Тема: Сушрута-самхита о категорически несовместимых с молоком продуктах
saṁyōgatastvaparāṇi viṣatulyāni bhavanti |
tadyathā- vallīphalakavakakarīrāmlaphalalavaṇakulatthapiṇyākadadhitailavirōhipiṣṭaśuṣkaśākājāvikamāṁsamadyajāmbavacilicimamatsyagōdhāvarāhāṁśca naikadhyamaśnīyāt payasā ||8||
В данной шлоке перечисляются следующие продукты, в комбинации с молоком становящиеся ядом (в скобках цитаты из комментария Далханы на данный стих):
vallīphala* - любой плод из семейства тыквенных (дыни, огурцы, тыквы, арбузы)
kavaka - грибы (kavakaṁ chatrakaṁ)
karīra - ростки бамбука (karīrō vaṁśāṅkura)
аmlaphala - любой кислый плод, например, амратака / Spondias mangifera (amlaphalāni āmrātakādīni)
lavaṇa - любая соль
kulattha - горох кулаттха, Dolichos biflorus, долихос двухцветковый
piṇyāka - жмых кунжута, льна или других масличных растений, а также изделия из него
dadhi - кисломолочные продукты
taila - кунжутное масло
virōhi - проростки, например из нута и т.д. (virōhi vigatarōhaṁ caṇakādikamaṅkuritaṁ ca)
piṣṭa - изделия из теста, полученного из растёртых, предварительно замоченных в воде зерновых или бобовых, затем сформированных в шарики или пончики, обжаренных в масле и замоченных в соусе (некоторые современные авторы относят сюда кулинарные изделия из бисквитного и песочного теста)
śuṣkaśāka - сушёные овощи
ajāvikamāṁsa - козлятина и баранина
madya - алкоголь
jāmbava - плод джамболана / Syzygium cumini (jāmbavaṁ jambūphalaṁ)
cilicimamatsya - вид морской рыбы, предположительно сельди, с красной полосой вдоль корпуса; а также любая другая рыба
gōdhā - мяcо игуаны
varāha - свинина
*vallīphalāni (ca. ci. 20.22)
vallīphalāni jīmūtekṣvākuprabhṛtīni | (cakra.)
vṛddhavāgbhaṭaśca 'vallīphalānāṃ pravaraṃ kūṣmāṇḍaṃ vātāpittajit' iti (a. saṃ. sū. 7.134)
При длительном и активном применении подобные комбинации могут стать одной из причин возникновения таких болезней, как анемия, псориаз, лихорадки, мальабсорбция и т.д. Причём комментаторы говорят о накопительном эффекте, то есть патологические результаты приходят не сразу, поэтому сам человек может не увязывать возникновение болезни с данными причинными факторами.