31 Отредактировано Ксения Разина (23.12.2021 14:23:28)

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

Виктор, далее в той же строке "потому что данный текст описывает реалии более южных районов Индии, где собственно зимы в нашем смысле не бывает". Получается, в том регионе вместо Хеманты и Шиширы должен был быть оставлен только один сезон на зиму.

Возможно, Хеманта - более общеупотребительный термин для зимы в целом. Вот и получается, что в южных регионах, где зимой только сухо и холодно, это будет Хемантой. А там, где зима более "разнообразна" и делится на два сезона, то Хемантой назван первый (но холод+влага), а второй - Шишира (холод+сухость).

Поделиться

32 Отредактировано Антон К (23.12.2021 20:31:14)

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

Ксения Разина пишет:

далее в той же строке "потому что данный текст описывает реалии более южных районов Индии, где собственно зимы в нашем смысле не бывает". Получается, в том регионе вместо Хеманты и Шиширы должен был быть оставлен только один сезон на зиму.

Сезоны - они ведь не календарные (в смысле, что они не в настенном, отрывном, электронном и т.п. календарях находятся); это совокупность определённых качеств, периодичность смены которых может отличаться от "закреплённой" в календаре.

Андрей Юрьевич говорил, что описанные в шастрах сезоны присутствуют во всех климатических поясах, но некоторые из них могут проявляться в не столь акцентированном виде.

Поделиться

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

Виктор Савушкин пишет:

>Because Hemant is the season of Kapha accumulation (Samchaya) Kapha Pradhana Prakriti person have to take special care while taking this advised diet. They should not eat oily and heavy diet.

Вот еще не соответствие шастре? Откуда автор это взял, что в Хеманту (то есть влажная или ранняя зима) идет накопление Капхи?

Нашлось только в АХС Su.12.24-25 что Капха накапливается в Шиширу (позднюю зиму):
cayaprakopapraśamā vāyorgrīṣmādiṣu triṣu||24||
varṣādiṣu tu pittasya, śleṣmaṇaḥ śiśirādiṣu||25||

И в коментарии:
śleṣmaṇaḥ śiśire cayaḥ, vasante prakopaḥ, grīṣme praśamaḥ| § 3001
Капха - накапливается в Шиширу.

Может есть еще где-то в других текстах про это?

Мне кажется, в весьма сложном вопросе аюрведических сезонов удобнее всего идти от Сушруты, который в 6 гл, Сутрастхана, дает две описательные системы: в одной цикл начинается с шиширы (шишира-ади-крама), в другой – с варши (варша-ади-крама). Первая – это привычная большинству система шести сезонов, в которой есть ранняя и поздняя зима – хеманта и шишира, соответственно. Во второй системе есть только хеманта, но зато присутствуют два сезона дождей – ранний сезон дождей и поздний сезон дождей. Именно эту, вторую, систему Сушрута использует для объяснения того, как доши проходят упачаю, пракопу и упашаму. Я не читала обсуждаемую статью, но, из того, что вы написали, в ней все, должно быть, изложено верно.

sūtrasthānam - 6. r̥tucaryādhyāyaḥ:
…pariṇatavīryā balavatyō hēmantē bhavantyāpaśca praśāntāḥ snigdhā atyarthaṁ gurvyāśca, tā
upayujyamānā mandakiraṇatvādbhānōḥ satuṣārapavanōpastambhitadēhānāṁ [3] dēhināmavidagdhāḥ snēhācchaityādgauravādupalēpācca ślēṣmasañcayamāpādayanti; ||11||

«….в хеманту [растения] вызревшие, обладающие сильным потенциалом, а вода является спокойной (не мутной, чистой), очень увлажняющей и тяжёлой; из-за мягкости солнечных лучей то, что принимается [как пища и питье], у людей, тело которых при этом активизируется очень холодным/ледяным ветром, не создает несварения (пища не закисает в ЖКТ), и из-за увлажняющих, охлаждающих, утяжеляющих, смазывающих качеств [пищи и питья], приводит к накоплению капхи….»

У Сушруты нет упоминания шиширы в контексте объяснения циклической активности дош, так как шишира для него не является ни стартовой точкой накопления капхи, ни сезоном пракопы либо прашамы для других дош. То есть мы понимаем, что это просто сезон, когда продолжается накопления капхи, которая сдерживается холодом до тех пор, пока не наступает васанта-риту. Однако в некоторых климатах холод, «ледяной ветер» и проч. описанные факторы могут проявляться позже, не в хеманту, а как раз в шиширу, в этом случае требуется соответствующая сдвижка, что мы и видим на примере других текстов.

В общем, к этому заключению вы с Ксенией уже пришли, я просто добавила контекст и ссылку, дающую дополнительные детали, важные для понимания.

