Указываются эти причины в шастрах. И на самом деле практически в каждом описании общих причин и причин конкретной болезни (нидана) они есть. В описаниях лечения (чикитса) указываются меры по их устранению.
Например, в причинах сердечных болезней по Чараке:
||carakasaṁhitā|| sūtrasthānam - 17. kiyantaḥśirasīyō'dhyāyaḥ пишет:śōkōpavāsavyāyāmarūkṣaśuṣkālpabhōjanaiḥ [1] |
vāyurāviśya hr̥dayaṁ janayatyuttamāṁ rujam||30||
vēpathurvēṣṭanaṁ stambhaḥ pramōhaḥ śūnyatā daraḥ [2] |
hr̥di vātāturē rūpaṁ jīrṇē cātyarthavēdanā||31||
uṣṇāmlalavaṇakṣārakaṭukājīrṇabhōjanaiḥ|
madyakrōdhātapaiścāśu hr̥di pittṁ prakupyati||32||
hr̥ddāhastiktatā vakrē tiktāmlōdgiraṇaṁ klamaḥ|
tr̥ṣṇā mūrcchā bhramaḥ svēdaḥ pittahr̥drōgalakṣaṇam||33||
atyādānaṁ gurusnigdhamacintanamacēṣṭanam|
nidrāsukhaṁ cābhyadhikaṁ kaphahr̥drōgakāraṇam||34||
Среди причин вата-заболеваний сердца указывается śoka - горе, печаль, скорбь, тревога.
Среди причин питта-заболеваний сердца указывается krodha - гнев, злость, ярость, раздражение.
Среди причин капха-заболеваний сердца указывается acintana - бездумное времяпровождение, "ничем неозабоченность", отсутствие умственных упражнений.
Или:
||carakasaṁhitā|| sūtrasthānam - 30 arthēdaśamahāmūlīyō'dhyāyaḥ пишет:tanmahat tā mahāmūlāstaccōjaḥ parirakṣatā|
parihāryā viśēṣēṇa manasō duḥkhahētavaḥ||13||
Тот, кто хочет защитить сердце, сосуды [берущие начало от сердца] и оджас, должен тщательно избегать причин страдания ума.
hr̥dyaṁ yat syādyadaujasyaṁ srōtasāṁ yat prasādanam|
tattat sēvyaṁ prayatnēna praśamō* jñānam** ēva ca||14||
Нужно принимать полезные для сердца, укрепляющие оджас и благоприятные для сосудов [пищу, лекарства и процедуры], а также [предпринимать] постоянные усилия для [обретения] покоя* и знания** истины.
āyurvēdadīpikā vyākhyā (cakrapāṇidatta kr̥ta)
*praśamaḥ śāntiḥ |
**jñānaṁ tattvajñānam |
Аюрведа-шастры достаточно наполнены сведениями о психосоматике, нет никакого недостатка.