Тема: Психическая конституция

Здравствуйте, когда был в Индии обсуждал с одним индусом - аюрведическим врачом тему конституции, и он мне сказал про ментальную конституцию, тогда очень заинтересовался этой темой, но я не где практически не встречал такой информации. Надеюсь кто-то здесь знает об этом. Очень интересно какие типы людей бывают по психическому складу характера.
Вот что мне удались найти по воле случая:
Семь Сатвика-типов Пракрити
Брахма. Особенно проявлены у полубога Брахмы:
чистота и правдолюбие, искренность и смирение,почтительность к наставникам и учителям, стремление познать Бога, гостеприимство.
Махендра. Особенно проявлены у полубога Махендры:
мужество и слава, искреннее выражение своего почтения к окружающим вне зависимости от их положения, изучение Вед, утверждение в служении другим.
Варуна. Особенно проявлены у полубога морей и океанов Варуны:
зеленоватый оттенок волос, тело медного цвета, милосердие, самодостаточность, ровное отношение к жаре и к холоду.   
Кубера. Особенно проявлены у казначея полубогов Куберы:   
милосердие, очень много сил направлено на благие дела, достаток, справедливость.
Гандхарва. Особенно проявлены у небесных музыкантов:
чувство гармонии, развитые таланты, веселый характер, любовь к природе.
Яма. Особенно проявлены у полубога смерти Ямы:
прекрасная память и справедливость, свобода от двойственности, иллюзий, зависти и
злобы,
Ашра. Особенно проявлены у святых мудрецов:
преданность постижению Бога и Ведическим ритуалам, целибат, знание материального и духовного мира,
постоянное самосовершенствование.

Шесть Раджастика-типов Пракрити
Асура. В основном проявлены у асуров:   
наделены богатством, имеют устрашающий облик, храбрые, жестокие и завистливые, стремятся к чувственным наслаждениям.   
Сарпа. В основном проявлены у Нагов:
зависть, склонность ко лжи, малодушие, резкость, трусость, хорошо развитый интеллект.
Сакуна. В основном проявлены у Сакуни:
привязанность к сексуальным наслаждениям, привязанность к алкоголю и другим интоксикациям, раздражительность и гневливость
Ракшаса. В основном проявлены у ракшасов:
ограниченный склад ума, раздражительность, гневливость и злость, нетерпимость к религиозным принципам,
самовоскхваление.
Пишача. В основном проявлены у духов Пишачей:
склонность к принятию испорченной пищи, резкость, наглость и бесстыдство, привязанность к женщинам и к сексу,
самоутверждение и бравада.
Праита. В основном проявлены у Претов, злых духов:
леность, ревнивость, подозрительность, зависть, жадность, неспособность к прощению и милосердию,
обитание в ужасных, темных, глухих местах.

Три Тамасика-типов Пракрити:
Пашава. В основном проявлен у животных:
слабо развитый интеллект, непокорность, отсутствие смирения, привязанность ко сну и сексу, инертность, лень.
Матсья. В основном проявлен у рыб:
непостоянство, заторможенное мышление, робость, трусость, зависимость от воды, пожирание нечистот и друг друга
Ванушпатья. В основном проявлен у растений:
склонность находиться или жить в одном месте, к которому очень привязаны, склонность к бездействию, существование только для приема пищи, равнодушие к благости, артхе (аскезам и жертвоприношению), дхарме (предписанным обязанностям), мокше (освобождению) и бхакти (служению Богу).

Поделиться

2 Отредактировано Иван Мерзляков (28.02.2016 13:42:38)

Re: Психическая конституция

Виталий, то что вы написали - есть приблизительный(неточный) перевод из Чарака-Самхиты(4.4.37 - 39)*

Из статьи В.Ю. Дружинина (из книги "Аюрведа: Источники и характеристика"**):
"Описывая различные типы психики (sattva), автор «Чарака-самхиты» (4.4.36) приводит следующую классификацию типов психики (trividhaṁ khalu sattvaṁ) – шуддха (śuddhaṁ), раджас (rājasaṁ) и тамас (tāmasam). Первый из этих типов лишён дефектов (adoṣa) и является благотворным (kalyāṇa), два других – имеют недостатки (sadoṣa), вследствие раздражительности и гнева (roṣa), а также иллюзии и глупости (moha) соответственно. Далее автор трактата приводит примеры различных видов психики, он говорит, что хотя существует бесконечное разнообразие индивидуальных различий, можно выделить 16."
"По словам Чараки (4.4.40), эти классификации помогают выбрать правильное лечение (upacāra) для людей с различными типами."

Там же(стр. 99 - 105) приводится таблица с характеристикой каждого из типов.

*Caraka-saṃhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001.

**Аюрведа: Источники и характеристика: Монография / М.: Философская Книга, 2015. — 272 с.; 20*14 см. — isbn 978-5-8205-0292-7.

Поделиться

Re: Психическая конституция

Эта тема разбирается в Чарака-самхите (Шарира-стхана 4.37–39)

Вот лучшая и верная таблица из статьи, которую написал Владимир Юрьевич Дружинин, на основании своего же перевода данных шлок с санскрита:

https://pp.vk.me/c630127/v630127610/19799/EW8G_GWsiL8.jpg

Ссылка на всю статью – http://journals.tsu.ru/uploads/import/9 … 24-169.pdf

Поделиться

Re: Психическая конституция

Огромнейшее вам спасибо? я так давно искал эту информацию! Крайне благодарен!
*THUMBSUP*
Я прочитал статью внимательно, но у меня возникло несколько вопросов по данной теме.
Я так понимаю что там где написано постоянное желание общения с женщинами, можно слово женщины заменить на противоположный пол, так как женщины наверняка тоже находятся под влиянием трёх гун материальной природы или всё же это не так?
Психическая конституция даётся человеку от рождения, и влияет на него до самой смерти, или индивид может подняться с уровня Маться до Брахмы к примеру?
Отрывок из статьи
Таким образом, люди, находящиеся под влиянием различных модусов материальной природы, приобретают определённые качества психики, которые могут привести к соматическим заболеваниям
Можно ли сказать что определённый тип психики предрасположен к определённым заболеваниям на много чаще чем другие? Или даже может есть специфические заболевания данного психотипа?
"По словам Чараки (4.4.40), эти классификации помогают выбрать правильное лечение (upacāra) для людей с различными типами."
Если я правильно понял то допустим у нас  два пациента с одинаковой болезнью и примерно  одинаковым физическим телосложением, но у них разная психика, и их лечения будет в корне отличаться?
Интересно, одна и та же деятельность, судя по описанию выше должна одним вредить, а другим идёт во благо, или нейтральна. К примеру психотип Брахма будет воздерживаться от сексуальных связей и ему общение с противоположным полом будет затмевать психику, в тоже время Гандхарвам без секса будет скучно и целибат у них вызовет негативные эмоции? Это мои догадки, может, тут кто подтвердит?

PS судя по описанным качествам выше, контингент населения нашей славной страны находиться под влиянием низших гун материальной природы
:D

Поделиться

Re: Психическая конституция

Виталий Смирнов пишет:

"По словам Чараки (4.4.40), эти классификации помогают выбрать правильное лечение (upacāra) для людей с различными типами."
Если я правильно понял то допустим у нас  два пациента с одинаковой болезнью и примерно  одинаковым физическим телосложением, но у них разная психика, и их лечения будет в корне отличаться?

В первую очередь речь идёт о построении правильного способа взаимодействия врача с пациентом.

Поделиться