Наконец-то дошли руки - выложить перевод этой статьи "Recommendation of Ayurvedic diet and lifestyle guidelines for different Prakriti". Есть дополнения и исправления. Таблицы приходится делать картинками - может А.Ю. захочет в раздел статьи поместить, тогда будет текст Мне очень понравилась статья и пока переводил новые моменты удалось почерпнуть. Благодарю всех кто помогал разбираться!
-----
(Часть 1 из 2)
Аюрведические рекомендации по питанию и образу жизни для различных пракрити
Приводятся общие рекомендации по питанию и образу жизни в зависимости от времени года (ритучарья), а также уточнения для различных пракрити (конституциональных типов).
Отметим, что рекомендации из ритучарьи применяются как основа для терапии одновременного увеличения двух или трех дош: летний [режим] применяется при одновременном увеличении Ваты и Питты, весенний – Капхи и Ваты, осенний (шарад) – Капхи и Питты, ранняя осень (сезон дождей) – кода все три доши в состоянии патологического избытка.
===
Резюме
Пракрити (конституциональный тип человека) является уникальным психосоматическим характером человека, охватывающим физические, функциональные и поведенческие особенности. В традиционной аюрведе описаны режим дня (диначарья), сезонный режим (ритучарья) и благое поведение (садвритта) для поддержания тела в здоровом состоянии.
Для достижения хорошей физической формы важно корректировать питание, а также поведение (образ жизни) в соответствии с пракрити. Те, кто должным образом следуют питанию и поведению в соответствии со своим конституциональным типом, имеют лучшие здоровье и силу.
===
Введение
Проблема здоровья - одна из главных забот человечества в современную эпоху. Нездоровый образ жизни и неправильное питание приводит к болезням сердца, инсульту, раку, диабету, респираторным инфекциям и т.п. Эти недуги развиваются годами и затем трудно поддаются лечению.
В современную эпоху плохое питание, отсутствие физических упражнений, курение, злоупотребление алкоголем, плохой сон, тяжелые стрессовые нагрузки, уменьшение физической активности, нездоровый образ жизни и чрезмерное потребление нездоровой пищи в значительной степени ответственны за повсеместный рост заболеваний из-за [неправильного] образа жизни.
Аюрведа, прежде всего, направлена на сохранение здоровья для продления жизни и обуздания болезней [3]. Сохранение здоровья является приоритетом медицинской науки, и это может быть достигнуто двумя способами: первый - преодоление заболеваний, когда они поражают тело, а второй способ - следование оптимальному образу жизни, описанному в аюрведической литературе в разделах:
- Диначарья (распорядок дня),
- Ритучарья (правильное поведение в зависимости от времени года) и
- Садвритта (благое поведение).
Эти разделы служат для поддержания тела здоровым.
Пракрити (конституция человека) является уникальной концепцией Аюрведы, имеющей генетические и приобретенные аспекты. Генетический аспект зависит от семени и яйцеклетки [4], а после оплодотворения яйцеклетки на формирование конституции (будущего ребенка в утробе) влияют внешние факторы, такие как климат, сезон, фактор времени, возраст, раса, семейное наследование. [5]
Природа одарила (благословила) всех живых существ разнообразием сезонных красок, и это имеет большое влияние на личность. Сезонные факторы, такие как температура, влажность оказывают воздействие на доши (три основных телесных “сока” – не совсем подходящее определение), а искажение дош нарушает равновесие тела. Лица, которые должным образом следуют диете и режиму в соответствии со своей пракрити имеют лучшие здоровье и силу.
Следовательно, для поддержания здоровья и предотвращения болезни, необходимо следовать определенным рекомендациям относительно правильного питания и образа жизни в зависимости от пракрити.
Несмотря на несколько исследований уже проведенных в течение последних десятилетий, попадаются только разрозненные сведения об общих руководящих принципах диеты и образа жизни, и есть необходимость повторно собрать это из наших классических текстов.
Поэтому попробуем тщательно проработать древние аюрведические рекомендации по питанию и образу жизни, которые описывают это в свете различных пракрити (конституций человека).
===
1. Влияние сезона на физиологию тела
В Аюрведе различают шесть сезонов (таблица 1) [6]:
Таблица 1: Разделение сезонов
* Даты начала и окончания сезона для каждой местности могут быть свои и они могут каждый год меняться, поэтому время года правильнее определять по признакам сезона, а также принимать во внимание эффект, оказываемый сезоном (см. табл. 2). Некоторые сезоны в конкретной местности могут быть не [сильно] проявлены.
