Тема: Качество воды

Здравствуйте друзья!
Каждый человек, который начинает заботиться о своем здоровье рано или поздно задается вопросом о качестве воды которую он употребляет, ведь вода это источник жизни и основа нашего тела.
Очистить воду с помощью фильтров это часть дела, а вот создать благоприятную структуру воды, т.е. очистить ее от содержащейся в ней информации, задача посложнее.
Подскажите, какого мнения на этот счет придерживается аюрведа, есть ли какие-то данные в классических текстах?

Заранее благодарю за комментарии.

Спасибо сказали: Михаил Братухин1

Поделиться

Re: Качество воды

Здравствуйте, я думаю вопрос очень ясный! конечно же вода является информационной средой, вопрос, что мы туда вложим. Целебные свойсва и лекарства и отвары и просто вода приобритает. если над ней читаю мантры, молитвы, гимны и т.д. Читайте молитву Дханвантари  и будет Вам счастье *FLOWER*

важней знать простые реккомендации Аюрведы по поводу воды: (возможно кому-то пригодиться ;) )

Вода – основа жизни!
Вода – это основа  жизни. Живые существа сотворены из воды. А нехватка воды и ее отсутствие приводит к болезни и даже смерти. Но разумный подход  -  это ключ к счастливой жизни. Избыток принятой воды, как и недостаток, приводит к болезням. О чем и говорят стихи из АХС .Су 5, Аштанга Самграхе Су 6, Бхавапрокаши.
«Тем, кто страдает слабостью огня пищеварения (alpa-agni), опухолевидными образованиями брюшной полости (gulmа), анемией (pāṇḍu), асцитом (udara), диареей (atisāra), геморроем (arśas), мальабсорбцией (grahaṇī), сухоткой (śoṣa) и водянками (śothin) не нужно пить воду, пока не появится физическая жажда (буквально - aśakti - невыносимая), и выпить нужно лишь столько воды, чтобы утолить ее (svalpam). Здоровый человек, несомненно, должен также пить лишь небольшое количество воды (svastha api ca-alpaśas), пропорционально жажде во все сезоны, за исключением осени и лета (ṛte śarad-nidāgha)».
Летом накапливается вата-доша, осенью она приходит в избыток. Основное свойство Ваты – сухость (рукша), поэтому в эти сезоны необходимо больше влаги, особенно тем, у кого Вата-доша в конституциональном или патологическом избытке.
Питта и Капха – влажные доши (саснеха и снигдха).
«Избыточный прием воды, принятый даже при жажде, приводит к избытку Капхи и Питты, особенно при жаре, т. е.  лихорадках».(21)
«Питье воды до еды, делает человека стройным, после – приводит к полноте, а во время еды – не толстит, но и не худит (т.е. способствует прежнему весу или комплекции)».(15)
Аюрведа не советует смешивать разную по качествам воду, например, холодную и горячую, воду  территории с влажным климатом (анупа деша), и воду засушливых районов (джангала деша) или с умеренным климатом (садхарана деша).
Не следует пить кипяченную воду, пока не переварилась не кипяченная вода. И наоборот. Холодную воду (кипяченную или нет) не следует пить пока не переварилась горячая вода. (АХС Су.5 19-20)
Это значит, что не стоит разбавлять чай холодной водой, или заливать в кипящуюю  воду холодную. Добавлять нужно горячую воду к горячей, а холодную -  к холодной.
Есть различные виды воды, с разными качествами и воздействием на доши. Капха и Вата Доши успокаивает горячая вода, в то время Питта Дошу - прокипяченная и охлажденная вода.
Так вот, вода может быть лекарством :
    «Холодная вода полезна при алкогольной интоксикации (madātyaya), бессилии (glāni), обмороке (mūrchā), рвоте (chardi), слабости/сердцебиении (śrama), головокружении (bhrama), жажде (tṛṣṇā), жаре/солнечном ударе (uṣṇa), чувстве жжения (dāha), кровотечениях (pittāsra), отравлениях (viṣa)».
    «Горячая вода усиливает (dīpana) и способствует пищеварению (pācana), благоприятна для горла (kaṇṭhya), легкая для переваривания (laghu),согревающая (uṣṇa),  очищает мочевой пузырь (vasti-śodhana). Полезна при отрыжке (hidhmā), вздутии живота (ādhmāna), при избытке ваты и капхи (anila-śleṣman), после очистительных процедур (sadyas-śuddhi), начинающейся лихорадке (navajvara), кашле( kāsa), загрязнении организма шлаками неадекватного пищеварения и метаболизма (āma), рините (pīnasa), астме (śvāsa), болезненности в боковых отделах грудной клетки/спине (pārśva-ruj)».
    Кипяченная вода легко переваривается, стимулирует огонь пищеварения и успокаивает все три Доши.
Если вода уварена (путем кипячения и выпаривания) на ¼, то успокаивает Капху, на ½  - Питту, на ¾  - Вату.
Уваренная на ½ вода называется ушнодхака. Это горячая вода всегда полезна. Лечит астму, кашель, лихорадки, выводит Капху , Вату, аму и Питту. Очищает мочевой пузырь. Если принимать ее ночью, устраняет несварение.
Уваренная на  ¼  вода называется айрогйамбху. Всегда полезна. Лечит астму, кашель и избыток Капхи. Снижает температуру (при лихорадках). Усиливает Агни, слабительная, ветрогонная и легкая. Лечит метеоризм, анемию, кишечные колики, геморрой, опухолевидные образования брюшной полости, отеки и асцит.
Когда айрогйамбху становится холодной, называется щрита щита. Полезна при ощущении жжения, диареи, возбуждении Питты и Ракты, алкоголизме, жажде, рвоте, потери сознания, при болезнях саннипата, когда принимают участия все три доши.
    Когда кипяченная вода остывает сама по себе - успокаивает все три доши. Сухая и не блокирует каналы циркуляции, легкая. Лечит от паразитов, лихорадку.
Если  кипяченная вода остыла благодаря переливанию из одного сосуда в другой, становится крепящей (вызывает запоры), и тяжело переваривается, т.к. во время этого процесса сильно контактирует с воздухом.
Если воду прокипятить днем и оставить на ночь (и наоборот) она становится тяжелой для пищеварения. (материя медика с.229)
Подытожим советы:
•    Не принимать избыток воды, а при определенных заболеваниях (например, лихорадках) чрезмерное питье вообще противопоказано;
•    Пить воду по жажде;
•    Принимать лучше теплую воду, которая будет способствовать адекватной работе пищеварительной системы;
•    Использовать воду как лекарство, уваривая ее при кипячении. Так, например, летом и осенью (в период «бабьего лета») полезен кипяток, уваренный на ½ , который будет успокаивать Питта Дошу. Весной, когда Капха находится в избытке, можно употреблять кипяток, уваренный на ¼, а в остальные сезоны – на ¾, что будет способствовать успокоению Вата Доши.
•    Не использовать остывшую прокипяченную воду, которая простояла больше 12 часов;
•    Не следует смешивать разную по характеристикам и качествам воду (например, холодную и горячую).
Литература:
1.    http://ayurvedika.ru/blog/water-intake-regimen/
2.    АХС Шри Кумар. Су 5
3.    Mteria Medica (Ayurveda Saukhyam of Todarananda), by Vaidya Bhagavan Dash and Lalitesh Kashyap, Concept publishing company, New Delhi, 1980, С. 229
4.    Аштанга Санграха Сутрастхана 6.32
5.    Бхавапракаша

