Тема: Нади-парикша. Пульсовая диагностика в аюрведе
Тема отделена отсюда
______
МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ В АЮРВЕДЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПУЛЬСОВОЙ ДИАГНОСТИКИ?
Доктор Дж.В. Хеббар, easyayurveda.com
Перевод Головинова А.Ю. и Балык Е.О.
Аюрведическая пульсовая диагностика или нади-парикша, превозносится как основополагающий диагностический метод. Он объемлет и духовность, и науку, и элементы астрологии. Вот только ничего конкретного о чтении пульса не сказано ни у Чараки, ни у Сушруты, ни даже позже у Вагбхаты. И в причинах этого стоит разобраться.
Я много раз пытался написать на эту тему, но всегда удалял, пока мне не предоставилась возможность взять интервью у доктора К.Р. Агнивеша, профессора аюрведического колледжа в Парассиниккадаве, Керала. Разговор о пульсовой диагностике он начал так: «Я никогда не буду ее использовать». Вот это интервью.
ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ К.Р. АГНИВЕШЕМ, ПРОФЕССОРОМ АЮРВЕДИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА, ПАРАССИНИККАДАВУ, КЕРАЛА
Профессор Агнивеш: Пульсовая диагностика полезна для понимания определенных явлений. Не всех. Например, с помощью пульсовой диагностики мы можем узнать ритм. Он может являться индикатором сердечного ритма, который вы способны измерить и с помощью фонендоскопа. Иногда ритм сердца бывает отличным от ритма пульса, если определенная проблема, патология, локализована между сердцем и местом, где измеряется пульс.
Еще одно измерение – это наполнение. Пульс может быть полным либо пустым. Еще один показатель – это частота, частый он или редкий. По большому счету только это мы и можем понять по пульсу.
Те, кто, слушая ваш пульс, говорят, что вы упали, когда вам было 10 лет и тому подобные вещи, – шарлатаны.
Расскажу вам один случай. Студент, обучавшийся у меня в Коттаккале, имел практику в Бомбее (Мумбае). Он использовал пульсовую диагностику, чему мы не учим в Коттаккале. Русская женщина, журналистка, работавшая в Индии, пришла к этому доктору на прием с весьма заметной опухолью в брюшной полости. Она не выглядела как злокачественная, но такие опухоли лучше удалять, это то, что следовало бы сделать.
Вместо этого доктор полгода давал ей лекарства, извлек все деньги, которые из этого можно было извлечь, а в конце сказал, что ей нужно пройти пульсовую диагностику. Он велел этой женщине прийти в клинику к восьми утра, не принимая пищи.
После получаса слушания пульса и медитаций он сказал: «Сейчас в Москве находится доктор, которого зовут Агнивеш, езжайте и проконсультируйтесь у него». Вот что он «прочитал» по ее пульсу.
Она пришла ко мне. Я ей сказал, что это опухоль. Лучше ее удалить. Она ответила, что обратилась к Аюрведе именно потому, что не хотела хирургического вмешательства. Я ей сказал, что, согласно Аюрведе, лечением для вас будет операция. Она не поверила. Мне пришлось убеждать ее несколько часов. В конце концов я взял английский перевод «Аштанга-хридаям» и велел прочитать соответствующую часть текста. После этого она согласилась.
Люди обращаются к пульсовой диагностике как будто в ней есть что-то божественное. Это не лучше гадания по руке или с помощью птички, которая раздает карточки с предсказаниями. Птичка разумеется ничего не делает, кроме как вытаскивает и дает карточку. То, что озвучивается как предсказание, озвучивается человеком. То есть его воображение, наблюдательность, иногда информация, которую он получил прежде – это делает его предсказателем. Такова психология людей.
Доктор Хеббар: Им хочется волшебства.
Профессор Агнивеш: Не то чтобы волшебства. Мы хотим знать, что произойдет в будущем. Мы обеспокоены нашим будущим. Поэтому мы слушаем всех этих птичьих предсказателей, гадателей по руке и прочих. В гадании по руке есть хотя бы линии на ладони, а в пульсовой диагностике и этого нет.
Доктор Хеббар: Некоторые утверждают, что могут по пульсу определять, например, камни в почках.
Профессор Агнивеш: Если в почках камни, у пациента будут боли, иногда такие, что могут отдавать в пенис или пах.
В конечном счете пульсовая диагностика – это один из методов диагностики. Но вовсе не единственный и не окончательный метод. В Аюрведе он подробно не описан ни в Чарака-самхите, ни в Сушрута-самхите, ни в Аштанга-хридаям. Его подробное описание появляется только в поздних текстах, написанных после появления в Индии хакимов, врачей, практикующих медицину Юнани [система, ведущая начало от Гиппократа и Галена, которая начала распространяться в Индии персидскими и арабскими учеными].
Для врачей-хакимов пульсовая диагностика очень важна, поскольку во многих случаях, когда пациентом является женщина, нельзя было даже смотреть на ее лицо. Рука – это единственное, что доступно для прикосновений и исследований врача. Таким образом, врач-хаким был вынужден исследовать пульс и по нему определять состояние больного. Это было частью его профессии.
Если же пациенткой была принцесса, она даже не выходила из-за занавески. Она полностью находилась за пардой – пологом, к ее запястью была привязана нить, а другой конец нити давали хакиму, который, находясь с другой стороны, должен был диагностировать болезнь. Таковы были ограничения, в которых работали хакимы.
У музыкального инструмента вина четыре струны. Но также бывают вины с одной струной. Даже с однострунной виной можно играть музыку. Но если нужно достичь богатого звучания нужна вина с четырьмя струнами.
Существовал такой афоризм в отношении нади: yathā vīṇāgata tantrī sarvān rāgān prabhāṣate| tathā hastagata nāḍī sarvān rogān prakāśate|| (Нади-дарпана 3.3). То есть говорится, что подобно вине с одной струной, которая производит все звуки, артериальный пульс на руке рассказывает все болезни.
Это научное заблуждение. Как только наука открывает что-то новое, провозглашается, что это нечто великое. Когда бы не открыли новое лекарство или исследовательский метод, это всячески приветствуется.
Когда был изобретен пенициллин, все болезни стали лечить пенициллином. Сейчас его используют совсем редко. Подобным образом, когда наука о пульсе появилась в Аюрведе, все были очень обнадежены в отношении диагностики. Но со временем ажиотаж сошел на нет.
Те доктора (хакимы) и потом кавираджи [одно из названий врачей в Бенгалии], я имею в виду кавираджи в Бенгалии, – для них пульс был очень важен, и те, кто мог давать прогнозы и предсказывать по пульсу, были арабы.
Но, знаете, в прежние времена пациент не был незнакомцем. Если у вас была практика в каком-то поселении, вы знали всех и каждого, живущего там. Знали его прошлое, его настоящее. Знали его отца, знали, как он себя ведет. Поэтому было не сложно читать пульс и рассказывать все о пациенте.
В городах же, когда вы видите пациента впервые, у себя в кабинете, вы не сможете так практиковать, если только вы не первоклассный обманщик.
Даже если мы следуем медицине Юнани, пульс все равно остается всего лишь одним из восьми методов диагностики. Также исследуются: моча, кал, язык, звуки/голос, внешний вид пациента, пропорции и сложение тела.
Подытоживая, чтение пульса – это важная и необходимая часть исследования и диагностики пациента. Но считать это полноценной и самодостаточной диагностикой – грубейшая ошибка.
https://www.youtube.com/watch?v=6fbFnsd_JFA
https://vk.com/wall-25592061_4740