Предвижу вопрос про первую систему, с двумя зимами, зачем тогда Сушрута упоминает ее тоже. Ответ на это есть, однако не буду спойлить, чтобы оставить возможность самостоятельно разобраться.

Поделиться

34 Отредактировано Виктор Савушкин (23.12.2021 22:29:28)

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

Екатерина Балык пишет:

«….в хеманту [растения] вызревшие, обладающие сильным потенциалом, а вода является спокойной (не мутной, чистой), очень увлажняющей и тяжёлой; из-за мягкости солнечных лучей то, что принимается [как пища и питье], у людей, тело которых при этом активизируется очень холодным/ледяным ветром, не создает несварения (пища не закисает в ЖКТ), и из-за увлажняющих, охлаждающих, утяжеляющих, смазывающих качеств [пищи и питья], приводит к накоплению капхи….»

Спасибо за перевод! Не совсем ясно
>из-за мягкости солнечных лучей то, что принимается [как пища и питье]
Если принимается пища не "текущая", не та что вызрела только что (у нас же зимой вообще не растет - снег все-таки, а фрукты и прочее вообще вырасли давно и привезены откудато и тп), то все равно Капха накапливается у людей. Это видимо из-за того, что хочется есть более тяжелую, маслянистую пищу (из-за того, что "тело которых при этом активизируется очень холодным/ледяным ветром") и еще человек менее активен зимой, больше спит (ночи длинее), ну и холод/влажность не "высушивают/выжигают" Капху из тела. То есть тут скорее не текущие вызревшие "сочные" растения влияют.


>Предвижу вопрос про первую систему, с двумя зимами, зачем тогда Сушрута упоминает ее тоже. Ответ на это есть, однако не буду спойлить,
Вот это не особо понял, уж спойлите пожалуйста, интересно :)

Поделиться

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

Виктор Савушкин пишет:
Екатерина Балык пишет:

«….в хеманту [растения] вызревшие, обладающие сильным потенциалом, а вода является спокойной (не мутной, чистой), очень увлажняющей и тяжёлой; из-за мягкости солнечных лучей то, что принимается [как пища и питье], у людей, тело которых при этом активизируется очень холодным/ледяным ветром, не создает несварения (пища не закисает в ЖКТ), и из-за увлажняющих, охлаждающих, утяжеляющих, смазывающих качеств [пищи и питья], приводит к накоплению капхи….»

Спасибо за перевод! Не совсем ясно
>из-за мягкости солнечных лучей то, что принимается [как пища и питье]
Если принимается пища не "текущая", не та что вызрела только что (у нас же зимой вообще не растет - снег все-таки, а фрукты и прочее вообще вырасли давно и привезены откудато и тп), то все равно Капха накапливается у людей. Это видимо из-за того, что хочется есть более тяжелую, маслянистую пищу (из-за того, что "тело которых при этом активизируется очень холодным/ледяным ветром") и еще человек менее активен зимой, больше спит (ночи длинее), ну и холод/влажность не "высушивают/выжигают" Капху из тела. То есть тут скорее не текущие вызревшие "сочные" растения влияют.


>Предвижу вопрос про первую систему, с двумя зимами, зачем тогда Сушрута упоминает ее тоже. Ответ на это есть, однако не буду спойлить,
Вот это не особо понял, уж спойлите пожалуйста, интересно :)

На всякий случай хочу оговорится, что приведенный перевод любительский, просьба отнестись соответственно, а также не судить строго.

Для начала предлагаю разобраться с "пищей", с растениями, которые упоминаются в стихе, тут действительно есть непонятные моменты.

Конкретно в этом тексте идет противопоставление «растений» сезона дождей – варши, и «растений» ранней зимы – хеманты. Первые описываются как taruṇyō'lpavīryā – молодые/незрелые, с малой вирьей (здесь, скорее, как потенциал осуществлять определенный эффект/карму, хотя есть и более узкое толкование: оказывать охлаждающее либо согревающее действие). Вторые описываются как pariṇatavīryā balavatyō – со зрелой, полностью сформированной вирьей – здесь комментатор, Далхана, отмечает, что у balavatyō смысл либо аналогичный, то есть подчеркивается сильная вирья растения – это одно мнение, но также есть мнение, что подразумевается способность растения питать тело, способствовать его росту (balavatyō dēhōpacayahētavaḥ).

Под «растениями» имеются в виду пшеница, нут, рис шали и прочие – так поясняет Далхана.

Проблема состоит в том, что в сезон дождей указанные растения никак не могут быть молодыми и незрелыми, они к этому времени уже «пуратана», как отмечает комментатор. И сам задает вопрос: «Как же они могут называться молодыми»? На это дается такой ответ: они подобными молодым (нава-анне) становятся из-за того, что мельчайшие частицы воды (сукшма-джала) проникая в них, лишают их частично шакти/вирьи (редуцируют их потенциал оказывать определенный эффект), способствуют их прорастанию и набуханию. Под мельчайшими частицами воды, очевидно, имеются в виду водяные пары, свойственные этому влажному сезону.

