Тема: Критический обзор и обоснование концепции AMA
Сделал перевод статьи "Critical review and validation of the concept of Āma"
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3807959/
Если что не так, подскажите, исправлю. С последним абзацем не справился - очень много специфических мед. терминов.
-----------------------------------------------------------------
Ама является ключевой идеей в Аюрведическом понимании физиологии, патологии и терапии. Ама – это не какая-то определенная субстанция или сущность. Этим понятием описывают нарушения пищеварения и метаболизма, что приводит к накоплению токсичных побочных продуктов, которые не могут быть нейтрализованы или выведены организмом.
Обычно в упрощенных переводах аму представляют как непереваренную пищу, исключительно как результат процесса пищеварения. Однако при тщательном изучении становится понятным, что выработка Амы – это системный процесс, который выходит за рамки пищеварения, включая в себя метаболические и другие процессы, протекающие в теле.
В традициях Аюрведы Ама рассматривается 3-х точек зрения. При внимательном изучении можно понять, что эти 3 точки зрения полностью описывают идею Амы. Они кратко изложены ниже:
• Ама – это продукт неправильного пищеварения
• Ама – это накопления в организме неудалённых отходов жизнедеятельности
• Ама – это первый признак нарушения процессов жизнедеятельности тела
Также под Амой может подразумеваться процесс перехода от физиологии к патологии. Ама является предшественником воспалительных, дегенеративных и инфекционных процессов, которые рано или поздно проявятся в виде диагнозов вполне определённых заболеваний. Под Амой также могут пониматься инфекционные процессы, которые встречаются в некоторых классических текстах Аюрведы. Например, в Аштанга Хридаям упомянуто, что такая Ама получается в процессе брожения, или является тем, что делает зёрна проса Kodo токсичными.
Но это не означает, что Ама не имеет отношения к процессу пищеварения. Тот же самый текст определяет Аму прежде всего как неправильно переваренную пищевую субстанцию, находящуюся в āmāśaya или желудке. По сути, сырая пища (неприготовленная) сама по себе является Амой, вот почему санскритское слово «желудок» буквально означает «вместилище Амы» или āmāśaya.
Одним из фундаментальных принципов Аюрведы заключается в том, что устранив проявление Амы на ранних стадиях позволяет предотварить появление полезни или остановить её развитие.
В процессе последовательных превращений Ама развивается в определенные заболевания. Этапы такого развития можно представить следующим образом:
• Фаза формирования. Это фаза в которой Ама формируется и накапливается в организме. На этой фазе клинические симптомы (будущего заболевания) практически никак себя не проявляют. Несварение желудка само по себе не может привести к появлению Амы, для этого в процесс должна быть вовлечена Капха, тогда любое несварение приведёт к Аме. При вовлечении других дош несварение приводит различным результатам. Если вовлекается Вата, несварение называют Вистабдха, при котором организм человека начинает терять массу и усыхать. При вовлечении Питты несварение называется Видагдха и ведёт к воспалительным процессам.
• Фаза взаимодействия. В этой фазе Ама взаимодействует со всеми тремя дошами и становится более сложной и активной. Взаимодействуя с Ватой порождает состояние известное как Сама-Вата. Взаимодействуя с Питтой и Капхой порождает состояния Сама-Питта и Сама-Капха. Также Ама может взаимодействовать с Дхату.
• Фаза проявления в виде болезни. На этом этапе взникают дегенеративные, воспалительные или инфекционные заболевания. Технически это называется Сама-стадия и характеризуется острой фазой болезни.
• Фаза осложнения. Это фаза развития Амавиша (Amavisa) или стадия кризиса, которая может привести даже к смерти.
• Файза развязки. На этом этапе, который называется Нирама, удается разорвать взаимодействие дош и дхату с Амой, и организм может восстановитья частично или полностью в зависимости от нанесенного болезнью ущерба. Сама болезнь при этом может перейти в хроническую фазу.
Согласно Аюрведе лечение на ранних этапах позволяет предотвратить дегенеративные, воспалительные и другие прогрессирующие патологии.
Но также существуют специальные методики работы с пациентами на более сложных этапах распространения Амы.
В зависимости от степени тяжести, кол-ва и типа Амы рекомендуется трехэтапный подход воздействия на Ама-дошу:
• Лангхана (Laṇghana)
• Лангхана Пачана (Laṇghana Pācana)
• Содхана (Śodhana)
Лангхана предполагает использование диеты или даже полного голодания для того, чтобы дать отдых системам пищеварения и обмена веществ.
Лангхана Пачана предполагает использование назначенных (врачом) активных перепаратов, которые будут нейтрализовывать и преобразовывать Аму через системы пищеварения и обмена веществ так, чтобы Ама перешла в неактивное состояние. Выбор конкретного назначаемого препарата зависит от качества Амы пациента.
Содхана подразумевает процедуры очищения, в процессе которого Ама-доша полностью удаляется из тела пациента.
При правильном использовании эти три метода могут помочь нетрализовать, деактивировать и вывести Аму из тела.
Многие стадии должны быть визуализированы для экспериментального доказательства концепции Амы. Один из подходов будет заключаться в выявлении биохимических путей и процессов, лежащих в основе дегенеративных и воспалительных патологий в организме. Это должно быть сделано, уделяя особое внимание выявлению традиционных и нетрадиционных факторов риска (нарушения процессов ??) метаболизма и определению специфичных биомаркеров, как индикаторов наличия заболевания, его степени тяжести или активности, прогнозов и терапевтической эффективности. Например, низкий уровень адипонектина может являться фактором риска развития диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и других воспалительных процессов. Другой пример — прогнозирование метаболического синдрома через показатели лептина и С-реактивного белка (CRP). Другой подход может заключаться в исследовании возможной взаимосвязи микроорганизмов и их роли в возникновении Амы. Это позволит изучить микробиом человека с фокусом на роли микрофлоры кишечника в процессе пищеварения. Данные исследования также должны сделать попытку соотнести Аюрведический взгляд на работу ЖКТ с изменениями состава микрофлоры кишечника.
Непереведенный абзац:
Āma can also be studied from a clinical point of view. Clinical studies can be designed for early detection of metabolic syndrome. Biomarkers such as adinopectin, endothelial dysfunction, like leptin, High Sensitivity C-Reactive Protein (hsCRP,) homocysteine etc., can be used to detect high risk groups and Ayurvedic interventions including internal medications and purification therapies such as emesis, purgation and especially medicated enema can be evaluated in patients to explore their preventive and curative effects. Clinical studies to assess the variations in gut flora depending upon constitution of individuals and how Ayurvedic interventions help to normalize the gut flora and prevent the formation of Āma is another possibility.
Validation of the concept of Āma would be a significant step in the process of improving our understanding of how Ayurvedic physicians diagnose, classify and stage the progress of disease as well as how specific therapeutic decisions are made in clinical practice.
-----------------------------------------------------------------