Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Павел Пересыпкин пишет:

Например, Джвара - Аштанга Самграха, Нидана. 1я глава:

Jvara which is produced in Aswini constellation subsides in six days, that in bharani subsides in five days, in krttika subsides in seven days or in twenty one days, in rohini eight days or in eleven days, in mrga six days or nine days the jvara gets sub sided. Jvara appears in ardra constellation the patient either dies in five days or his life is doubtful up to three fortnights (ie forty five days), Jvara produced in punarvasu con stellation subsides in thirteen days, and of pusiya and aslesa it subsides in twenty seven days or in fourteen days or death may ensue in course of time. Jvara produced in māgha, death if not ensues in twelve days attains health certainly. In poorva phalguni and the uttara phalguni causes death in eight days. Jvara produced in hasta constellation subsides either on the ninth day or on the twenty first day. Jvara produced in citra con stellation subsides either on seventh day or eighth day. Jvara produced in swatee con stellation either will get subsides in the next appearance of citra or in ten days or in three fortnights (forty five days). Jvara produced in visakha leads to death in twenty two days. Jvara produced in maitrā (anuradha) constellation causes death if it is not sub sides on ninth day. If it is jyesta it causes death on fifth or twelth day; after this it pro duces health. If jvara produced in mula constellation, one attains health only after ten days or twenty one days. In poorvashadha it is on the ninth day and in uttarashadha in a month, in eight months or in ninth months it gets susided. To begin with Dhanista it persists till the appearance of jyesta or varuna; that which begins with Bhadrapada it eventually leads to death in six or twelve days. The one which started in Revati leads to health within the span of four or eight days, as said by Gautama.

А есть упоминания о связи течения джвары и этих созвездий у Чараки и Сушруты? Я не смогла их найти, и это, честно сказать, сильно смущает. Как и то, что в Аштанга-хридая-самхите такие связи тоже не упоминаются. А ведь если бы это был важный аспект, Вагбхата, наверное, нашел бы ему место в своем тексте, кратко бы обозначил.

То есть первый вопрос, почему связь созвездий с клиникой и исходом джвары заявлена только в Аштанга-санграхе? Свои собственные соображения по поводу этого странного обстоятельства выскажу в конце.

А второй вопрос: какой под этой связью может быть механизм? Возможно, эти созвездия привязаны к какому-то объективному феномену, аналогично тому, как, например, появление на небе Агастьи знаменует окончание сезона дождей? Но тогда это совсем другая история, к положению звезд как таковому имеющая опосредованное отношение. Примерно такое, какое описывает Чарака в Виманастхане, в главе 3 про пандемию.

В ней сказано, что знаками, указывающими на то, что произойдет смещение в сезонах (что в свою очередь повлечет эпидемии инфекционных болезней), является аномальное/необычное состояние (аprakr̥ti) ряда факторов, в том числе звезд, планет, луны и солнца. Но здесь нет отсылки к положениям светил, говорится именно об аномалиях в их состоянии. В комментарии Чакрапани приводит пример: летом светила/созвездия яркие/незамутненные; если же они в летний сезон как в тумане/дымке, это аномально: āyurvēdadīpikā vyākhyā (cakrapāṇidatta kr̥ta) |grīṣmē hi nakṣatrāṇi nirmalāni bhavanti, tāni yadi tuṣāracchannāni grīṣmē bhavanti, tadā vikr̥tāni bhavantīti bōddhavyam ||4||

Тут прослеживается влияние неких климатических, природных явлений, и именно они первичны, а не сами звезды.

И последний момент, который тоже нельзя не сказать. В Аштанга-санграхе указанный отрывок про накшатры находится в самом конце первой главы Ниданастханы, это глава посвящена не джваре (глава о джваре идет вторым номером, и в ней как раз ни о каких таких созвездиях ничего не сказано), а болезням в целом. И выглядит этот кусок, как…, ну скажем, дописанный. Поясню почему: непосредственно ему предшествуют строки, которые традиционно являются резюмирующими – bhavanti cātra и далее резюме, касающееся того, как вкратце формируется болезнь. По факту это логическое окончание главы. Поэтому неожиданное появление после таких заключительных строк куска с подробным перечислением созвездий выглядит, мягко говоря, странно.

Поделиться

32 Отредактировано Павел Пересыпкин (09.07.2021 19:29:46)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

По "дописанности" в Санграхе насчет Накшатр и джвары - совершенно точно нет.

Во-первых комментатор Инду этот пассаж комментирует

नक्षत्रानुरोधेन ज्वरस्य प्रशमः: ।
मारकत्वं वा

Mula grantha

ज्वरस्तु जातः षड्रात्रादश्विनीषु निवर्त्तते । भरणीषु तु पञ्चाहात्सप्ताहात्कृत्तिकासु तु ॥
त्रिः सप्तरात्रादथवा रोहिण्यामष्टरात्रतः । एकादशाद्वा दिवसान्मृगे षण्णवरात्रयोः ॥
पञ्चाहान्मृत्युरार्द्रायां त्रिपक्षे संशयोऽथ वा । पुनर्वसौ प्रवृत्तस्तु ज्वरोऽपैति त्रयोदशात् ॥
दिवसात्सप्तविंशाद्वा द्व्यहात्सप्ताहतोऽथ वा । पुष्ये श्लेषासु मरणं चिरेणाऽपि मघासु तु ॥
अवश्यं स्वास्थ्यमाप्नोति द्वादशाहान्मृतो न चेत् । फाल्गुन्यो: पूर्वयोर्मृत्युरन्ययोश्च दिनेऽष्टमे ॥
नवमेऽ येकविंशे वा ज्वरः सौम्यत्वमृच्छति । हस्तेन सप्तमे शान्तिश्चित्रामायमष्टमेऽथ वा ॥
पुनश्चित्रागमे स्वातौ दशाहादथवा त्रिभिः । पक्षैर्मृत्युं विशाखासु द्वाविंशेऽहनि निर्दिशेत् ॥
नवमेऽह्नि न चेच्छान्तिमैत्रे मृत्युस्ततः परम् । ज्येष्ठायां पञ्चमे मृत्युरूर्ध्वं वा द्वादशात्सुखम् ॥
स्वास्थ्यं दशाहान्मूले तु त्रिसप्ताहेऽथवा गते पूर्वाषाढासु नवमे ततोऽन्यासु तु मासतः ॥
अष्टाभिरथवा मासैर्नवभिर्वा भवेच्छिवम् । आज्येष्ठाहाद्धनिष्ठासु द्वादशाद्वारुणेषु तु ॥
षडहे द्वादशाहे वा मृत्युर्भाद्रपदासु तु । उत्तरासु त्रिसप्ताहात् प्रशमो रेवतीषु च ॥
चतुरात्रेऽष्टरात्रे वा क्षेममित्याऽऽह गौतमः ॥३२॥

इति वैद्यपतिसिंहगुप्तस्य सूनोर्वाग्भटस्य कृतौ अष्टाङ्गसंग्रहसंहितायां निदानस्थाने सर्वरोग ।
निदानंनाम प्रथमोऽध्यायः

Indu:

श्रवणं कथं नोद्दिष्टमिति न विद्यः । दारुवाहिस्तु पठति - कृत्तिकाश्रवणो हस्तः पुष्यश्च दशरात्रिका इति। मृगो यावत्तावन्निवर्त्तत इत्यनुवर्तते। पुष्ये दिवसात् सप्त विशादूर्ध्वं द्वाहात् सप्ताहतोऽथवा श्लेषास्वाश्लेषासु चिरेणापि मरणम्। मधासु तु यदि द्वादशाहान मृत्युः ततोऽवश्यं स्वास्थ्य माप्नोति। पूर्वयोः फाल्गुन्योरन्ययोरुत्तरयोश्चाष्टमे दिने मृत्युः। हस्तेन जातो ज्वरो नवमेऽयेकविंशे वा सौम्यत्वमृच्छति। | चित्रायां जातः सप्तमे वाष्टमे वा शान्तिमृच्छति। स्वातौ जातो ज्वरश्चित्रागमे सप्तविंशतिदिने शान्तिमृच्छति । अथवा दशा हादथवा त्रिभिः पक्षः। विशाखासु जाते ज्वरे द्वाविंशेऽहनि मृत्युं निर्दिशेत् । मैत्रोऽऽनुराधा। तस्यां यदि नवमेऽप्यशान्तिः ततो विज्ञेयम्। इत्याह गौतम इत्यनेन एतद् दर्शयति — यथा गौतमस्तावदेवं वेत्ति। वयं पुनरवश्यं वस्तुनो निश्चयं नाधिगच्छाम इति।।३२।।

इति श्रीमन्महामहोपाध्यायेन्दुविरचितायाम् अष्टाङ्गसंग्रहव्याख्यायां शशिलेखायां निदानस्थाने प्रथमोऽध्यायः

Во-вторых комментарий на Мадхава Нидану в главе про Джвару стихи 66-73 отсылает именно к этим пассажам

नक्षत्रे व्याधिरुत्पन्नः क्लेशाय मरणाय वा| ज्वरस्तु जातः षड्रात्रादश्विनीषु निवर्तते||’ (वृ. वा. नि. अ. १) इत्यादिना ग्रन्थेन नक्षत्रभेदेन ज्वरस्य साध्यत्वासाध्यत्वं यदभिहितं, तद्धारीतवृद्धवाग्भटयोर्द्रष्टव्यम्, इह तु विस्तरभयान्न लिखितम्|
nakṣatrē vyādhirutpannaḥ klēśāya maraṇāya vā| jvarastu jātaḥ ṣaḍrātrādaśvinīṣu nivartatē||’ (vr̥. vā. ni. a. 1) ityādinā granthēna nakṣatrabhēdēna jvarasya sādhyatvāsādhyatvaṁ yadabhihitaṁ, taddhārītavr̥ddhavāgbhaṭayōrdraṣṭavyam, iha tu vistarabhayānna likhitam

vr̥. vā. ni. a. 1 - Vriddha Vagbhata (Ashtanga Samgraha) Nidana Sthana 1st chapter

А в-третьих у Сушруты среди Джвара-ниданы (причин лихорадки) Накшатра-пида прямо указана

उत्तरतन्त्रम् - ३९. ज्वरप्रतिषेधाध्यायः
मिथ्यातियुक्तैरपि च स्नेहाद्यैः कर्मभिर्नृणाम् ||१९||
विविधादभिघाताच्च रोगोत्थानात् प्रपाकतः |
श्रमात् क्षयादजीर्णाच्च विषात्सात्म्यर्तुपर्ययात् ||२०||
ओषधीपुष्पगन्धाच्च शोकान्नक्षत्रपीडया [१] |
अभिचाराभिशापाभ्यां मनोभूताभिशङ्कया ||२१||
स्त्रीणामपप्रजातानां प्रजातानां तथाऽहितैः |
स्तन्यावतरणे चैव ज्वरो दोषैः प्रवर्तते ||२२||
uttaratantram - 39. jvarapratiṣēdhādhyāyaḥ
mithyātiyuktairapi ca snēhādyaiḥ karmabhirnr̥ṇām ||19||
vividhādabhighātācca rōgōtthānāt prapākataḥ |
śramāt kṣayādajīrṇācca viṣātsātmyartuparyayāt ||20||
ōṣadhīpuṣpagandhācca śōkānnakṣatrapīḍayā [1] |
abhicārābhiśāpābhyāṁ manōbhūtābhiśaṅkayā ||21||
strīṇāmapaprajātānāṁ prajātānāṁ tathā'hitaiḥ |
stanyāvataraṇē caiva jvarō dōṣaiḥ pravartatē ||22||


Ну а помимо этого, если убрать региональные тексты, это тема повторяется, например у Вангасены

तिश्चक्रं धनिष्ठादि वक्ष्यते दिननिश्चयात् । दशरात्रं धनिष्ठासु ज्वरो भवति देहिनाम् ।।८१७।।
वारुणेऽपि दशाहेन मृत्युमाप्नोति मानवः । षडहे द्वादशाहे वा मृत्युर्भाद्रपदासु च ।।८१८।। उत्तरासु भवेन्मोक्षश्चतुर्दशदिनोत्तरम् । चतूरात्राष्टरात्रं वा रेवत्यां वर्त्तते ज्वरः ।।८१९।। अश्विनीष्वपि षड्रात्रात्सुखं भवति देहिनाम् । यमदेवे समुत्पने मरणं पञ्चमेऽहनि ।।८२०।। कृत्तिकासु गृहीतस्य सप्तरात्रं भवेज्ज्वरः । न मुञ्चेद्यदि साप्ताहादेकविंशतिमे सुखम् । अत ऊर्ध्वं विपद्येत त्रिपक्षात्संशयो भवेत् ।।८२१।। रोहिण्यामष्टरात्रेण मुच्येदेकादशेऽहनि । षडहं ज्ञेयं नवरात्रमथापि वा ।।८२२।। आर्द्रायामुपसृष्टस्य पञ्चाहान्मृत्युमादिशेत् । ऊर्ध्वं यद्यपि वर्तेत त्रिपक्षात्संशयो भवेत् ।।८२३।। पुनर्वसूपसृष्टेन ज्वरेण परिपीडनात् । त्रयोदशाहान्मुच्येत सप्तविंशेऽथवाहनि ।।८२४।। पूष्ये त्रिरात्रं ज्वरितः सप्तरात्रान्निवर्त्तते । आश्लेषासु भवेन्मृत्युर्दीर्घकालक्रमात्तथा ।।८२५।। मघासु द्वादशाहेन मृत्युर्भवति देहिनः । ऊर्ध्वं याति मघायान्तु पुनरेव सुखी भवेत् ।।८२६।। पूर्वासु चोपसृष्टस्य फाल्गुनीषु भवेद्दश उत्तरासु तथा चाष्टौ नवरात्रमथापि च । एकविंशतिरात्राद्वा ज्वरः सौख्यत्वमृच्छति ।।८२७ ।। हस्ते च सप्तमे मोक्षश्चित्रायामष्टमेऽहनि ऊर्ध्वं प्रपद्यमानो वा मुच्येच्चित्रागमे पुनः ।।८२८।। स्वातियोगे दशाहेन मुच्यतेऽथ त्रयेण वा । विशाखासु भवेन्मृत्युरेकविंशतिमेऽहनि ।। ८२९ । । ज्वरस्तु दिवसानऽष्टावनूराधासु वर्त्तते । अत ऊर्ध्वं न मुक्तं स्यान्नास्ति तस्य चिकित्सितम् ।।८३०।। ज्येष्ठायां पञ्चमे मृत्युर्बादशाहेन वा सुखम् । स्वास्थ्यं दशाहान्मूलेन त्रिसप्ताहे तथा गते ।।८३१।। अषाढायान्तु पूर्वायां नवमेऽहनि मुच्यते । उत्तरासुत्वषाढासु मासात्विलश्यत्यसंशयः । अष्टमान्नवमान्मासात्ततोऽस्य सुखमादिशेत् ।।८३२।। श्रवणेनाष्टरात्रन्तु क्लिश्यन्ति ज्वरपीडिताः ।।८३३।। एतद्भगवता प्रोक्तं नक्षत्राणां विचेष्टितम् । य एवं वेत्ति तत्वेन स राज्ञोर्चनमर्हति ।।८३४।।