Из сказанного можно предположить, что имеется в виду, скорее всего, не «текущий» урожай (не разбираюсь в с/х, но в дожди, кажется, нигде и никогда не проводится сбор зерновых культур), а уже собранные зерновые и бобовые, который пропитываясь влагой, приобретают качества нава-анны. Употребляемые в сезон дождей, когда огонь пищеварения и так подавлен, они становятся видахи – долго перевариваются, вызывая повышенную кислотность, изжогу, что есть признаки несварения по питта-типу. Другими словами, с одной стороны, питательные свойства самих растений изменяются в варша-риту, с другой – пищеварительная способность самого человека становится подавленной, и в совокупности это приводит к тому, что в варшу накапливается, как мы знаем питта, но капха не накапливается, в том числе из-за сниженной способности к усвоению питательных веществ, хотя нава-анна и, значит уподобленные этой категории растения в сезон дождей, вроде бы, должны капху увеличивать.

Теперь, рассуждая аналогичным образом, нужно рассмотреть, что происходит в хеманту, и какие растения имеются в виду в этом случае. У Сушруты сказано, что те же самые растения (tā ēvauṣadhayaḥ) становятся сильными в вирье в связи с сезонной трансформацией, либо еще можно понять «со временем» (kālapariṇāmāt – из-за кала-паринамы). И вот этот момент можно трактовать двояко: то ли это «те же самые», о которых говорилось выше в варша-риту, то есть уже собранный урожай, который из-за смены фактора влаги на фактор сухости, ветра и солнца, и просто в связи с фактором времени, поменял качества, то ли «те же самые» подразумевает те же виды растений (пшеница, рис и т.д.), но говорится о новом урожае, выросшем в условиях другого сезона. То ли имеется в виду и то, и другое, что мне тоже кажется логичным.   

В любом случае, по-моему, основная мысль, которая здесь проводится, это то, что растения, лишенные дефектов влажного периода, наиболее способны к реализации своей основной функции, то есть питанию организмов, а в подходящих условиях (в тот же зимний период) – к накоплению капхи.

К сожалению, не очень поняла, что не так с мягкими лучами солнца? Возможно, дело в том, что перевод кривоват, непросто было все сложить в связное предложение, чтобы оно более или менее читалось. Имеется в виду, что мягкость солнечных лучей (не сильная солнечная активность, но и не сильная облачность) вкупе с внешним холодом и ветром, воздействующими на человека, создают наилучшие условия для хорошего пищеварения, что очень важно при усвоении продуктов «увлажняющих, охлаждающих, утяжеляющих, смазывающих», в противном случае капху не накопить:)

Можно заметить, что каждый сезон описывается в разрезе нескольких факторов: погодных – облачно-ясно, с крайними точками в виде палящих лучей солнца либо, наоборот, затянутого тучами небом; сухо-влажно; жарко-холодно; природно-ботанических – изменяющиеся качества растений и воды; физиологических – изменения в организме и в силе пищеварения самого человека. Связка этих факторов (а не какой-то отдельно от других) формирует конкретные условия, которые сезонно сменяя друг друга, поддерживают цикл движения дош от накопления к усилению, затем к ослаблению, и так далее по кругу.

Поделиться

36 Отредактировано Глеб Камалутдинов (25.12.2021 06:23:34)

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

По растениям  в период хеманта - понимаю ещё так что зерно - бобовые все вылежанные, свежих нет, лучше перевариваются. Что впрочем Екатерина и написала.
Два сезона зимы - логично так описывать в северных регионах, подобие которым в Индии есть только в Гималаях. Два сезона дождей - логично описывать как раз в южном муссонном климате. В России зима имеет два довольно заметно различающихся (очень продолжительных  :) ) сезона. Ещё в России есть региональные особенности питания - зерно-бобовые почти всегда "вылежанные", а зимой практически все едет мясо, и его едят традиционно больше зимой - так как на морозе мясо хранится. Пищеварение сильнее, на морозе возрастает аппетит - едят больше мяса - накапливается капха. Ещё интересная особенность - после нового года (примерно) в картофеле, который составляет значительную часть питания в России, начинает образовываться соланин, который к весне в проросшем картофеле присутствует уже заметно. А соланин - это увеличение ваты и питты.
Ещё такой момент - слушал как-то одного индуса, так он самым главным фактором в России зимой считал мороз и говорил, что усиливается Вата! Про себя и родственников могу сказать тоже - у нас заметно усиливаются проявления ваты.
Ну и нужно посмотреть что по сезонам написано в ТМ, будет возможность - посмотрю и отпишусь.

