда же можно добавить что горький вкус будучи легким, сухим и холодным, снижает Питта доша, но как правило увеличивает агни, обладая свойствами дипана и пачана

То есть Питта Доша это жидкость с выражено огненными свойствами, как например крепкий алкоголь.

И огонь и вода соответственно являются доминирующими первоэлементами в ее составе.

Только про Пачака-Питта, Вагбхата в Аштанга Хридая и Аштанга Самграха пишет, что эта субдоша Питта хоть и состоит из всех первоэлементов, выражено доминирует огненными качествами и лишена качеств Сомы/Ап-махабхута/жидкого состояния, производит дейсвтия такие как переваривание, производство жара и др, то называется словом Агни

pañcabhūtātmakatve~api yattaijasaguṇodayāt||10||
tyaktadravatvaṃ pākādikarmaṇā~analaśabditam||11|| AH Su 12

pañcamahāphūtātmakatve~api tejoguṇotkarṣāt kṣapitasomaguṇaṃ
tataṣca tyaktadravasvaphāvaṃ... dahanapacanādikriyayā laphdhāgniṣaphdaṃ AS Su 20


Сушрута кстати выделяет не по 2 а по 1 качеству каждой из дош

tatra vāyōrātmaivātmā, pittamāgnēyaṁ, ślēṣmā saumya iti ||5||  Su su 41/5
Вайу происходит от своей(воздушной) природы, Питта - от Огня, Капха - от Сомы

И в теле они несут 3 функции, поддерживая его, сходные с теми с помощью которых Луна, Солнца и Ветер поддерживают вселенную -
visargādānavikṣēpaiḥ sōmasūryānilā yathā |
dhārayanti jagaddēhaṁ kaphapittānilāstathā ||8||  Su Su 21/8

В Чарака самхите в 12 Главе так же сказано что Вайу(ветер) в теле подобен Вайу "снаружи" движе
vāyōḥ bahiḥśarīrēbhyō vā bhavanti
Что Агни в теле представлен в виде/скрыт внутри Питты
agnirēva śarīrē pittāntargataḥ
А Сома - Капхи
sōma ēva śarīrē ślēṣmāntargataḥ

и все 3 производят благоприятное или неблагоприятное воздействией, в зависимости от того находятся они в состоянии равновесия или выведены из него
kupitākupitaḥ śubhāśubhāni karōti...


Больше того, в Кашьяпа самхите сказано, что каждой из Дош управляет по 2 Деваты
Марут и Акаша управляют Ватой, Агни и Адитья - Питтой, Сома(Луна) и Варуна - Капхой

te ca dve dve devate śritāḥ mārutamākāśām ca vātaḥ agnimādityam ca pittam somam vāruṇam ca kaphaḥ | Kā Vi 2/10

Как то так  :)

Поделиться

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

Спасибо, Павел, за помощь в разъяснении.

Taurus пишет:

Дневной сон увеличивает тридоша (в том числе питта) но не стимулирует Агни

Дневной сон увеличивает тридоша? И вату?

... divāsvapnaḥ snigdhaḥ pittakapholbaṇaḥ

В оригинале у Дальханы – divāsvapnaśca pittaprakōpaṇō'pyagniśamanaḥ

Есть ещё интересная тема про влажную и сухую питту в контексте джвара-чикитсы у Чакрапани на ЧС Чи. 3. 217:

pittaṁ hi dvividhaṁ- sadravaṁ nirdravaṁ ca | yat sadravaṁ tat sasnēhaṁ, yattu laṅghanādinā kṣapitārdrabhāgaṁ nirdravaṁ tadrūkṣaṁ bhavati, tadiha ‘rūkṣaṁ tēja’ ityanēna gr̥hyatē |

Поделиться

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

Taurus, благодарим, крутая подборка!

С сомой только запутался :)
1)

лишена качеств Сомы/Ап-махабхута/жидкого состояния

То есть тут получается Сома = элемент Воды?

2)

tatra vāyōrātmaivātmā, pittamāgnēyaṁ, ślēṣmā saumya iti ||5||  Su su 41/5
Вайу происходит от своей(воздушной) природы, Питта - от Огня, Капха - от Сомы
И в теле они несут 3 функции, поддерживая его, сходные с теми с помощью которых Луна, Солнца и Ветер поддерживают вселенную...

А тут уже не очень похоже что можно Сому приравнять к первоэлементу Воды.

Поделиться

8 Отредактировано Павел Пересыпкин (19.11.2016 01:11:10)

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

Дневной сон увеличивает тридоша? И вату?

