Re: О мёде
Путаница в видео однозначно есть, но в ней надо бы разобраться так, чтобы не создавать новую путаницу.
Я с Александром Лесничевым ни очно, ни заочно не знакома, какой-то цели восстановить его репутацию как лектора у меня точно нет. Но показалось, что не лишним будет разложить все по полкам. Если сама где-то ошиблась, или не учла неизвестные мне моменты, то прошу поправить, тема не такая простая, как кажется.
Для начала предлагаю все-таки цитировать «абзац преткновения» дословно: «Еще рекомендуется принимать мед в качестве лекарства, с кисломолочными продуктами. Особенно в весенний, летний период, поздней осенью. Вот в эти периоды рекомендуется мед сочетать с кисломолочными продуктами, и это дает хорошее их усвоение».
До этого Александр говорил о меде как отдельном продукте, и никаких расхождений с традиционным пониманием того, когда мед полезен, а когда нет, не было зафиксировано. Но конкретно здесь он говорит о сочетании двух продуктов – меда и дадхи (простокваши и подобных), называет мед «лекарством», говорит, что кисломолочные продукты так лучше усваиваются. На самом деле, тут не в усвоении дело, но это второй вопрос. Самое главное, что все отметили в качестве ошибки, это то, что Александр предлагает употреблять дадхи в неподобающие сезоны. Вот эту тему с сезонным употреблением дадхи хотелось бы раскрыть подробнее, поскольку есть нюансы, хотя к сказанному Александром это напрямую не относится (к его видео я позже вернусь).
Дадхи принято классифицировать по пяти видам. Строго говоря, приведенный в обсуждении текст про «запретные» сезоны, относится к одному конкретному виду, а не ко всей дадхи-варге – это становится понятно, если прочитать полностью шлоку (АХС, Су.5/29-33), содержащую данный отрывок. Она начинается так: amla-pāka-rasaṁ grāhi guru-uṣṇaṁ dadhi vātajit|- дадхи кислый во вкусе и випаке…|
Кислых видов дадхи два – амла-дадхи и атьямла-дадхи, но последний (чрезвычайно кислый) возбуждает вату, то есть не соответствует заявленному свойству vātajit (побеждает вату) и, очевидно, здесь не подразумевается. Другие виды: сваду-дадхи и свадвамла-дадхи – сладкий и кисло-сладкий дадхи – сладкие в випаке, а также полностью или частично во вкусе, они рактапитта-прасадана (в отличие от кислых видов), абхишьяндины (обструктируют каналы), увеличивают капху, но не сказано, что увеличивают питту.
Таким образом, есть заметная разница в гунах и в воздействии на организм у кислого и сладкого видов дадхи. А все сказанное далее в шлоке в полной мере может быть отнесено только к кислому, к амла-дадхи.
В подтверждение – комментарий Арунадатты: amlau pākarasau yasya tadēvaṁ bhūtaṁ dadhi bhavati – «тот, дадхи, который кислый в випаке и во вкусе, становится/бывает этой природы…», и далее в комментарии идет перечисление, что это за природа: …tathā grāhi… - «..соответственно закрепляющий…» и так далее до самого конца, включая строки про то, что такой дадхи не следует употреблять в васанту, гришму и шарад.
Кстати, чтобы не осталось недопонимания: шарад – это осень, но не наша холодно-дождливая, а скорее, наше «бабье лето» с возвратом солнца и тепла, это жаркий сезон, не холодный.
По какой причине кислый дадхи не рекомендуется в эти времена года? Амла-дадхи имеет ушна-вирью и при этом увеличивает капху, поэтому весной, в васанта-риту, когда капха и так «плавится», разжижается, под воздействием солнечного тепла, эти свойства будут усугублять процесс. А в жаркие сезоны – гришма и шарат – согревающая вирья и свойство возбуждать питту и ракту на фоне летнего зноя будут добавлять дискомфорт, способствовать кровотечениям, обострению кожных болезней, провоцировать лихорадки питта-типа.
Касаются ли эти три сезонные ограничения сладких видов дадхи, у которых иные свойства?
И да, и нет. В васанту любой дадхи будет неполезен, так как во всех видах он увеличивает капху, а его сладкие виды имеют также выраженное сротородха-действие. Но летом, в сезон гришмы, сладкий и кисло-сладкий дадхи имеют право на существование. В той же АХС в летнее время рекомендуется расала – взбитый с сахаром и специями дадхи. В Сушрута-самхите есть шлоки о том, что в конце лета, когда накапливается вата-доша, предписана сладкая, кислая, соленая пища, противодействующая вате, то есть сваду и свадвамла-дадхи, являющиеся вата-гхна, сюда вписываются. Касательно шарад-риту – это время выхода питты из равновесия: в главах о ритучарье у Чараки и у Вагбхаты в рекомендациях для этого сезона дадхи даже отдельно оговаривается как продукт, от которого следует воздерживаться. Это более чем логично для кислого дадхи, а для сладкого? Вагбхата пишет, что в шарад-риту, так же как в васанта-риту, предпочтительна сушащая пища (так как питта по природе драва). Дадхи же любого вида, тем более сладкий, к такой явно не относится. С другой стороны, он ракта-прасадана а, согласно, Кайадева-нигханту, свежий (однодневный) сладкий дадхи уменьшает и вату, и питту – vāta-pitta-nibarhaṇa. В целом вопрос остается открытый, но с учетом всех обстоятельств получается, что иногда и по показаниям сладкий дадхи можно употреблять в сезон шарад.
Это все к тому, насколько «не линейно» может работать самое простое правило. И почти всегда рискованно делать обширные выводы из выхваченных из контекста строк.
На всякий случай: сладкий и сладко-кислый дадхи – это именно вид, а не дадхи с сахаром или каким-то другим подсластителем. Степень выраженности кислого вкуса в такой продукции часто зависит от срока. Например, простокваша только что сделанная будет менее кислой, чем простокваша через два или три дня, то же будет верно в отношении кефира.
Теперь, возвращаясь к видео Александра. Я услышала в его словах попытку сказать, что негативные эффекты потребления дадхи в нежелательные сезоны можно компенсировать добавлением в него меда. Видимо, поэтому он и назвал мед «лекарством». Однако прозвучало это как-то неявно, и идея совсем потерялась. Хотя частично она верна. Только мед и прочие перечисленные в шлоке продукты (зеленый маш, очищенный сахар, амалаки, гхи) рекомендуется добавлять в дадхи всегда, вне зависимости от того, насколько благоприятен сезон – про это есть отдельное замечание в комментарии. Идея такого добавления – давать компенсацию, обеспечивать противостояние (pratibandhа) избыточным дошам, которые способен провоцировать дадхи, и это будет зависеть от конкретной цели: если нужно компенсировать капху, то есть смысл добавить мед или зеленый маш, а не сахар, например. А если все опасения вокруг питты, то нужно смотреть на конкретную проблему: если избыточна драва-гуна, то мед и маш тоже будут хороши, если преобладают ушна- или тикшна-гуны, то лучше добавить гхи, сахар, амалаки.
Добавление всех этих ингредиентов в нежелательные сезоны тоже будет работать, но, во-первых, уже в меньшей степени, а во-вторых, выбор добавки должен следовать природе сезона, то есть в гришму было бы уместно добавить сахар, но не мед, а вот весной мед будет хорош. Конечно, все это актуально только для больших любителей дадхи, которые не могут ждать по полгода, напрочь лишив себя этого продукта. Тот же, кто твердо придерживается отказа от дадхи в опасные сезоны - молодец, и может свою голову всем этим не забивать)