Поделиться

37 Отредактировано Глеб Камалутдинов (25.12.2021 19:11:08)

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

По своему аномальному усилению зимой ваты разобрался - патогенизирующим является воздействие холода и сухости на предварительно накопленную вату. Которая накапливается в силу индивидуальных особенностей. И такое повторяется много лет. В общем полезно перечитывать старые, как бы уже прочитанные не раз тексты. И даже необходимо.
У упомянутого мною индуса вероятно похожая ситуация была.
А в ТМ, похоже - тема сезонов разобрана гораздо более поверхностно.

Спасибо сказали: Антон К1

Поделиться

38 Отредактировано Ксения Разина (27.12.2021 04:20:15)

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

Думаю увеличение Ваты зимой не аномально, а вполне нормально)

Хотя основной "пик" у Ваты традиционно считается в холодный сезон дождей, и именно этот сезон указывается во всех схемах чайя-пракопа, однако зимой Вата тоже фигурирует в текстах (да и на практике :) ):

Caraka Samhita, Su.6:

Tasmāttuṣārasamayē snigdhāmlalavaṇān rasān| audakānūpamāṁsānāṁ mēdyānāmupayōjayēt||11||
bilēśayānāṁ māṁsāni prasahānāṁ bhr̥tāni ca| bhakṣayēnmadirāṁ śīdhuṁ madhu cānupibēnnaraḥ||12||

In the period of snowfall, unctuous, sour and salty food items should be consumed predominantly. Meat of fatty, aquatic and marshy animals should be taken. Meat of burrowing animals and roasted meat of animals that eat by snatching the prey should be consumed and after that drinking of madira and sidhu type of wines and honey is advised. [11-12]

Рекомендована жирная пища, кислого и соленого вкусов, и тп = снижающая Вату.

Далее:

varjayēdannapānāni vātalāni laghūni ca| pravātaṁ pramitāhāramudamanthaṁ himāgamē||18||

At the advent of winter season intake of food and drinks that cause vata vitiation and inherently light to digest in property, (getting exposed to) strong winds, inadequate quantities of food, and intake of diluted gruel are contraindicated. [18]

Противопоказана пища, выводящая из равновесия Вату.

То есть, несмотря на то, что мясо водоплавающих животных увеличивает Капху, оно тем не менее рекомендовано зимой, так как успокаивает Вату, являющейся более вредоносной.

В 20 шлоке говорится, что режим для Шиширы должен быть такой же, как для Хеманты, и затем —  что в Шиширу нужно избегать острого, горького и вяжущего вкуса, увеличивающей Вату, легкой и холодной пищи:

kaṭutiktakaṣāyāṇi vātalāni laghūni ca| varjayēdannapānāni śiśirē śītalāni ca||21||

In the shishira season, food and drinks that are predominantly pungent, bitter and astringent in taste, vata vitiating, and inherently light to digest and cold in properties should be avoided. [21]


То же самое — рекомендована пища сладкого, кислого и соленого вкусов, маслянистая, то есть снижающая именно Вату.

Поделиться

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

В лекциях Владимир Дружинин разбирал комментарий к АХС Су.3.8, там упоминается, что зимой Вата и Капха накапливаются - http://ayutexts.dharaonline.org/frmread.aspx

И также приводится "противоречие" из Сушруты, где кроме масел и соленого/кислого вкусов еще идут щелоки, горький и острый вкусы (что можно объяснить как - чтобы противодействовать накапливающейся Капха-доше)

Сушрута:
uttaratantram - 64. svasthavr̥ttādhyāyaḥ
hēmantē lavaṇakṣāratiktāmlakaṭukōtkaṭam||23|| // ...tikta...kaṭu
sasarpistailamahimamaśanaṁ hitamucyatē|


https://sun9-56.userapi.com/impg/a6RHwcqfBBjMCOMb82IlhQfkdUzxKWBLZORTmg/WY23Brgh5s8.jpg?size=825x278&quality=96&sign=e7c074ef7faf03a20dba42f11a0fd476&type=album

Спасибо сказали: Глеб Камалутдинов1

Поделиться

40 Отредактировано Виктор Савушкин (26.05.2022 03:09:55)

Re: Рекомендации по диете и образу жизни для различных типов пракрити

Наконец-то дошли руки - выложить перевод этой статьи "Recommendation of Ayurvedic diet and lifestyle guidelines for different Prakriti". Есть дополнения и исправления. Таблицы приходится делать картинками - может А.Ю. захочет в раздел статьи поместить, тогда будет текст :) Мне очень понравилась статья и пока переводил новые моменты удалось почерпнуть. Благодарю всех кто помогал разбираться!

-----
(Часть 1 из 2)

Аюрведические рекомендации по питанию и образу жизни для различных пракрити

Приводятся общие рекомендации по питанию и образу жизни в зависимости от времени года (ритучарья), а также уточнения для различных пракрити (конституциональных типов).