Хоть в большинстве мест указания на Капху и Питту, указания про Вату также есть, на вскидку

У Чараки в Чикитса-стхане прямое указание на Вату:

rūkṣaśītālpalaghvannavyavāyātiprajāgaraiḥ|
viṣamādupacārācca dōṣāsr̥ksravaṇādati||15||
laṅghanaplavanātyadhvavyāyāmātivicēṣṭitaiḥ|
dhātūnāṁ saṅkṣayāccintāśōkarōgātikarṣaṇāt||16||
duḥkhaśayyāsanāt krōdhāddivāsvapnādbhayādapi|
vēgasandhāraṇādāmādabhighātādabhōjanāt||17||
marmāghātādgajōṣṭrāśvaśīghrayānāpataṁsanāt|
dēhē srōtāṁsi riktāni pūrayitvā'nilō balī||18||
karōti vividhān vyādhīn sarvāṅgaikāṅgasaṁśritān|19| Ca Ci 28 Vatavyadhi

И несколько непрямых, например

sarvē śarīradōṣā bhavanti grāmyāhārādamlalavaṇakaṭukakṣāraśuṣkaśākamāṁsatilapalalapiṣṭānnabhōjināṁ [1] virūḍhanavaśūkaśamīdhānyaviruddhāsātmyarūkṣakṣārābhiṣyandibhōjināṁ klinnagurupūtiparyuṣitabhōjināṁ viṣamādhyaśanaprāyāṇāṁ divāsvapnastrīmadyanityānāṁ ... | 3 Ca Ci 1/2 3

У Далханы в комментарии на другой стих в Сушрута самхите так же сказано про тридоша.

divāsvapnādvraṇē kaṇḍūrgātrāṇāṁ gauravaṁ tathā |
śvayathurvēdanā rāgaḥ srāvaścaiva bhr̥śaṁ bhavēt ||10||  Su Su 19/10

kathañciddivāsvapnē kr̥tē dōṣamāha- divāsvapnādityādi| atra kaṇḍūgauravē kaphakr̥tē, śvayathuvēdanē vātakr̥tē, rāgaḥ pittajanitaḥ, srāvō raktakr̥taḥ, ētēna divāsvapnasyākhiladōṣakartr̥tvamuktam||10||

Поделиться

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

Спасибо, Павел! Поясню почему я задал это вопрос.

Не потому, что я не знаком с приведёнными Вами в качестве праманы пассажами, но потому что, как мне кажется, методологически правильнее сразу указывать на то, что утверждается "в большинстве мест". Надеюсь, Вы понимаете о чём я.

Павел, можно Вас попросить, так сказать, "этиопатогенетически", описать механизм и логику выхода из равновесия вата-доши из-за дневного сна. Очень интересно услышать Ваше мнение на это счёт.

В первой строке ЧС Чи 28.15 мы видим слово prajāgara. Оно может как-то коррелировать с divāsvapna?

Поделиться

10 Отредактировано Павел Пересыпкин (19.11.2016 19:45:31)

Re: Вата = Эфир + Воздух – откуда?

да, Вы правы, формулировку стоило выбрать немного другую.
Комментарий Далханы взял лишь за основу примеров разницы Питты и Агни, следовало уточнить что не дословный перевод.

Про Вату и дневной сон

vāyōrdhātukṣayāt kōpō mārgasyāvaraṇēna ca (vā)|  Ca Ci 28/59

"Вата выходит из равновесия(становится prakopa, не знаю более подходящий русский перевод) из-за 2х причин
1) dhātukṣaya - истощение телесных тканей
2) mārgasya avaraṇa - обструкции/обволакивания каналов (движение Вата Доша другими субстанциями)

В случае дневного сна 2ая причина.

Чарака в причинах возникновения и вата-ракты и урустамбха, где изначально происходит обструкция Вата доши  вышедшими из равновесия кровью в первом случае, амой, Капхой и жиром во втором,  упоминает и дневной сон и отсутствие сна/бодрствование ночью

viruddhādhyaśanakrōdhadivāsvapnaprajāgaraiḥ|
prāyaśaḥ sukumārāṇāṁ miṣṭānnasukhabhōjinām [1] ||7||
acaṅkramaṇaśīlānāṁ kupyatē vātaśōṇitam|  Ca Ci 29/7 Vatarakta

dravaśuṣkadadhikṣīragrāmyānūpaudakāmiṣaiḥ||8||
piṣṭavyāpannamadyātidivāsvapnaprajāgaraiḥ|  Ca Ci 27/8 Uruhstambha

Соответственно можно сделат вывод, что за исключением некоторых прямых показаний на ограниченный промежуток времени (до устранения дисбаланса), вроде увеличения Вата Доша из-за истощения тканей(сильного снижения Капихи) и др, здоровым людям (кроме детского и пожилого возраста) в целом не показан, а при некоторых заболеваниях противопоказан, тк выводит из равновесия все 3 Доша, из них Вату вторично из-за обструкции ее нормальных каналов движения другими субстанциями.

Поделиться