Hereafter the jyotişacakra (Astronomical cycle of stars) of dhanişthadi nakṣaträs is described according to the number of days. Fever arised in dhaniştha nakşatra stays for ten days. That arised in satabhisä naksatra kills the patient in ten days. Fever arised in purvā bhadrapada kills the patient either in six or twelve days. Fever arised in uttara bhadrapada subsides after fourteen days. Fever arised in revali nakṣatra remains for four or eight days. Fever arised in asvani nakṣatra is cured in six days. Fever arised in bharni nakṣatra kills the patient on fifth day. Fever arised in krattikā nakṣatra remains for seven days and if it does not subside in one week then it leave the patient in 21 days and if this limit is crossed till one and half months the prognosis is blurred. Fever arised in rohini nakṣatra clears off in eight or eleven days. Fever arised in mragasira remains for six or nine days. Fever arised in ändrä naksatra kills in five days but if the patient survives and fever continues till one and half month the prognosis becomes blurred. Fever arised in punarvasu naksatra remains for thir teen or 27 days. Fever arised in pușya nakṣatra subsides in three or seven days. Fever arised in äşleşā nakṣatra remains for long and in the end it kills the patient. Fever arised in magha nakṣatra kills in twelve days but if the limit exceeds the patient becomes hale and hearty. Fever arised in purvā phālgunī nakṣatra after continuing till eight, nine or twenty one days either subsides or kill. Fever arised in hasta nakṣatra leaves the patient on seventh day and that arised n citra nakṣatra leaves the patient on 8th day but if it remains even after eighth day it subsides when the citrā nakṣatra again starts. Fever arised in svāti nakṣatra subsides either in ten days or it takes three days more thereafter. Fever arised in visākha nakṣatra kills in 21 days. Fever arised in anuradha nakṣatra remains for eight days but if it continues thereafter it is incur able. Fever arised in jyestha nakṣatra kills on the fifth day but if the patient survives thereafter he becomes free of it in twelve days. Fever arised in mula nakṣatra sub sides in ten days or in three weeks. Fever arised in purvāṣāḍhā nakṣatra is cured in nine days. Fever arised in uttara ṣaḍhā nakṣatra troubles the patient for one month surely but it is cured completely after eight or nine months. Fever arising in śravana nakṣatra troubles the patient till eight days. This cycle of nakṣatrās is told by God itself. The physician who knows this cycle is respected by the royle courts.

И дальше у Вангесы следует подробное описание рекомендуемых мер на каждый из этих случаев, вкратце - Дайвавьяпашрая чикитса - хома с разными субстанциями.

Бхайшаджья Ратнавалли

अथ नक्षत्रजन्मफलम् -

कृत्तिकायांयदाव्याधिरुत्पन्नो भवति स्वयम् । नवरात्रं भवेत्पीडा त्रिरात्रं रोहिणीषु च ।।1423।।
मृतशीर्षे सप्तरात्रमार्द्रायां मुच्यतेऽसुभिः । पुनर्वसौ तथा पुष्ये सप्तरात्रेण मोचनम्।।1424।।
नवरात्रंतथाश्लेषे श्मशानान्तं मघासु च ।द्वौ मासौ पूर्वफाल्गुन्यामुत्तरासु त्रिपञ्चकम् ।।1425।।
हस्तचसप्तमेमोक्षश्चित्रायामर्द्धमासकम् । मासद्वयं तथा स्वात्यां विशाखे दिनविंशतिः ।।1426 ।।
मैत्रे चैव दशाहानि ज्येष्ठायामर्द्धमासकम् । मूलेन जायते मोक्षः पूर्वाषाढे त्रिपञ्चकम् ।।1427।।
उत्तरे दिनविंशत्या द्वौ मासौ श्रवणे तथा । धनिष्ठायामर्द्धमासो वारुणे च दशाहकम्।।1428।।
पूर्वभाद्रपदे देवि! ऊनविंशतिवासरम् । त्रिपक्षञ्चाहिब्रघ्ने च रेवत्यां दशरात्रिकम् ।।1429।।
अहोरात्रं तथाऽश्विन्यां भरण्यान्तु गतायुषः । एवं क्रमेण जानीयान्नक्षत्रेषु यथाचितम् ।।1430।।

Effects of consillation in duration of fever

The effect of fever started in constellation with duration fever was observed by ancient scholars are as follows:

...

Effect of other constellations:

Further the fever started in the constellations of ardra, magha, mula and bharani are may be fatal and the physician should treat the fevers accordingly. (1423-1430)

(простите,  полный перевод скопировать в форме таблицы копируется очень криво)

И дальше в той же Бхайшаджья Ратнавалли

घनिष्ठाश्रवणास्वातीज्येष्ठाशतभिषातथा। रविमन्दभौमवाराश्चन्द्रोऽथ शुभवर्जितः ।।1446।।
केन्द्रस्थाश्चाशुभाः शस्ताव्यतीपातादिवासराः। तिथिर्नशस्ताप्रतिपत्तृतीया नवमी तथा ।। 1447।।
स्नानायरोगमुक्तानांदशमीचत्रयोदशी । बुधेन्दुगुरुशुक्राणां वाराः स्नाने न शोभनाः ।।
रोगान्मुक्तस्य नाश्लेषा रोहिणी भद्रदायिनी।।1448 ।।

Healthy bath after recovery of fever

The bath can be advised to the patient cured from the fever during the constellation of dhanistha, śravana, sväti, jyestha and satabhisa and in sundays, tuesdays and saturdays having the grahas like budha, candra and sukra and tithi such as daśami, trayodasi are suitable start taking bath.

The bath is contra indicated during the period of vyatipadati yoga, pratipada, tritiya and navami, wednesday, monday, thursday and friday and during the contellations of rohini and aslesa as they are supposed to be unsuitable.