Отметим, что рекомендации из ритучарьи применяются как основа для терапии одновременного увеличения двух или трех дош: летний [режим] применяется при одновременном увеличении Ваты и Питты, весенний – Капхи и Ваты, осенний (шарад) – Капхи и Питты, ранняя осень (сезон дождей) – кода все три доши в состоянии патологического избытка.

===
Резюме
Пракрити (конституциональный тип человека) является уникальным психосоматическим характером человека, охватывающим физические, функциональные и поведенческие особенности. В традиционной аюрведе описаны режим дня (диначарья), сезонный режим (ритучарья) и благое поведение (садвритта) для поддержания тела в здоровом состоянии.

Для достижения хорошей физической формы важно корректировать питание, а также поведение (образ жизни) в соответствии с пракрити. Те, кто должным образом следуют питанию и поведению в соответствии со своим конституциональным типом, имеют лучшие здоровье и силу.

===
Введение
Проблема здоровья - одна из главных забот человечества в современную эпоху. Нездоровый образ жизни и неправильное питание приводит к болезням сердца, инсульту, раку, диабету, респираторным инфекциям и т.п. Эти недуги развиваются годами и затем трудно поддаются лечению.

В современную эпоху плохое питание, отсутствие физических упражнений, курение, злоупотребление алкоголем, плохой сон, тяжелые стрессовые нагрузки, уменьшение физической активности, нездоровый образ жизни и чрезмерное потребление нездоровой пищи в значительной степени ответственны за повсеместный рост заболеваний из-за [неправильного] образа жизни.

Аюрведа, прежде всего, направлена на сохранение здоровья для продления жизни и обуздания болезней [3]. Сохранение здоровья является приоритетом медицинской науки, и это может быть достигнуто двумя способами: первый - преодоление заболеваний, когда они поражают тело, а второй способ - следование оптимальному образу жизни, описанному в аюрведической литературе в разделах:
- Диначарья (распорядок дня),
- Ритучарья (правильное поведение в зависимости от времени года) и
- Садвритта (благое поведение).
Эти разделы служат для поддержания тела здоровым.

Пракрити (конституция человека) является уникальной концепцией Аюрведы, имеющей генетические и приобретенные аспекты. Генетический аспект зависит от семени и яйцеклетки [4], а после оплодотворения яйцеклетки на формирование конституции (будущего ребенка в утробе) влияют внешние факторы, такие как климат, сезон, фактор времени, возраст, раса, семейное наследование. [5]

Природа одарила (благословила) всех живых существ разнообразием сезонных красок, и это имеет большое влияние на личность. Сезонные факторы, такие как температура, влажность оказывают воздействие на доши (три основных телесных “сока” – не совсем подходящее определение), а искажение дош нарушает равновесие тела. Лица, которые должным образом следуют диете и режиму в соответствии со своей пракрити имеют лучшие здоровье и силу.

Следовательно, для поддержания здоровья и предотвращения болезни, необходимо следовать определенным рекомендациям относительно правильного питания и образа жизни в зависимости от пракрити.

Несмотря на несколько исследований уже проведенных в течение последних десятилетий, попадаются только разрозненные сведения об общих руководящих принципах диеты и образа жизни, и есть необходимость повторно собрать это из наших классических текстов.

Поэтому попробуем тщательно проработать древние аюрведические рекомендации по питанию и образу жизни, которые описывают это в свете различных пракрити (конституций человека).

===
1. Влияние сезона на физиологию тела
В Аюрведе различают шесть сезонов (таблица 1) [6]:

Таблица 1: Разделение сезонов
https://sun9-north.userapi.com/sun9-77/s/v1/if2/RNxaWKNEAe82lFbVgfnm76kr2uayoq7siHd4wMpfyGbnteUUo2ZCyv8yoIzqFN07TFlzHcKtsAmAGItuCOPiCc3f.jpg?size=841x915&quality=95&type=album
* Даты начала и окончания сезона для каждой местности могут быть свои и они могут каждый год меняться, поэтому время года правильнее определять по признакам сезона, а также принимать во внимание эффект, оказываемый сезоном (см. табл. 2). Некоторые сезоны в конкретной местности могут быть не [сильно] проявлены.

---

На основании различных аюрведических источников составлена таблица 2, где объясняется влияние сезонов на физиологию человека, а именно: вкус, преобладающий в теле; аппетит (прим: Огонь пищеварения); какие качества (гуны) преобладают; и какова физическая сила. В месяцах Чайтра, Шравана и Маргаширша (ориентировочно в марте-апреле, июле-августе и ноябре-декабре соответственно) предписано [при необходимости] выполнять очищающие процедуры. [7]

Таблица 2: Влияние сезонов на преобладающий вкус, качества, физическую силу и Огонь пищеварения
https://sun9-east.userapi.com/sun9-42/s/v1/if2/5t9-KqN3sfOfzyVYjdHnQs4hpqsHCgiS8bLEfmaOUznXlM2ywL7XOvFBKuwy9GSrjSu2lAA_VLB7orMjdNGJ_YCJ.jpg?size=836x448&quality=95&type=album
* Вкус, который становится сильнее в данный сезон (АХС Су.3.4)

-----

Общий принцип.
В зависимости от условий доши могут накапливаться, обостряться или успокаиваться (см. таблицу ниже, АХС Су.12.19).