Поделиться

Re: Качество воды

Здравствуйте!
Галина! Благодарю за ответ, отдельное спасибо за рекомендации Аюрведы!

Спасибо сказали: Михаил Братухин1

Поделиться

4 Отредактировано Сергей Николаев (10.11.2013 12:54:09)

Re: Качество воды

Драч Галина пишет:

Аюрведа не советует смешивать разную по качествам воду, например, холодную и горячую, воду  территории с влажным климатом (анупа деша), и воду засушливых районов (джангала деша) или с умеренным климатом (садхарана деша).
Не следует пить кипяченную воду, пока не переварилась не кипяченная вода. И наоборот. Холодную воду (кипяченную или нет) не следует пить пока не переварилась горячая вода. (АХС Су.5 19-20)
Это значит, что не стоит разбавлять чай холодной водой, или заливать в кипящую  воду холодную. Добавлять нужно горячую воду к горячей, а холодную -  к холодной.

Это новость для большинства. Стоит обдумать, разобрать потщательнее.
Заодно неплохо бы понять, на какие источники опираются авторы. В АХС Су. 5 19-20 не нахожу такого.

Драч Галина пишет:

Если воду прокипятить днем и оставить на ночь (и наоборот) она становится тяжелой для пищеварения. (материя медика с.229)

Это АХС Су. 5.18: "Вода, простоявшая ночь, вызывает усиление всех трех дош".