---
На основании различных аюрведических источников составлена таблица 2, где объясняется влияние сезонов на физиологию человека, а именно: вкус, преобладающий в теле; аппетит (прим: Огонь пищеварения); какие качества (гуны) преобладают; и какова физическая сила. В месяцах Чайтра, Шравана и Маргаширша (ориентировочно в марте-апреле, июле-августе и ноябре-декабре соответственно) предписано [при необходимости] выполнять очищающие процедуры. [7]
Таблица 2: Влияние сезонов на преобладающий вкус, качества, физическую силу и Огонь пищеварения
* Вкус, который становится сильнее в данный сезон (АХС Су.3.4)
-----
Общий принцип.
В зависимости от условий доши могут накапливаться, обостряться или успокаиваться (см. таблицу ниже, АХС Су.12.19).
Факторы отвечающие за накопление (чайа), обострение (пракопа*) и успокоение (пращама) дош
* пракопа - сильное увеличение дош и выход их из мест нормальной дислокации; приводит к патологиям.
Как этот принцип проявляется в течение года
Вата накапливается [жарким] летом из-за сухости, легкости (принимаемых продуктов и также из-за того, что солнце выжигает "соки", иссушает тело). Но Вата не выходит из равновесия (пракопа), потому что это сопровождается теплом. С приходом холода сезона дождей накопленная Вата обостряется (приходит в состояние пракопа; копа - гнев на санскрите) и обычно в это время увеличивается число заболеваний. В следующий сезон Шарад (влажный и умеренно теплый) Вата успокаивается естественным образом за счет влажности (накопленной за сезон дождей и свойств принимаемых продуктов) и тепла.
Капха накапливается [ранней*] зимой (Хеманта) из-за влажности, тяжести [пищи, которая хорошо усваивается из-за сильного Агни], но Капха не выходит из равновесия (пракопа) из-за холода. С приходом весеннего тепла накопленная Капха начинает "таять" и происходит ее обострение (пракопа) и обычно в это время увеличивается число ["простудных"] заболеваний. Затем приходит лето и Капха успокаивается от качеств сезона: сухости, лёгкости сопровождаемых теплом.
* в некоторых теплых регионах это происходит позднее, в Шиширу.
Питта накапливается в сезон дождей из-за сырости, легкости, кислого випака [пищи, которая из-за подавленного Агни плохо и долго переваривается, вызывая повышенную кислотность]. Но Питта не выходит из равновесия (пракопа), так как это сопровождается холодом. С приходом потепления и солнечных лучей сезона Шарад накопленная Питта обостряется ("закисает" от тепла) и обычно в это время увеличивается число заболеваний. Затем приходит зима и Питта успокаивается от влажности, тяжести сопровождаемых холодом.
===
2. Общие рекомендации по питанию и поведению в различные сезоны
Сезонные изменения влияют на физиологию тела, то, о чем уже давно упоминалось в аюрведических текстах, теперь подтверждается современными исследованиями [8]. Во время смены сезона рекомендуется плавный переход от предыдущих рекомендованных диеты и образа жизни к рекомендациям для следующего сезона. Такое соединение двух сезонов называется риту-сандхи. В Аюрведе весьма детально разобраны сезоны и приводятся рекомендации: что показано, а что противопоказано в отношении питания и образа жизни. (Таблица 3) [9], [10]
Таблица 3: Общие рекомендации по питанию и поведению в зависимости от времени года
====================================
2.1. Хеманта (Ранняя/влажная зима)
Основной принцип: зимой у сильного человека (а зимой физ. сила максимальная - см. табл. 2) из-за внешнего холода [зажимаются каналы тела на периферии и тем самым блокируется выход тепла наружу, и в результате] усиливается Агни (Огонь пищеварения). Если этот Огонь, "заблокированный" контактом с холодом, отставить без пищи, то он, "подгоняемый" (īritaḥ) [самана-]ватой, начинает "сжигать" ткани тела, а истощение тканей приводит Вату в патологический избыток [и это может вызывать болезни]. Чтобы успокоить такой агрессивный Агни, зимой рекомендуется питать его тяжелой пищей. (АХС, Су, 3.8)
Пища и питье
Преимущественно маслянистая пища, кислый, соленый вкусы, сладкий вкус (АХС Су.3.8), горячая; свежие зерновые и бобовые (они абхишьянди*), нерафинированный сахар джаггери (гур) и продукты из него; пшеница, изделия из муки (piṣṭa*), урад-дал, коровье молоко и продукты из него (гхи; кисломолочное*), продукты из сока сахарного тростника, жиры, растительные масла. А также [дополнительно] щелоки** (кшара), горький** и острый** вкусы, мед**.
Невегетарианцам: мясо животных обитающих в водоемах, болотистой и влажной местности, которые очень жирные - такое мясо жирное, тяжелое, вязкое (абхишьянди*), например: утки/гуси.
Горячая/теплая вода; алкогольные напитки (малыми дозами, по показаниям)***.