Факторы отвечающие за накопление (чайа), обострение (пракопа*) и успокоение (пращама) дош
https://sun9-east.userapi.com/sun9-26/s/v1/if2/4PY03P58ah-Zrh7yHQnJnd_irQOneDVdi4WdbeQ1v66wukchaMTUf1wFkMLN3TkEqJfxQ1cMJieiZfB2B7LnXxLw.jpg?size=836x359&quality=95&type=album
* пракопа - сильное увеличение дош и выход их из мест нормальной дислокации; приводит к патологиям.

Как этот принцип проявляется в течение года
Вата накапливается [жарким] летом из-за сухости, легкости (принимаемых продуктов и также из-за того, что солнце выжигает "соки", иссушает тело). Но Вата не выходит из равновесия (пракопа), потому что это сопровождается теплом. С приходом холода сезона дождей накопленная Вата обостряется (приходит в состояние пракопа; копа - гнев на санскрите) и обычно в это время увеличивается число заболеваний. В следующий сезон Шарад (влажный и умеренно теплый) Вата успокаивается естественным образом за счет влажности (накопленной за сезон дождей и свойств принимаемых продуктов) и тепла.

Капха накапливается [ранней*] зимой (Хеманта) из-за влажности, тяжести [пищи, которая хорошо усваивается из-за сильного Агни], но Капха не выходит из равновесия (пракопа) из-за холода. С приходом весеннего тепла накопленная Капха начинает "таять" и происходит ее обострение (пракопа) и обычно в это время увеличивается число ["простудных"] заболеваний. Затем приходит лето и Капха успокаивается от качеств сезона: сухости, лёгкости сопровождаемых теплом.

* в некоторых теплых регионах это происходит позднее, в Шиширу.

Питта накапливается в сезон дождей из-за сырости, легкости, кислого випака [пищи, которая из-за подавленного Агни плохо и долго переваривается, вызывая повышенную кислотность]. Но Питта не выходит из равновесия (пракопа), так как это сопровождается холодом. С приходом потепления и солнечных лучей сезона Шарад накопленная Питта обостряется ("закисает" от тепла) и обычно в это время увеличивается число заболеваний. Затем приходит зима и Питта успокаивается от влажности, тяжести сопровождаемых холодом.

===

2. Общие рекомендации по питанию и поведению в различные сезоны

Сезонные изменения влияют на физиологию тела, то, о чем уже давно упоминалось в аюрведических текстах, теперь подтверждается современными исследованиями [8]. Во время смены сезона рекомендуется плавный переход от предыдущих рекомендованных диеты и образа жизни к рекомендациям для следующего сезона. Такое соединение двух сезонов называется риту-сандхи. В Аюрведе весьма детально разобраны сезоны и приводятся рекомендации: что показано, а что противопоказано в отношении питания и образа жизни. (Таблица 3) [9], [10]

Таблица 3: Общие рекомендации по питанию и поведению в зависимости от времени года
====================================
2.1. Хеманта (Ранняя/влажная зима)
Основной принцип: зимой у сильного человека (а зимой физ. сила максимальная - см. табл. 2) из-за внешнего холода [зажимаются каналы тела на периферии и тем самым блокируется выход тепла наружу, и в результате] усиливается Агни (Огонь пищеварения). Если этот Огонь, "заблокированный" контактом с холодом, отставить без пищи, то он, "подгоняемый" (īritaḥ) [самана-]ватой, начинает "сжигать" ткани тела, а истощение тканей приводит Вату в патологический избыток [и это может вызывать болезни]. Чтобы успокоить такой агрессивный Агни, зимой рекомендуется питать его тяжелой пищей. (АХС, Су, 3.8)

Пища и питье
Преимущественно маслянистая пища, кислый, соленый вкусы, сладкий вкус (АХС Су.3.8), горячая; свежие зерновые и бобовые (они абхишьянди*), нерафинированный сахар джаггери (гур) и продукты из него; пшеница, изделия из муки (piṣṭa*), урад-дал, коровье молоко и продукты из него (гхи; кисломолочное*), продукты из сока сахарного тростника, жиры, растительные масла. А также [дополнительно] щелоки** (кшара), горький** и острый** вкусы, мед**.

Невегетарианцам: мясо животных обитающих в водоемах, болотистой и влажной местности, которые очень жирные - такое мясо жирное, тяжелое, вязкое (абхишьянди*), например: утки/гуси.
Горячая/теплая вода; алкогольные напитки (малыми дозами, по показаниям)***.