Или вот Басавараджиям

Good and bad star signs related to the origin of Sannipata jwara

कृतिकासु यदा कश्चिज्ज्वरादिः प्रतिपद्यते। नवरात्रं तदा पीडा त्रिरात्रं रोहिणीषु च।। १६४||
मृगशीर्षे पंचरात्रमार्द्रा प्राणभयं तथा पुनर्वसु च पुष्यश्च सप्तरात्रं विधीयते । । १६५।।
नवरात्रं तथाऽश्लेषाः श्मशानान्तं मधासु च द्वौ मासौ फल्गुणी चैव ह्युत्तरासु त्रिपंचकम् ।।१६६।।
हस्तेय जायते पक्षं चित्ता चैवार्थमासकम्। मासद्वयं तथा स्वाती विशाखे पंचविंशतिः ।। १६७।।
अनुराधा दश प्रोक्ता ज्येष्ठा चैवार्धमासकम् । मूलेन जायते मोक्षः पूर्वाषाढा त्रिपंचकम् ।। १६८।।
उत्तरे दिनविंशत्या द्वौ मासौ श्रवणे तथा धनिष्ठायामर्धमासो वारुणे च दशाहकम्।।१६९।।
पूर्वाभाद्रपदे मोक्ष उत्तरासु त्रिपंचकम् । रेवती सप्तरात्रं च ह्यहोरात्रं तथाऽश्विनी।। १७० ।।
भरणी तत्क्षणेनैव मरणं तु न संशयः। (ग्रन्थान्तरे)

The other texts specify the following time duration in case of affliction of fever with respect to the nakshatra (star signs)

(та же проблемы с копированием всего текста перевода из-за формата таблицы)


Это из того, что есть под рукой. Встречалось еще, насколько помню, в Вайдья-Чинтамани и Вайдья-Сара-Санграхе (средневековых текстах по Аюрведе из Андра Прадеша и Карнатаки, соответственно)

Помимо аюрведических текстов эта тема указаны и в классических текстах по Джйотишу (откуда скорее всего Аюрведические авторы и копировали)

Как оно работает и работает ли вообще - на этот вопрос я однозначно ответить не могу, да и в споры вдаваться не хочу. Как к этому относитья пускай каждый решает сам.

Но тот факт, что этой теме если даже не от Сушруты, то от Аштанги Самграхи (5-6 век н.э.) до Бхайшаджья Ратнавалли (18 век) уделялось внимание в аюрведических текстах, на мой взгляд, заслуживает внимания.

Поделиться

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Вот, кстати, неплохая обзорная статья по теме

“Critical Comparative Study of Ayurvedic and Jyotishiya Daiva Vyapashraya Chikitsa w.s.r. to Pyrexia of Unknown Origin.”

https://ijim.co.in/submission/ad_91794.pdf

Спасибо сказали: Александр Ф., Ксения Разина2

Поделиться

34 Отредактировано Глеб Камалутдинов (09.07.2021 20:22:52)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Павел Пересыпкин пишет:

Для читателей форума добавлю на всякий случай, что Нигханту Адарш отнюдь не является сборником Аюрведических баек, или трудом в стиле Васанта Лада.

Напротив, это один из важнейших трудов по Дравьягуне 20го века, переиздающийся вот уже почти 100 лет, с первого издания в1928 году (изначально на Гуджарати, позднее переведенного на Хинди).
....

Кстати первое издание не идентично изданию на хинди. Например в гуджаратском есть статья про клематис, но нет про пион. А про пион - уже в хиндийском издании, но в нём кажется нет клемата :). Первое издание, на гуджарати, лежит на archive.org, прочтению помогает распознавание текста с помощью онлайн ocr с сайта Мартина http://ocr.sanskritdictionary.com/  Лучший распознаватель деванагари etc.

Поделиться

35

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

В джйотише я чувствую себя более уверенно, чем в аюрведе. На мой взгляд, джйотиш шире аюрведы. Ты видишь начало болезни и её причины (согласно периодам и подпериодам) и значит, есть все основания предполагать, что с окончанием плохого периода окончатся и проблемы. Что послужит причиной облегчения - дело десятое. Вот совсем не факт, что это будет аюрведа или мантры.
    Возьмём конкретный пример рождённой в 22 часа 29.04.1984 в г. Рени (Одесская область). С апреля 2020 года начинался, казалось бы, совершенно безоблачный период Луна/Юпитер. Юпитер выглядит симпатишно, Луна тоже более-менее.... один нюанс, Луна в ганданте (последний градус Рыб, переход из водного в огненный знак).

[spoiler]УМОЛЯЮ СПАСТИ МЕНЯ!!
Многие из Вас уже знают мою историю, для тех кто не знает ещё :  зовут меня Валентина, я ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ I категории, мне 36 лет, у меня две маленькие принцессы. Болею я с 20 июля 2020г тяжелой формы Апластической анемии(костный мозг работает 10%!). Я поддерживаю организм только переливанием крови.
Единственный метод лечения это пересадка костного мозга за границей, стоймость операции 126 тысяч доллоров. Для моей семьи это неподьемная сумма (я 10 лет работала бюджетным врачем!),сейчас живём, на зарплату мужа.
Я собрала пакет документов, подала в МОЗ Украины, но 1 октября 2020,в телефоном режиме мне отказали в финансировании этой операции. Благодаря Вам, людям с душой, за 2 месяца я собрала 10% от суммы.
К сожалению, моё состояние резко ухудшается, анализы крови критичны, в любой момент может произойти кровотечение, которого нельзя будет остановить!
Я ПРОШУ 1 миллион ЛЮДЕЙ С СВЕТЛОЙ ДУШОЙ, ПОЖЕРТВОВАТЬ 30 гривень ВО ИМЯ БОГА, для спасения моей жизни!! Дома ждут меня мои принцессы, они ещё не понимают что их МАМА на грани смерти! [/spoiler]

Самый правильный ход  читать 40 дней махамритьюнджая мантру. Я давал такую рекомендацию трижды за свою малую практику и всегда работало. В данном случае рождённая не последовала бы такому совету. Ясно было одно. Раз было начало в период Юпитера, то и большая вероятность, что с окончанием периода Юпитера проблема так или иначе закончится.

[spoiler]Привет Всем из солнечной Турции!
Хотя, тут "солнечный день" это праздник, в основном дожди и пасмурно..
Знаю что все ждут новостей, все переживают, кто-то пишет, кто-то звонит.. Ну вот, решила пару строчек написать:
В Стамбуле нахожусь уже 2 месяца, перенесла пересадку костного мозга. Сейчас прохожу курс реабилитации-- он самый долгий, до 2х лет!!!
Но главное что я медленно и уверенно иду в перед!
Всё спрашивают за моё самочувствие...
Что могу сказать,.. Были дни что трудно с кравати было подыматся, а сейчас могу спокойно по набережной погулять.
Конечно, есть слабость, особенно в ногах, снижение физической толерантности, но это нормально! Для полного восстановления, просто нужно время!!!
Всех люблю и каждого благодарю за поддержку!!!
[/spoiler]

в июле 2021 страдания должны закончиться.

Поделиться

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Павел Пересыпкин пишет:

По "дописанности" в Санграхе насчет Накшатр и джвары - совершенно точно нет.

.......................................

Спасибо, правда вопрос был другой, а именно, чем объясняется отсутствие следов данного отрывка в более ранних трудах, то есть в Чарака-самхите и Сушрута-самхите, на которых базируется Аштанга-санграха (приведенная шлока Сушруты о первопричине джвары к рассматриваемому отрывку не относится), а также отсутствие его в Аштанга-хридая-самхите?

