Тема: Всем массовикам-затейникам посвящается

amīmāṁsyāny acintyāni prasiddhāni svabhāvataḥ|
āgamēnōpayōjyāni bhēṣajāni vicakṣaṇaiḥ||19||

Мудрыми [врачами] лекарственные средства (растения и т.д.) должны быть использованы [только] на основании щастр, вследствие их особой природы, благодаря которой они непостижимы и не подвластны досужим размышлениям. (Сушрута-самхита, 1.40.19)

Из комментария Далханы:
В данном стихе оговаривается запрет на попытку оценить свойства того или иного растения собственным разумом [если оно известно щастрам]. Так кхадира, туварака, расаньджана, харидра и т.д. эффективны при кожных болезнях. Именно они, а не другие растения.
Почему не следует пытаться понять их природу? Так как их природу невозможно понять, подобно тому, как вода является жидкой, а огонь - горячим, [такова их сущность, а причина этого нами не может быть установлена].
Как в таком случае их использовать? Их применение должно быть основано только и единственно на щастре.

Из комментария Чакрапани:
Примером непостижимого действия лекарств, является, например, послабляющее действие растения данти, хотя оно по всем свойствам подобно читраке (которое закрепляет), а также действие магнита, притягивающего железо.
Как познать свойства непостижимых разумом средств? Они становятся в высшей степени известны благодаря щастре. К тем растениям, свойства которых постижимы, можно применять метод глубокого размышления.

sahasrēṇāpi hētūnāṁ nāmbaṣṭhādir viracayēt|
tasmāt tiṣṭhēt tu matimān āgamē na tu hētuṣu||21||

Даже если есть тысяча причин для этого, растение амбаштха и т.д. никогда не слабит, поэтому разумный человек должен утвердиться в щастре, [где указывается это свойство], а не в бесчисленных аргументах, [говорящих обратное]. (Сушрута-самхита, 1.40.21)

Из комментария Чакрапани: кто-либо может приводить ложные аргументы, такие, например, что амбаштха послабляет, вследствие преобладания первоэлементов воды и земли, также как триврит и другие растения. Но агама (щастра) говорит, что амбаштха не послабляет, а оказывает закрепляющий эффект.

Перевод Владимира Дружинина
http://vk.com/vidyapati
http://ayurvedika.ru/forum/profile.php?id=11

Поделиться

Re: Всем массовикам-затейникам посвящается

Если в шастрах нет описания растения, то должно быть наставление о  том, как правильно узнать свойства этого растения. Я правильно думаю?

Поделиться

Re: Всем массовикам-затейникам посвящается

Кстати, спасибо за посвящение :)  Сижу тут, в медвежьем углу, где единственный источник ведического знания - интернет, и пытаюсь постичь умом/разумом непостижимое :)

Спасибо за нектарную коллекцию шастр у вас на сайте! 

Будем стремиться "....пронзить всю таттву мечом знания".

Спасибо сказали: Андрей Головинов1

Поделиться

Re: Всем массовикам-затейникам посвящается

Камалутдинов Глеб пишет:

Если в шастрах нет описания растения, то должно быть наставление о  том, как правильно узнать свойства этого растения. Я правильно думаю?

У нас тут на форуме есть люди, которые обучались у меня на курсе дравьягуна-виджняны. Вопрос к ним - Глеб правильно думает?

Поделиться

Re: Всем массовикам-затейникам посвящается

При ответе на вопрос Глеба воспользуюсь одним слайдом из одной лекции Владимира Дружинина.
Аюрведическая гносеология
Существование чётко разработанной концепции обретения знания (прамана-таттва – научная методология);
1) Апта – мнение мудрецов; 
2) Пратьякша – восприятие с помощью чувств;
3) Анумана – умственные, логические измышления;
4) Упамана - сравнение;
5) Йукти – использование нескольких праман и их логическое осмысление.
Например с помощью пратьякши - чувственного восприятия, вкус (раса) растения можно самому определить, а исходя из вкуса уже понять какие действия будет оказывать растение, если ощущение вкуса натренировано, можно кроме доминирующего вкуса (раса прадхана) еще вторичные вкусы определить (анураса), и так далее уже применяя ануману, упаману, йукти определяем вирья, гуны, различные действия (карма), випак, прабхава.
Конечно же нужна основная база, знания Дравйагуна Виджнана, опыт и умение определять свойства у растений, у которых они уже известны и описаны в классических шастрах, исходя из этого уже можно пробовать начать определять свойства растения, которые нигде не описаны ранее.
Если что то некорректно написал, поправьте пожалуйста :)

Спасибо сказали: Глеб Камалутдинов1

Поделиться

Re: Всем массовикам-затейникам посвящается

Михаил Поздняков пишет:

Йукти

Не проще ли написать юкти? "Йу" это нечто...
Откуда такие "выкрутасы" орфографии? Давно хотел спросить. При всем уважении к написанному  *YES*

Поделиться

Re: Всем массовикам-затейникам посвящается

Да, а ещё можно писать ёга, а не йога.  *JOKINGLY*

Поделиться

Re: Всем массовикам-затейникам посвящается

На меня аж два раза сослались =) Точнее на Сущруту и Чараку =)

Йукти привычнее, так как всё время работаю с латиницей, а для русского просто калька даётся!

ye-ye-guṇe matta hai'kare ahaṅkara |
avaśya īśvara tāhā karena saṁhāra ||
Спасибо сказали: Андрей Головинов1

Поделиться

Re: Всем массовикам-затейникам посвящается

Владимир! Почаще здесь появляйтесь, пожалуйста!

Спасибо сказали: Olga Moond, -evgen-2

Поделиться