* Абхишьянди (abhiṣyandi) - способствует обструкции каналов - такая пища, принимаемая в меру, будет полезна для сдерживания Огня пищеварения, который становится агрессивным и резким зимой.

** У Сушруты (Uttaratantram, 64.22) говорится, что для ранней зимы (Хеманты) полезны также горький, острый вкус, щелоки – здесь нет противоречия, так как эти дополнительно принимаемые субстанции будут противодействовать накапливаемой зимой Капхе и закупорке каналов [в том числе из-за тяжелой и вязкой пищи].

*** Алкоголь принимается малыми дозами, разбавленным водой, по строгим показаниям. Для лекарственных вин – 12–48 мл, разбавленные в 2-4 раза водой, на приём. Алкоголь согревает, способствует очищению каналов от избыточной Капхи, см. подробнее: "Об общих свойствах алкогольных напитков".
См. также об употреблении алкоголя: Вагбхата об употреблении алкоголя, "Аштанга-хридая" об алкоголе.

Образ жизни
Масляные втирания (абхьянга) с растительными маслами [уменьшающими Вата-дошу], умасливание головы (широ-абхьянга), удаление масла с помощью вяжущих порошков с последующим омовением теплой водой; физические упражнения, массаж стопами [вполсилы]; плотная, толстая и теплая одежда; сексуальная активность; паста из согревающих трав, нахождение на солнце, парная (умеренное потение), обувь и носки, Джентака-сведа (согревающая процедура для вызывания потения), Атапасевана (воздействие солнечного света), теплое (с толстыми стенами) помещение.

Противопоказания
Еда и питье, которые легкие и увеличивают Вату (см. примечание выше из Сушруты **), нахождение на ветру, жидкие/малопитательные каши; ограничения в еде (диеты, посты).

====================================

2.2. Шишира (Поздняя зима)
Основной принцип: в целом те же рекомендации, что и в Хеманту (Раннюю зиму).

Пища и питье
Преимущественно маслянистая; соленый, кислый вкусы; сладкий вкус (АХС Су.3.8); свежие зерновые/бобовые (они абхишьянди* см. выше);

Невегетарианцам: мясо водных животных и обитающих во влажной местности (такое мясо жирное, тяжелое, вязкое - абхишьянди – способствует обструкции каналов и сдерживанию агрессивного/резкого Агни*).

Алкогольные напитки (*** см. выше), коровье молоко, ферментированные продукты сока сахарного тростника, жиры, растительные масла, мёд, теплая вода.

Образ жизни
Находиться в укрытом от ветра и теплом помещении.

Противопоказания
Острый, горький, вяжущий вкусы; легкая и холодная пища, которая увеличивает Вату.

====================================

2.3. Васанта (Весна)
Основной принцип: накопленная зимой и растопленная лучами солнца весной, Капха, ослабив Огонь пищеварения, вызывает [различные] болезни. Поэтому ее следует немедленно вывести из тела. Из-за того, что Огонь пищеварения подавляется Капхой, питательные вещества плохо всасываются (отсюда авитаминоз). Поэтому показана пища легко перевариваемая, сухая (не водянистая), не жирная (минимум масла).

Пища и питье
Ячмень, пшеница (* старые, то есть более года); легкая, не жареная пища (без растительного масла или гхи). Невегетарианцам: перепел, серая куропатка, антилопа, овца, изюбрь, заяц (животные, обитающие в сухой местности; приготовление на огне - на вертеле).

Мёд; вода, вскипяченная с имбирем; вода, вскипяченная с какими-либо растениями из ряда, начинающегося с асаны (действуют против Капхи); вода, смешанная с медом; алкогольные *** напитки с добавлением сока манго (буквально ароматизированные), полученные из сока сахарного тростника или полученные путем брожения трав.

Образ жизни
Физические упражнения, удвартана (сухой массаж с травяными порошками), вдыхание "травяного" дыма (специальная процедура), полоскания полости рта [со средствами против Капхи], специальная процедура для очищения глаз (от избытка Капхи), ванна с теплой водой, умащение тела травяными пастами с сандалом и т.п. Наслаждаться цветением в саду вместе с супругом.

Терапия (под врачебным контролем!): вамана (процедура выведения избытка дош из тела посредством рвоты), пратимарша (лечение маслом через нос), насья (введение лекарств через нос) с резкими и горячими травами.

Противопоказания
Тяжелая/трудно перевариваемая пища (мучное, сыры, кисломолочное и т.п.), кислая, жирная (маслянистая), увлажняющая (например: молоко), сладкая (например: картошка, финики, бананы и т.п.), холодная пища; дневной сон.

====================================

2.4. Гришма (Лето)
Основной принцип: в этот сезон солнце резкое (тикшна) и оно выжигает оджас/силу, влагу, "соки" тела. Поэтому тело нужно охлаждать, увлажнять - пища показана увлажняющая, охлаждающая, жидкая, сладкий вкус; физическая нагрузка минимальная.