Вторичные ссылки и комментарий к тексту сами по себе ничего не говорят о происхождении текста. Согласна, что они является индикатором определенного интереса к теме, но этот интерес может объясняться разными причинами.

Например, в приведённом тексте Вангасены очень красноречивое окончание: врач, знающий о движении светил пользуется уважением королевского двора. Если внимательно прочитать, как составлены эти прогнозы по созвездиям и сколько в них заложено неопределённости, с одной стороны, а с другой – предсказаний смерти пациента, становит понятно, кто их основной бенефициар. С помощью таких прогнозов придворный врач мог списать смерти на светила в одних случаях, а если смертельный исход не случался, приписать это своему невероятному врачебному мастерству.

В целом все это очень познавательно, но для меня, например, мерилом ценности медицинского знания является, прежде всего, его применимость. А также, уместность с учетом времени и обстоятельств. Если плюнуть в глаз при ячмене – он проходит, говорят, это железобетонно работает (у Сумцова не канале есть целое видео на тему таких необъяснимых методов). Но многие ли станут сегодня плевать в глаза своим пациентам или даже родственникам, учитывая наличие других вариантов лечения ячменя.

Однако, вижу, что тема звезд и т.п. для многих чувствительная, поэтому воздержусь от дальнейших аргументов.

Поделиться

37 Отредактировано Павел Пересыпкин (10.07.2021 15:46:39)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Екатерина Балык пишет:

Спасибо, правда вопрос был другой, а именно, чем объясняется отсутствие следов данного отрывка в более ранних трудах, то есть в Чарака-самхите и Сушрута-самхите, на которых базируется Аштанга-санграха (приведенная шлока Сушруты о первопричине джвары к рассматриваемому отрывку не относится), а также отсутствие его в Аштанга-хридая-самхите?

Вторичные ссылки и комментарий к тексту сами по себе ничего не говорят о происхождении текста. Согласна, что они является индикатором определенного интереса к теме, но этот интерес может объясняться разными причинами.

Например, в приведённом тексте Вагасены очень красноречивое окончание: врач, знающий о движении светил пользуется уважением королевского двора. Если внимательно прочитать, как составлены эти прогнозы по созвездиям и сколько в них заложено неопределённости, с одной стороны, а с другой – предсказаний смерти пациента, становит понятно, кто их основной бенефициар. С помощью таких прогнозов придворный врач мог списать смерти на светила в одних случаях, а если смертельный исход не случался, приписать это своему невероятному врачебному мастерству.

В целом все это очень познавательно, но для меня, например, мерилом ценности медицинского знания является, прежде всего, его применимость. А также, уместность с учетом времени и обстоятельств. Если плюнуть в глаз при ячмене – он проходит, говорят, это железобетонно работает (у Сумцова не канале есть целое видео на тему таких необъяснимых методов). Но многие ли станут сегодня плевать в глаза своим пациентам или даже родственникам, учитывая наличие других вариантов лечения ячменя.

Однако, вижу, что тема звезд и т.п. для многих чувствительная, поэтому воздержусь от дальнейших аргументов.

1) Аштанга Самграха этот отрывок цитирует из текста, автором которого был Гаутама-махариши (Вагбхата в целом абы кого не цитировал)

चतुरात्रेऽष्टरात्रे वा क्षेममित्याऽऽह गौतमः ॥३२॥
इत्याह गौतम इत्यनेन एतद् दर्शयति — यथा गौतमस्तावदेवं वेत्ति।
caturātre'ṣṭarātre vā kṣemamityā''ha gautamaḥ ॥32॥
ityāha gautama ityanena etad darśayati — yathā gautamastāvadevaṃ vetti।

Был ли это текст по Аюрведе или по Джйотишу сказать сложно. Но Гаутама риши https://en.wikipedia.org/wiki/Gautama_Maharishi упоминается в Чарака Самхите как минимум два раза:

В 1й главе сутра-стханы в списке мудрецов получившихся знание Аюрведы через Бхарадваджу

अङ्गिरा जमदग्निश्च वसिष्ठः कश्यपो भृगुः| आत्रेयो गौतमः साङ्ख्यः पुलस्त्यो नारदोऽसितः||८
aṅgirā jamadagniśca vasiṣṭhaḥ kaśyapō bhr̥guḥ|
ātrēyō gautamaḥ sāṅkhyaḥ pulastyō nāradō'sitaḥ||8||

И в 4й паде первой главы Чикитсастханы, в списке мудрецов, получивших знание Расаяна терапии.

जग्मुर्भृग्वङ्गिरोऽत्रिवसिष्ठकश्यपागस्त्यपुलस्त्यवामदेवासितगौतमप्रभृतयो महर्षयः||३||
jagmurbhr̥gvaṅgirō'trivasiṣṭhakaśyapāgastyapulastyavāmadēvāsitagautamaprabhr̥tayō maharṣayaḥ||3||

К слову, в обоих списках, и в списке из Кашьяпа Самхиты упоминается и Бхригу Махариши - один из основоположников Джйотиша - индийской астрологии

https://en.wikipedia.org/wiki/Bhrigu

И оба мудреца были авторами множества гимнов Ригведы и Атхварведы.

2) Аштанга Хридаям не упоминает уйму всего, что есть в Санграхе, это не показатель.

Но в первой главе Аштанга Хридаям как и в Санграхе присутствует стих про легкоизличимые болезни

सर्वौषधक्षमे देहे यूनः पुंसो जितात्मनः । अमर्मंगोऽल्पहेत्वग्ररूपरूपोऽनुपद्रवः
अतुल्यदृष्यदेशर्तुप्रकृतिः पादसम्पदि । ग्रहेष्वनुगुणेष्वेकदोषमार्गो नवः सुखः ॥
sarvauṣadhakṣame dehe yūnaḥ puṃso jitātmanaḥ । amarmaṃgo'lpahetvagrarūparūpo'nupadravaḥ
atulyadṛṣyadeśartuprakṛtiḥ pādasampadi । graheṣvanuguṇeṣvekadoṣamārgo navaḥ sukhaḥ ॥

Болезнь является легко излечимой помимо прочего, при благоприятном влиянии грах - планет

3) В ранних аюрведических трудах, особенно в Сушрута Самхите именно про Джвару и Накшатры дословно нету, но есть много очень схожего

а) Тот же термин Накшатра-Пида из Джвара Ниданы используется в достаточно ясном значении в 28й главе Сутрастханы в главе про Аришта-лакшаны (фатальные признаки)

नक्षत्रपीडा बहुधा यथा कालं विपच्यते ॥ तथैवारिष्टपाकं च ब्रुवते बहवो जनाः ॥६॥
nakṣatrapīḍā [1] bahudhā yathā kālaṁ [2] vipacyatē |
tathaivāriṣṭapākaṁ ca bruvatē bahavō [3] janāḥ ||6||

As affliction due to (adverse position of) stars often mature after a certain period, aristas too mature in the same way- so say many people.

