Тема: Всем массовикам-затейникам посвящается
amīmāṁsyāny acintyāni prasiddhāni svabhāvataḥ|
āgamēnōpayōjyāni bhēṣajāni vicakṣaṇaiḥ||19||Мудрыми [врачами] лекарственные средства (растения и т.д.) должны быть использованы [только] на основании щастр, вследствие их особой природы, благодаря которой они непостижимы и не подвластны досужим размышлениям. (Сушрута-самхита, 1.40.19)
Из комментария Далханы:
В данном стихе оговаривается запрет на попытку оценить свойства того или иного растения собственным разумом [если оно известно щастрам]. Так кхадира, туварака, расаньджана, харидра и т.д. эффективны при кожных болезнях. Именно они, а не другие растения.
Почему не следует пытаться понять их природу? Так как их природу невозможно понять, подобно тому, как вода является жидкой, а огонь - горячим, [такова их сущность, а причина этого нами не может быть установлена].
Как в таком случае их использовать? Их применение должно быть основано только и единственно на щастре.
Из комментария Чакрапани:
Примером непостижимого действия лекарств, является, например, послабляющее действие растения данти, хотя оно по всем свойствам подобно читраке (которое закрепляет), а также действие магнита, притягивающего железо.
Как познать свойства непостижимых разумом средств? Они становятся в высшей степени известны благодаря щастре. К тем растениям, свойства которых постижимы, можно применять метод глубокого размышления.
sahasrēṇāpi hētūnāṁ nāmbaṣṭhādir viracayēt|
tasmāt tiṣṭhēt tu matimān āgamē na tu hētuṣu||21||Даже если есть тысяча причин для этого, растение амбаштха и т.д. никогда не слабит, поэтому разумный человек должен утвердиться в щастре, [где указывается это свойство], а не в бесчисленных аргументах, [говорящих обратное]. (Сушрута-самхита, 1.40.21)
Из комментария Чакрапани: кто-либо может приводить ложные аргументы, такие, например, что амбаштха послабляет, вследствие преобладания первоэлементов воды и земли, также как триврит и другие растения. Но агама (щастра) говорит, что амбаштха не послабляет, а оказывает закрепляющий эффект.
Перевод Владимира Дружинина
http://vk.com/vidyapati
http://ayurvedika.ru/forum/profile.php?id=11