Пища и питье
Сладкий вкус, [легко перевариваемая (АХС),] охлаждающая, жидкая, маслянистая/увлажняющая пища (с растительными маслами или гхи); рис шали (например, сорт басмати), молоко, гхи. Невегетарианцам: животные или птицы, обитающие в сухой местности (то есть легкое для переваривания мясо).

Сладкие, охлаждающие, жидкие, увлажняющие (не сушащие*) напитки; прохладная и сладкая мантха (густая болтушка на воде из фиников, кишмиша, тамаринда, граната, амалаки, ...) с сахаром; расала* (йогурт со специями усиливающими Агни), райта (усиливает Агни), фруктовые соки, прохладные/охлаждающие напитки с добавлением кислого вкуса (лимонад), молоко [буйвола] на ночь (против бессоницы).

* расала, райта, напитки с кислым вкусом – в небольших количествах для усиления огня пищеварения.

Образ жизни
Дневной сон в прохладном помещении или саду (см. также про сон); ночью спать под лунным светом на террасе; наносить на тело сандаловую пасту (она охлаждает), украшать себя жемчужными/перламутровыми ожерельями, обдуваться опахалом (вентилятором), обрызгиваться прохладной водой.

Противопоказания
Соленая, кислая, острая, горячая (по вирье) пища; физические нагрузки, сексуальная активность, алкоголь.

====================================

2.5. Варша (Cезон дождей/Ранняя осень)
Основной принцип: за лето оджас "выжигается", сила (бала) уменьшается (см. табл. 2 - ранней осенью сила минимальная) и с приходом прохлады и влажности сезона дождей не происходит усиления Огня пищеварения как зимой, а наоборот: от влаги и холодного ветра Огонь пищеварения может гаснуть (становится agnisāda). Общая рекомендация (AS.1.4): в те дни, когда идет дождь и дуют холодные ветры, следует принимать такую пищу, которая уменьшает влагу в теле и Вата-дошу: преимущественно сухую (не водянистую), легкую, маслянистую, горячую, кислую и соленую.

Пища и питье
Добавлять мед в пищу; сладкая, кислая, соленая, маслянистая пища; растительные масла или гхи, старые ячмень, пшеница, рис шали (например, сорт басмати). В сезон дождей показано кисломолочное (дадхи) - в малых дозах [1-2 ложечки] для усиления Огня пищеварения и аппетита.
Невегетарианцам: мясо животных, обитающих в засушливой местности; и овощной суп.

Использовать мед совместно с приготовлениями, такими как вина, ферментированные напитки; чистая дождевая вода, вода хорошего качества – кипяченая.

Образ жизни
Грубый массаж, удвартана (сухой массаж с травяными порошками), принятие ванны, легкая и чистая одежда, благоухающие гирлянды, жить в помещении, где нет [сильной] влажности.

Терапия (под врачебным контролем!): вамана (лечебная рвота), виречана (послабление), астхапана (лечебная клизма).

Противопоказания
Мантха (густая болтушка на воде из фиников, кишмиша, …) с большим количеством воды (прим.: то есть водянистая пища), дневной сон, холод, речная вода (прим.: загрязненная в это время), чрезмерная физическая нагрузка, нахождение на солнце (?), сексуальная активность.

====================================

2.6. Шарад (Осень/Бабье лето)
Пища и питье
Сладкая, легкая, охлаждающая пища, горький, вяжущий вкусы; [старые] ячмень, пшеница, рис шали (например, басмати), зеленый маш, [белый] сахар, амалаки, патола (овощ, обладающий горьким вкусом), мёд. Невегетарианцам: перепел, куропатка, антилопа, овца, кролик (мясо животных, обитающих в засушливой местности).

Сладкие, легкие, охлаждающие, горькие напитки; специальное гхи (Tiktaka Ghrita) [в малых дозах - такое масло готовится с горькими травами].

Образ жизни
Умащение тела пастами из сандала, ушира и хансодака (карпура?), украшать себя жемчужными/перламутровыми ожерельями, чистая одежда, нахождение на террасе: "Вечер следует проводить на террасе белого (выкрашенного) дома, умастив тело пастой сандала, ушира и карпура, облачившись в гирлянды из жемчуга и наслаждаясь лунным светом."

Терапия (под врачебным контролем!): виречана (послабление), очищение крови.

Противопоказания
Нахождение на солнце, жирное, растительные масла (кунжутное, …), йогурт и другое кисломолочное; дневной сон; нахождение на восточном ветру, холоде; мясо животных обитающих в водоемах и болотистой местности (то есть жирное, тяжелое), щелочные субстанции, соленое, влажное, плотное питание, крепкий алкоголь.

=====

Спасибо сказали: vshkurin1

Поделиться