б) Стих который я уже приводил касательно укусов ядовитых змей

अश्वत्थदेवायतनश्मशानवल्मीकसन्ध्यासु चतुष्पथेषु ॥
याम्ये सपित्र्ये परिवर्जनीया ऋक्षे नरा मर्मसु ये च दृष्टाः ॥३८॥
aśvatthadevāyatanaśmaśānavalmīkasandhyāsu catuṣpatheṣu ॥
yāmye sapitrye parivarjanīyā ṛkṣe narā marmasu ye ca dṛṣṭāḥ ॥38॥

Those who are bitten under asvattha tree, in temple, cremation ground, ant hill, twilights, cross-roads, bharani and magha constellations and in vital spots should be rejected.

Комментарий Далханы скуден, ну давайте обратимся к Мадхукоше на тот же стих из 69й главы Мадхава Ниданы

अश्वत्थदेवायतनश्मशानवल्मीकसन्ध्यासु चतुष्पथेषु । याम्ये च दष्टाः परिवर्जनीया ऋक्षे सिरामर्मसु ये च दृष्टाः ॥ १९ ॥
aśvatthadevāyatanaśmaśānavalmīkasandhyāsu catuṣpatheṣu । yāmye ca daṣṭāḥ parivarjanīyā ṛkṣe sirāmarmasu ye ca dṛṣṭāḥ ॥ 19 ॥

If the snake-bite takes place under a pipul tree, in a temple, in the grave-yard, near the ant-hill, during the dawn and dusk times, in the cross roads, on the days when bharaṇi, ārdra etc., deadly stars are present and also on the veins and vital parts of the body-that situation is incurable (lethal). 19.

मधुकोशः madhukośaḥ

विशिष्टदेशादिदष्टस्यासासाध्यत्वमाह-अश्वत्थेत्यादि । याम्ये चेति भरण्याम् ऋक्षे नक्षत्रे मर्मस्विति आशुघातिषु । याम्ये चेति चकारेणाद्रीश्लेषामघामूलकृत्तिकानां ग्रहणम् । यदुक्तम् । यदुक्तमन्यत्र 'चैत्यायनतन वल्मीकश्मशानेषु चतुष्पथे। आर्द्राश्लेषामघामूलकृत्तिकाभरणीषु च ॥ पञ्चभ्यां सन्ध्ययोर्दशे मर्मस्वाशुहरेषु च दष्टाः कष्टेन जीवन्ति यदि दूतादिसंपदः ॥ इति ॥ १९ ॥

viśiṣṭadeśādidaṣṭasyāsāsādhyatvamāha-aśvatthetyādi । yāmye ceti bharaṇyām ṛkṣe nakṣatre marmasviti āśughātiṣu । yāmye ceti cakāreṇādrīśleṣāmaghāmūlakṛttikānāṃ grahaṇam । yaduktam । yaduktamanyatra 'caityāyanatana valmīkaśmaśāneṣu catuṣpathe। ārdrāśleṣāmaghāmūlakṛttikābharaṇīṣu ca ॥ pañcabhyāṃ sandhyayordaśe marmasvāśuhareṣu ca daṣṭāḥ kaṣṭena jīvanti yadi dūtādisaṃpadaḥ ॥ iti ॥ 19 ॥

Yamye means in a day when the star, bharani exists. Rkse means in that star. Marmasu means in the vital point that kill immediately. By using the word, Ca in. yamye ca it is to be included the stars Ardra, Ašleşā, Magha, Müla and krattikā. In other texts, it is said, "Sacred places, ant-hills, grave-yards and cross roads; on the days when the stars ārdrá, ásleşā, maghā, mūla and kṛttika exist and also on the fifth day of ascending or descending moon and during the dawn and dusk - if the snake bites, that individual can live with difficulty that if equipped with proper messen ger etc."

в) Вообще все сомнения по теме отпадают открыв главу 32ю Сутрастханы Сушрута Самхиты, пассаж 4й

Среди прочих фатальных признаков

... यस्य वक्रानुवक्रगा ग्रहा गर्हितस्थानगताः पीडयन्ति जन्मक्षं वा, यस्योल्काशनिभ्या मभिहन्यते होरा वा, गृहदारशयनासनयानवाहनमणिरत्नोपकरणगर्हितलक्षणनिमित्तप्रादुर्भाव वेति ॥४॥
... yasya vakrānuvakragā grahā garhitasthānagatāḥ pīḍayanti janmakṣaṃ vā, yasyolkāśanibhyā mabhihanyate horā vā, gṛhadāraśayanāsanayānavāhanamaṇiratnopakaraṇagarhitalakṣaṇanimittaprādurbhāva veti ॥4॥

... in whose horoscope planets with crooked movements and seated in inauspicious position afflict the birth-constellation or the time of birth coincides with falling of meteor or thunderbolt or appearance of bad omen relating to house, wife, bed, seat, carriage, riding animal, gems, jewels and other accessories-these indicate death of the patient.

4) Чарака Самхита. Согласен, у Чараки нету прямых упоминаний касательно влияния планет на течение болезни, но есть, например, схожие указания что и у Сушруты касательно прихода посланника от больного. Индрия стхана, 12я глава

Praisworthy messenger [67-70]

स्वाचारं हृष्टमव्यङ्गं यशस्यं शुक्लवाससम् । अमुण्डमजटं दूतं जातिवेशक्रियासमम् ॥67॥ अनुष्टुखरयानस्थमसन्ध्यास्वग्रहेषु च। अदारुणेषु नक्षत्रेष्वनुग्रेषु ध्रुवेषु च ॥68॥ विना चतुर्थी नवमीं विना रिक्तां चतुर्दशीम् । मध्याह्नमर्धरात्रं च भूकम्पं राहुदर्शनम् ॥69॥ विना देशमशस्तं चाशस्तौत्पातिकलक्षणम् । दूतं प्रशस्तमव्यग्रं निर्दिशेदागतं भिषक् ॥70॥

The physician should consider the messenger as auspicious who is having good conduct, delighted, has absence of deformity of any body part, is renowned, wearing white apparel, with unshaven head and unmatted hair, similar in clean, dress and action; • arriving on cart not pulled by camel or donkey and not during twilights i.e. early morning and evening, not during inauspicious constellation especially cruel stars, in rikta tithis (vacant dates) presence of nefarious wrathful stars and also dhruva star; fourth, ninth and fourteenth day of fortnight during mid-day or mid night; during earthquake, solar or lunar eclipse; coming not from inauspicious place, having arrived without any sudden manifesting inauspicious features on the way and in unperplexed state. [67-70]

Чакрапани подробно:

The features characterized with auspiciousness are described with good conduct etc. unshaven head insinuates that head is not shaven including Sikhā (a bunch of hair at the mid portion of top of vertex). Jativeśakriyasamaḥ' refers to clan, apparel and action similar to the patient. 'Agraheşu' refers that not during the period when cruel grahas are located in inauspicious place. The messenger having arrived during the period of absence of nefarious, wrathful planets or dhruva planet is auspicious. It is said by Varāhamihira, “मूलशिवशक्रभुजगाधिपानि  तीक्ष्णाणि" (mūlasivaśakrabhujagādhipāni fiksnāni) (Br. 5.98) or mūla, Siva (ārdrā), Sakra (Jyesthā) and bhujagādhipā (āślesā) are sharp constellations, ugra (wrathful) planets said by Varāhamihira are such as “उग्राणि पूर्वभरणीपित्र्याणि” (ugrāni purvabharanipitryāni) (Br. 5.98). The word purva refers to purvaphālgunī, purvāṣādha and pūrvabhadrapada 'pitrya' is meghā. Arrival of messenger during period excluding constellation of nefarious planets is auspicious. Rikta or vacant dates are fourth, ninth and fourteenth day of fortnight. Initiation of work or treatment during these dates becomes useless or does not prove successful. Sudden manifestation of auspicious features is said as 'śastautpatika'. [67-70]

