Гандуша бывает четырех видов, если вопрос про снаихика-гандушу, то есть масляную, то почему противопоказания, касающиеся всех прочих промасливаний, не должны к ней относиться?
AHS, sūtrasthānam - 22. gaṇḍūṣādividhiradhyāyaḥ
catuṣprakarō gaṇḍūṣaḥ snigdhaḥ śamanaśōdhanau|
rōpaṇaśca trayastatra triṣu yōjyāścalādiṣu||1||
antyō vraṇaghnaḥ-----------------------------------------|
«Гандуша [бывает] четырех типов: снигдха – масляная, шамана и шодхана – успокаивающая и очищающая, а также ропана – заживляющая: три [первых типа] должны соответственно применяться при трех [дошах] – вате (чала) и остальных, последний [тип] – язво/ранозаживляющий».
В комментарии Арунадатта, уточняет, что при вате применяется масляная гандуша, при питте – шамана/успокаивающая, при капхе – очищающая: tatra vātē snigdhō gaṇḍūṣaḥ, pittē śamanaḥ, kaphē śōdhana ityarthaḥ.
То есть масляная гандуша призвана компенсировать гуны вата-доши. Во всех остальных случаях, особенно при повышенной капхе, наличии амы, состояниях, связанных с подавленным агни, предписаны совсем другие гандуши с другими составами, коих большое множество.
Гандуша для практики диначарьи обычно воспринимается именно как масляная гандуша, но в Аштанга-санграха-самхите, например, в Главе 3 "О диначарье" упоминаются другие ее виды – с отварами из растений с вяжущим и горьким вкусом, и даже просто с теплой водой. В первом случае (отвары) показаниями являются отсутствие аппетита, вкусовые искажения, загрязнение/налет в ротовой полости, избыточное слюноотделение; во втором (теплая вода) – для легкости/чувства комфорта во рту. Масляная же гандуша предотвращает трещины и шершавость губ, сухость в ротовой полости, болезни зубов, проблемы с голосом/голосовым аппаратом (АС, Су, 3/15).
Спасибо сказали: Глеб Камалутдинов, Андрей Головинов, Cosher ), Ксения Разина, Павел Пересыпкин, Александр Ф., Михаил Братухин, Антон К, Иван Мерзляков, vshkurin, ElenaM, Людмила Герасимчук, -evgen-, Виктор Савушкин14