* Абхишьянди (abhiṣyandi) - способствует обструкции каналов - такая пища, принимаемая в меру, будет полезна для сдерживания Огня пищеварения, который становится агрессивным и резким зимой.
** У Сушруты (Uttaratantram, 64.22) говорится, что для ранней зимы (Хеманты) полезны также горький, острый вкус, щелоки – здесь нет противоречия, так как эти дополнительно принимаемые субстанции будут противодействовать накапливаемой зимой Капхе и закупорке каналов [в том числе из-за тяжелой и вязкой пищи].
*** Алкоголь принимается малыми дозами, разбавленным водой, по строгим показаниям. Для лекарственных вин – 12–48 мл, разбавленные в 2-4 раза водой, на приём. Алкоголь согревает, способствует очищению каналов от избыточной Капхи, см. подробнее: "Об общих свойствах алкогольных напитков".
См. также об употреблении алкоголя: Вагбхата об употреблении алкоголя, "Аштанга-хридая" об алкоголе.
Образ жизни
Масляные втирания (абхьянга) с растительными маслами [уменьшающими Вата-дошу], умасливание головы (широ-абхьянга), удаление масла с помощью вяжущих порошков с последующим омовением теплой водой; физические упражнения, массаж стопами [вполсилы]; плотная, толстая и теплая одежда; сексуальная активность; паста из согревающих трав, нахождение на солнце, парная (умеренное потение), обувь и носки, Джентака-сведа (согревающая процедура для вызывания потения), Атапасевана (воздействие солнечного света), теплое (с толстыми стенами) помещение.
Противопоказания
Еда и питье, которые легкие и увеличивают Вату (см. примечание выше из Сушруты **), нахождение на ветру, жидкие/малопитательные каши; ограничения в еде (диеты, посты).
====================================
2.2. Шишира (Поздняя зима)
Основной принцип: в целом те же рекомендации, что и в Хеманту (Раннюю зиму).
Пища и питье
Преимущественно маслянистая; соленый, кислый вкусы; сладкий вкус (АХС Су.3.8); свежие зерновые/бобовые (они абхишьянди* см. выше);
Невегетарианцам: мясо водных животных и обитающих во влажной местности (такое мясо жирное, тяжелое, вязкое - абхишьянди – способствует обструкции каналов и сдерживанию агрессивного/резкого Агни*).
Алкогольные напитки (*** см. выше), коровье молоко, ферментированные продукты сока сахарного тростника, жиры, растительные масла, мёд, теплая вода.
Образ жизни
Находиться в укрытом от ветра и теплом помещении.
Противопоказания
Острый, горький, вяжущий вкусы; легкая и холодная пища, которая увеличивает Вату.
====================================
2.3. Васанта (Весна)
Основной принцип: накопленная зимой и растопленная лучами солнца весной, Капха, ослабив Огонь пищеварения, вызывает [различные] болезни. Поэтому ее следует немедленно вывести из тела. Из-за того, что Огонь пищеварения подавляется Капхой, питательные вещества плохо всасываются (отсюда авитаминоз). Поэтому показана пища легко перевариваемая, сухая (не водянистая), не жирная (минимум масла).
Пища и питье
Ячмень, пшеница (* старые, то есть более года); легкая, не жареная пища (без растительного масла или гхи). Невегетарианцам: перепел, серая куропатка, антилопа, овца, изюбрь, заяц (животные, обитающие в сухой местности; приготовление на огне - на вертеле).
Мёд; вода, вскипяченная с имбирем; вода, вскипяченная с какими-либо растениями из ряда, начинающегося с асаны (действуют против Капхи); вода, смешанная с медом; алкогольные *** напитки с добавлением сока манго (буквально ароматизированные), полученные из сока сахарного тростника или полученные путем брожения трав.
Образ жизни
Физические упражнения, удвартана (сухой массаж с травяными порошками), вдыхание "травяного" дыма (специальная процедура), полоскания полости рта [со средствами против Капхи], специальная процедура для очищения глаз (от избытка Капхи), ванна с теплой водой, умащение тела травяными пастами с сандалом и т.п. Наслаждаться цветением в саду вместе с супругом.
Терапия (под врачебным контролем!): вамана (процедура выведения избытка дош из тела посредством рвоты), пратимарша (лечение маслом через нос), насья (введение лекарств через нос) с резкими и горячими травами.
Противопоказания
Тяжелая/трудно перевариваемая пища (мучное, сыры, кисломолочное и т.п.), кислая, жирная (маслянистая), увлажняющая (например: молоко), сладкая (например: картошка, финики, бананы и т.п.), холодная пища; дневной сон.
====================================
2.4. Гришма (Лето)
Основной принцип: в этот сезон солнце резкое (тикшна) и оно выжигает оджас/силу, влагу, "соки" тела. Поэтому тело нужно охлаждать, увлажнять - пища показана увлажняющая, охлаждающая, жидкая, сладкий вкус; физическая нагрузка минимальная.