Помимо этого у Чараки еще более чем достаточное отылок к использованию Джйотиша касательно опять же начала терапии (Сутрастхана, 15я глава)

Вамана

Afterwards that person (having become free from symptoms and again) having been given oleation and sudation and observed that his mind has attained normalcy, he is seated comfortably, his food is well digested, has taken bath from head (full bath), body is anointed, put on garland and intact clean clothe; has worshipped the god, fire, brāhmaṇa, preceptor, elderly persons and the physician; he the physician, during auspicious nakṣatra (location of planets i.e. constellation), day/date, karaṇa and muhurta (a division of day and a period of time, both important astrologically) should request the brāhmaṇas to recite swasti (benefactory) mantras, then sanctify and bless the drug i.e. a dose of decoction of madanaphala added with honey, madhuka, saindhawa (rock salt) and phānita (molasses). [8-9]

Чакрапани

Ā.Di. The period of interval between sudation, ailment and subsequent sudation should be equal to the period of disappearance of ailment. For the person to be cleansed constellation of planets is important as is said in astrology that "Pusya, hasta, jyeṣṭhā, rohini, śrawaṇa, aświna and swati are better and mild for use of medicament". [8-9]

Виречана

(Before giving purgative) The patient should again be given oleation and sudation. When he is psychologically fit (cheerful) and is seated comfortably, his meal is properly digested, has performed oblation, offerings, auspicious and expiatory rites; on auspicious day/date, constellation, karana and muhūrta (a division of day and a period of time both important astrologically), after benedictory recitations (swastivācana) by brāhmaṇas, he should be given one akṣa (10 gm) paste of trivṛt dissolved in proper vehicle, with due consideration to variation in status of doșa, drug, place, time, strength, body, diet, wholesomeness, sattwa (mind/endurance), constitution, age, and also disorder. After having been purgated well, he should follow the regimen prescribed for emesis except smoking, until regainment of strength, complexion and normalcy. When he attains proper strength and complexion, is psychologically undamaged (cheerful), comfortable, has proper digestion of his meal, should take full bath from head, anoint his body, put on garland, wear intact apparel and adorn with ornaments then after meeting his cordial friends/persons see other kinsmen and perform his normal duties. 17

Или по приготовлению препаратов

Всем известная Пушьянуга Чурна (Чикистастхана, глава 30)

Puşyânuga cürṇa [90.2-96.1]

पाठा जब्वाप्रयोर्मध्यं शिलोदभेदं रसाञ्जनम् ॥१०॥
अम्बष्ठा शाल्मलीश्लेषं समां वत्सकत्वचम् । बाह्रीकातिविषे बिल्वं मुस्तं लोध्रं सगैरिकम् ॥9॥ कदवङ्गं मरिचं शुण्ठी मृद्वीको रक्तचन्दनम् । कट्फलं वत्सकानन्ताधातकीमधुकार्जुनम् ॥9.2।। पुष्येणोदधृत्य तुल्यानि सूक्ष्मचूर्णानि कारयेत् । तानि क्षीद्रेण संयोज्य पिबेत्तण्डुलवारिणा ।।93।। अर्शः सु चातिसारेषु रक्तं यच्चोपवेश्यते । दोषागन्तुकृता ये च बालानां तांश्च नाशयेत् ॥94।। योनिदोषं रजोदोषं श्वेतं नीलं सपीतकम् । स्त्रीणां श्यावारुणं यच्च प्रसह्य विनिवर्तयेत् ॥95।।
चूर्णं पुष्यानुगं नाम हितमात्रेयपूजितम् ।

इति पुष्यानुगचूर्णम्। Päthä, kernel of jambu and amra, silodbheda, rasañjana, ambaştha, Silmali-lesa (exudation of Sälmali or mocarasa), samanga, bark of vatsaka, bählika (kumkuma). ativisă, bilva, musta, lodhra, gairika, katvanga, marica, Sunthi, mrdvikä, rakta candana. katphala, vatsaka, anantā, dhátakī, madhuka and arjuna all these uprooted (culling or collected) in pusya constellation, in equal quantity should be powered to make it very fine. This mixed with honey should be taken with rice-wash. It eliminates piles, diarrhoea associated with blood, diseases afflicting the children caused by endogenous (dosas) or exogenous factors. It forcefully cures morbidities of yoni (genital tract) and raja (menstruation) and also various vaginal discharges such as white, blue, yellow, swarthy and pinkish. This cūrna named puysyānuga, honoured by Atreya is beneficial. [90.2-96.1]

5) В заключении собранных ссылок, в пару к Сушруте Су.32 вот еще одна крайне отчетливая из Аштанга Самграхи - Сутрастхана глава 22, касательно элементов диагностики пациента

Examination-parikṣā

तत्रागमतो रोगमेवमेवं प्रकोपनमेवं योनिमेव मात्मानमेवमधिष्ठानमेवं वेदनमेवं रूपशब्दगन्धरसस्पर्शमेवं पूर्वरूपमेवमुपद्रवमेवं वृद्धिस्थानक्षयान्वितमेवमुदर्कमेवं नामानम्। तस्मिन्नियं प्रतीकारस्य प्रवृत्तिरन्यथा निवृत्तिः । प्रत्यक्षतस्त्वातुरस्य स्वमिन्द्रियैर्वर्णसंस्थान यथा प्रमाणोपचयच्छायाविण्मूत्रछर्दिताधिक्यमन्त्रकूजनमङ्गल्यादिसन्धिस्फुटनं देहशद्वणादिगन्धं सुप्तशीतोष्णस्तम्भसंस्पन्दश्लक्ष्णखरस्पर्श च । प्रकृतिविकृतियुक्तमास्यरसं तु प्रश्नेन तथा सुच्छर्ददुश्च्छर्दत्वं मृदुक्रूरकोष्ठतां स्वप्नदर्शनमभिप्रायं जन्मामयप्रवृत्तिनक्षत्रद्विष्टेष्टसुखदुःखानि च। तथा वयः प्रत्यक्षेण च । अनुमानतस्तु यूकापसर्पणेन शरीरस्य वैरस्यम्। मक्षिकोपसर्पणेन माधुर्यम्। तथाऽग्नि जरणशक्त्या बलं व्यायामशक्त्या गूढलिङ्गव्याधिमुपशयानुपशयतो दोषप्रमाणमुपचार विशेषेणायुषः क्षयं रिष्टैः प्रकृतिसत्त्वसारसात्म्यबलान्यनुशीलनेनेति ॥ १७॥

Then according to the classics (or science) each and every disease is to be examined for its aggravating causes, chief causative factors, seat, characteristics, sufferings, features of form, sound, smell, taste and touch, premonitory symptoms, complications, position of dosas for their increase, location and decrease, sequence and particular name; and also the procedures of treatment to be followed and not to be followed; after this the patient is to be examined by direct perception by the sensory organs (of the physician) for colour, form, size, development, complexion, increase of faeces, urine and vomited material, gurgling sound in the intestines, cracking sound in joints of fingers and others, smell of body, faeces, wounds and others, numbness, feeling of heat and cold, stiffness, throbbing, sliminess and roughness of touch; the normal and abnromal taste in the mouth is to be known by questioning; and also the good or bad vomitings, soft or hard intestinal track (i.e. movements and digestion), dreams, mental state, nakṣatra at the time of birth and onset of disease, things he hates, likes and things by which he (patient) feels happy or unhappy and also the age are to be known by interrogation and perception.