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Качество воды

Все же интересно услышать ответы и понять, все ли верно в сообщении №2.

Поделиться

Re: Качество воды

Да, всё верно по сути. Вас что-то смущает?

Спасибо сказали: Людмила Герасимчук1

Поделиться

Re: Качество воды

Смущает вот это:

"Аюрведа не советует смешивать разную по качествам воду, например, холодную и горячую, воду  территории с влажным климатом (анупа деша), и воду засушливых районов (джангала деша) или с умеренным климатом (садхарана деша).
Не следует пить кипяченную воду, пока не переварилась не кипяченная вода. И наоборот. Холодную воду (кипяченную или нет) не следует пить пока не переварилась горячая вода. (АХС Су.5 19-20)"

Чтобы поверить, хотелось бы понять, на какие источники опираются авторы статьи. В АХС Су. 5 19-20 не нахожу такого.

Спасибо сказали: Ксения Разина1

Поделиться

Re: Качество воды

У нас тут отсебятины, типа "Веды говорят", не бывает... Можно верить на слово  ;)

pānīyaṃ na tu pānīyaṃ pānīye 'nyapradeśaje ||
ajīrṇe kvathitaṃ cāme pakve jīrṇe 'pi netarat |
śīte vidhirayaṃ tapte tvajīrṇe śiśiraṃ tyajet ||

Этот стих является добавочным к восемнадцатому стиху пятой главы Сутрастханы в некоторых редакциях АХС. И его в этих редакциях нумеруют 19-20. Он перекочевал из Аштанга Самграха (АС Су. 6.28б-29). Обычно его продолжает ещё и этот:

atiyogena salilaṃ tṛṣyato’pi prayojitam |
prayāti śleṣmapittatvaṃ jvaritasya viśeṣataḥ ||

Избыточный объём (atiyogena) воды (salilaṃ), принятый даже при жажде (tṛṣyato’pi prayojitam),
приводит к избытку капхи и питты (prayāti  śleṣmapittatvaṃ), особенно при жáре (jvaritasya viśeṣataḥ). (Аштанга Самграха, Сутрастхана 6.32)

Эту тему раскрывает в комментарии к тому же стиху (АХС Су 5.18) Арунадатта. Он цитирует те же стихи из АС:

Sarvāṅgasundarā AHS Sū 5.18 пишет:

anabhiṣyandi-na śleṣmakāri| laghuguṇayogo+ambhaso+astyeva, punarlaghutvakathanamagnisaṃskāravaśāllaghutaratvapratipattyartham| athavā, ādhārādivaśādakvathitamambho laghvāpi yadguru sampannam, tadapi kvathitaśītalaṃ laghu bhavati| śītalatvādabhiṣyanditvaṃ yattoyasya prāptam, tatkvathitaśītalatvenāsya niṣiddham| madātyayādihantṛtvaṃ tu yacchītalatvasāmānyāttadasyāstyeva, na kenacinniṣeddhuṃ sambhāvyate| pittayukta ityekavacanamavivakṣitam, tena vātapitte pittaśleṣmaṇi sannipāte ca yatra pittayogaḥ-pittādhikatvaṃ dṛśyate, tatraitat kvathitaśītalaṃ jalaṃ hitam| saṅgrahoktaṃ (sū.a.6) tatkvathanalakṣaṇaṃ saṅkṣepābhiprāyeṇeha noktam| yathā-"kṣīṇapādatribhāgārdhaṃ deśartugurulāghavāt| kvathitaṃ phenarahitamavegamamalaṃ hitam||" iti| asyārthaḥ śiṣyavyutpattyai darśyate-dhanvasādhāraṇānūpeṣu deśeṣu kramaśaḥ kṣapitacaturbhāgātribhāgārdhaṃ salilamadhiśrapet| jāṅgalo hi deśo+anilānalābhyāṃ bhūyiṣṭhamadhiṣṭhitaḥ, tenātra toyaṃ lāghavādāśu viśuddhiṃ prāpnoti| ānūpastu bhūmisomaguṇabahulaḥ, tatra gurutvādiguṇayogāccireṇa viśuddhimaśnute| evaṃ sādhāraṇo deśaścintyaḥ| tathā, ṛtuṣvapi yathāyogamayameva kramo bodhyaḥ| suśrute tūktam (sū.a.45|40)- "yatkvāthyamānaṃ nirvegaṃ niṣphenaṃ nirmalaṃ laghu| caturbhāgāvaśiṣṭaṃ tu tattoyaṃ kapharoganut|| tatpādahīnaṃ pittaghnaṃ, hīnamardhena vātanut|" iti| saṅgrahoktameva (sū.a.6) granthamimaṃ kecidatrā+api paṭhanti| yathā \_ "pānīyaṃ na tu pānīyaṃ pānīye+anyapradeśaje| ajīrṇe kvathitaṃ cāme pakve jīrṇe+api netarat|| śīte vidhirayaṃ, tapte tvajīrṇe śiśiraṃ tyajet| atiyogena salilaṃ tṛṣyato+api prayojitam|| prayāti śleṣmapittatvaṃ jvaritasya viśeṣataḥ|" iti| anyapradeśaje pīte pānīye ajīrṇe pānīyaṃ-jalaṃ, na pānīyaṃ-na peyam| etaduktaṃ bhavati-pānīye pīte tajjaraṇāntaṃ yāvat vijātīyaṃ jalaṃ na peyamiti| anyapradeśaja iti ko+arthaḥ? kaupe pīte tāḍāgaṃ na peyam, tāḍāge pīte kaupaṃ na peyam, evaṃ sarvatra cintyam| tathā, āme-apakve jale, ajīrṇe kvathitaṃ ca jalaṃ na peyam| pakve-kvathite, pīte jīrṇe+api, itarat-āmaṃ jalaṃ na peyam, yāvanna bhuṅkte tāvatsajātīyamāpa na peyamityarthaḥ| śīte vidhirayaṃ-kvathitaśīta etadvidhānamityarthaḥ| turavadhāraṇe| tapte+ajīrṇa eva śiśiraṃ tyajet, jīrṇe tu śītaṃ pibedityarthaḥ| atiyogena-atibāhulyena, tṛṣyataḥ-tṛṣṇāvato+api prayojitaṃ-upayuktaṃ, sarvasyāpi narasya śleṣmapittatāṃ yāti| jvaritasya viśeṣataḥ-yata āmenāgnau bahiṣkṛte jvarasyotpattiḥ, āmasya ca pānīyaṃ vardhakamiti| saṅkṣepatayā+alpopayogitvācca avaśyāyādiguṇā granthakṛtā noktāḥ| tāṃścātra śiṣyahitāya brūmaḥ-"rūkṣastanuravaśyāyaḥ śīto vātāsrakopanaḥ| pānatṛḍdāhapittāsrakuṣṭhorustambhamehajit|| grīṣme tu sarvajantūnāṃ sparśanādapi śasyate| padminyambu ca pittaghnaṃ kaphakṛdvirasaṃ guru|| himaṃ tu śītalaṃ rūkṣaṃ dāruṇaṃ sūkṣmameva ca| kaphaṃ na sandūṣayati na pittaṃ na ca mārutam|| yathā+aśmavarṣaṃ prāleyaṃ himādalpāntaraṃ guṇaiḥ| carācarāṇāmahitaṃ, tuṣāraṃ tvagnināśanam|| (suśrute sū.a.45|35)- 'vaikiraṃ laghu sakṣāraṃ śleṣmaghnaṃ vahnidīpanam| kaidāraṃ madhuraṃ proktaṃ vipāke guru doṣalam|| tadvatpālvalamuddiṣṭaṃ vipāke doṣalaṃ tu tat| anekadoṣamānūpaṃ vāryabhiṣyandigarhitam|| ebhirdoṣairasaṃyuktaṃ niravadyaṃ tu jāṅgalam| pāke+avidāhi tṛṣṇāghnaṃ praśastaṃ prītivardhanam|| dīpanaṃ svādu śītaṃ ca toyaṃ sādhāraṇaṃ laghu|' candrakāntabhavaṃ rakṣoviṣapittajvarāpaham|| ratnākarasamutthaṃ ca sarvadoṣakaraṃ matam||" iti|

http://ayurvedika.ru/blog/ashtanga-hridaya-su/
Том первый, страница 118.

Ну и смотрите приложение, там тоже этот добавочный стих:

Приложения к теме

Иконка приложения jalapana.jpg 1.64 МБ, загружен 550 раз(а) с 9.12.13 

Поделиться

Re: Качество воды

А как проверить, что выпитая ранее вода переварилась?

А также, раз советуют "Не использовать остывшую прокипяченную воду, которая простояла больше 12 часов", - значит, это касается и напитков типа чая, компота и т.п.?

Поделиться

Re: Качество воды

Нужно чтобы прошла пара часов.

Да, касается.

Поделиться