Пища и питье
Сладкий вкус, [легко перевариваемая (АХС),] охлаждающая, жидкая, маслянистая/увлажняющая пища (с растительными маслами или гхи); рис шали (например, сорт басмати), молоко, гхи. Невегетарианцам: животные или птицы, обитающие в сухой местности (то есть легкое для переваривания мясо).
Сладкие, охлаждающие, жидкие, увлажняющие (не сушащие*) напитки; прохладная и сладкая мантха (густая болтушка на воде из фиников, кишмиша, тамаринда, граната, амалаки, ...) с сахаром; расала* (йогурт со специями усиливающими Агни), райта (усиливает Агни), фруктовые соки, прохладные/охлаждающие напитки с добавлением кислого вкуса (лимонад), молоко [буйвола] на ночь (против бессоницы).
* расала, райта, напитки с кислым вкусом – в небольших количествах для усиления огня пищеварения.
Образ жизни
Дневной сон в прохладном помещении или саду (см. также про сон); ночью спать под лунным светом на террасе; наносить на тело сандаловую пасту (она охлаждает), украшать себя жемчужными/перламутровыми ожерельями, обдуваться опахалом (вентилятором), обрызгиваться прохладной водой.
Противопоказания
Соленая, кислая, острая, горячая (по вирье) пища; физические нагрузки, сексуальная активность, алкоголь.
====================================
2.5. Варша (Cезон дождей/Ранняя осень)
Основной принцип: за лето оджас "выжигается", сила (бала) уменьшается (см. табл. 2 - ранней осенью сила минимальная) и с приходом прохлады и влажности сезона дождей не происходит усиления Огня пищеварения как зимой, а наоборот: от влаги и холодного ветра Огонь пищеварения может гаснуть (становится agnisāda). Общая рекомендация (AS.1.4): в те дни, когда идет дождь и дуют холодные ветры, следует принимать такую пищу, которая уменьшает влагу в теле и Вата-дошу: преимущественно сухую (не водянистую), легкую, маслянистую, горячую, кислую и соленую.
Пища и питье
Добавлять мед в пищу; сладкая, кислая, соленая, маслянистая пища; растительные масла или гхи, старые ячмень, пшеница, рис шали (например, сорт басмати). В сезон дождей показано кисломолочное (дадхи) - в малых дозах [1-2 ложечки] для усиления Огня пищеварения и аппетита.
Невегетарианцам: мясо животных, обитающих в засушливой местности; и овощной суп.
Использовать мед совместно с приготовлениями, такими как вина, ферментированные напитки; чистая дождевая вода, вода хорошего качества – кипяченая.
Образ жизни
Грубый массаж, удвартана (сухой массаж с травяными порошками), принятие ванны, легкая и чистая одежда, благоухающие гирлянды, жить в помещении, где нет [сильной] влажности.
Терапия (под врачебным контролем!): вамана (лечебная рвота), виречана (послабление), астхапана (лечебная клизма).
Противопоказания
Мантха (густая болтушка на воде из фиников, кишмиша, …) с большим количеством воды (прим.: то есть водянистая пища), дневной сон, холод, речная вода (прим.: загрязненная в это время), чрезмерная физическая нагрузка, нахождение на солнце (?), сексуальная активность.
====================================
2.6. Шарад (Осень/Бабье лето)
Пища и питье
Сладкая, легкая, охлаждающая пища, горький, вяжущий вкусы; [старые] ячмень, пшеница, рис шали (например, басмати), зеленый маш, [белый] сахар, амалаки, патола (овощ, обладающий горьким вкусом), мёд. Невегетарианцам: перепел, куропатка, антилопа, овца, кролик (мясо животных, обитающих в засушливой местности).
Сладкие, легкие, охлаждающие, горькие напитки; специальное гхи (Tiktaka Ghrita) [в малых дозах - такое масло готовится с горькими травами].
Образ жизни
Умащение тела пастами из сандала, ушира и хансодака (карпура?), украшать себя жемчужными/перламутровыми ожерельями, чистая одежда, нахождение на террасе: "Вечер следует проводить на террасе белого (выкрашенного) дома, умастив тело пастой сандала, ушира и карпура, облачившись в гирлянды из жемчуга и наслаждаясь лунным светом."
Терапия (под врачебным контролем!): виречана (послабление), очищение крови.
Противопоказания
Нахождение на солнце, жирное, растительные масла (кунжутное, …), йогурт и другое кисломолочное; дневной сон; нахождение на восточном ветру, холоде; мясо животных обитающих в водоемах и болотистой местности (то есть жирное, тяжелое), щелочные субстанции, соленое, влажное, плотное питание, крепкий алкоголь.
=====