Indirectly or by inference the following are to be known: bad taste of the body is to be inferred by the forsaking of lice; sweetness is to be inferred by the approaching flies; digestive fire by the capacity of digestion, strength by the capacity of exercise (or work), a disease with latent characteristics by application of upasaya and anupasaya (determining by the effects of similar and dissimilar drugs); degree of vitiation of dosas by specific methods, loss of life span by ristas, and constitution, mental state, predominance of tissues (dhatus) wholesomeness or agreeability and strength by deep and continuous observation.

В общем обилие ссылок на использование Джйотиш даже в текстах Чараки и Сушруты у меня не оставляет никаких сомнений, что Аюрведическими врачами в то время Джйотиш, по крайней мере некоторые его аспекты, вполне себе практически использовался. А отнюдь не упоминался в текстах пару раз в контексте инструкций будущему врачу в духе "если что пойдет не так - говори так звезды сошлись!" :)

Да, медицинская астрология все-таки в первую очередь астрология - отдельная огромная наука-Шастра, поэтому зачастую для аюрведических текстов информация бралась из профильных текстов по Джйотишу. Но не просто для красоты или бумагу переводить.

Например, цитата из статьи, что я приводил

Particularly acharya Harita, acharya Shaunak, acharya Gautama, acharya Kaushik have mentioned about role of Nakshatra in deciding the outcome of the disease and its holy remedial measures. Nischalkar the commentator of book ‘Chakradutta’, had quoted the views of said acharyas in this regard. Hemadri, the commentator of book ‘Ashtang Hridaya’ also quoted the views of acharya Shaunaka in this regard. Mostly this is told about the disease ‘Jwara’ (fever) appearing in particular Nakshatra and not responding to the conventional treatment
...
Nakshatra is a Jyotishiya concept implemented in Ayurveda. As the ancient Ayurvedic acharyas were also well versed in Jyotish as well as Dharmashastra, they have given the detail account of ‘Shanti Vidhana’ for the serious incurable diseases occurring in various Nakshatras. Particularly the Ayurvedic acharyas like Harita, Shaunka and Kaushika have written Ayurvedic as well as Jyotish and Dharmashastra related Smruti granthas. And the detail account of ‘Shanti Vidhan’ is mainly seen in their granthas.

И повторюсь еще раз, Джйотиш в Индии во-первых достаточно обширная и глубокая наука с большим количеством своих классических текстов и длительным периодом обучения

https://en.wikipedia.org/wiki/Bhrigu_Samhita
https://en.wikipedia.org/wiki/Brihat_Pa … ra_Shastra
Труды Варахамихиры https://en.wikipedia.org/wiki/Varāhamihira и много др

На мой взгляд было б это все полной ересью, фикцией, фокусами и тд, то не дошло бы это все в таком количества до наших дней через столетия и тысячелетия. Ну кто бы замарачивался многие века  переписывать условную Брихат Параша Хора Шастру или Брихад Самхиту из поколения в поколение ради чисто исторической ценности?

Ну а во-вторых, кому то это может показаться очень странным, но даже сегодня Джйотиш в Индии преподается в Индии в высших учебных заведениях на курсах Бакалавриата и Магистратуры именно как практическая наука (а не как историческо-филосовская) .

Ну, например, один из старейших и авторитетнейших ВУЗов Индии - Benares Hindu University

https://www.bhu.ac.in/svdv/pg_courses.php

У них вон целый департамент Астрологии есть

https://www.bhu.ac.in/RAR/Evaluative%20 … oytish.pdf

Правда говорят без Брахманского шнурка на изучение Вед и Веданг (в тч Джйотиша) туда не берут, или как минимум очень неохотно.

В общем вот такие астрологические пироги в Индии от древних времен до наших дней  :)

Аргументы я привел, а уж чему и во что верить пусть каждый решает для себя сам.

Поделиться

38 Отредактировано Антон К (10.07.2021 16:30:44)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Екатерина Балык пишет:

Что касается ношения амулетов, драгоценных камней и подобных объектов, то логично предположить, что эффект плацебо был известен давно. А поскольку нового идола современности – доказательной медицины – тогда не существовало, восприимчивость к плацебо, вероятно, была выше: не у 30-40% людей как сейчас, а у большинства популяции.

Слышал в своё время историю об известном ведическом астрологе (средневековом, как понимаю); пересказывалась несколькими "ведическими лекторами", т.е., очевидно, имеет под собой какую-то основу-первоисточник.

Суть истории, вкратце, такова:

В ведические времена жил великий астролог, предсказания которого всегда сбывались. После его ухода сын, который тоже стал астрологом, начал изучать доставшиеся от отца атласы звёздного неба и обнаружил, что во всех картах была ошибка, изначально допущенная при копировании.
Т.е. всю жизнь астролог работал по неправильным картам, и при этом его прогнозы сбывались на 100%.

Лекторы подавали этот факт как истинное глубинное вИдение реальности, не зависящее от внешних факторов (или как-то так), однако сему возможно и несколько иное объяснение, кто знает...

Поделиться

39 Отредактировано Павел Пересыпкин (10.07.2021 16:53:37)

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Ну я бы сказал, что база джйотиша все-таки больше к Юкти а не к Дайва относилась.

Астрология, в том числе индийская, основывалась в первую очередь на астрономии, а астрономия на математике, которые в Древней Индии были невероятно сильны, и их светила-ученые ни в чем не уступали, а порой даже заметно превосходили своих европейских коллег-современников. Индийские астрономы были поточнее в своих вычислениях, да и уйма всех гениальных открытий в этих областях в Европе была задолго до этого известна/отркыта в Индии. Погуглите Astronomy and mathemathics in ancient India. Там и "теорема Пифагора", и открытие нуля, и открытие сферической формы Земли и ее вращение вокруг своей оси, фантастические по точности расчеты размеров некоторых планет и расстаний между ними и тд.

https://en.wikipedia.org/wiki/Indian_astronomy
https://en.wikipedia.org/wiki/Indian_mathematics

Спасибо сказали: Александр Ф., Антон К2

Поделиться

40

Re: Аюрведа и мантры, амулеты, джиотиш

Краткое резюме (от моего эго :) ):

Как предсказательный инструмент - ИМХО не особо. Хотя открывает бескрайние просторы для манипуляции  :)

Как инструмент для изучения психотипов (как минимум, т.к. на самом деле всё намного круче) - астрология бесценна; лично мне не известен какой-либо инструмент, равный ей по силе в этом плане.
Кое-что, конечно, можно "выцепить" с помощью психологических тестов, но всё равно это не то.

Поделиться