41 Отредактировано Павел Пересыпкин (28.09.2020 17:06:21)

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Сергей Забашта пишет:
Как и обещал вот ссылка на справочник для знающих людей, интересно услышать их мнение:
https://drive.google.com/.../1gunZtrN7A5L5.../view...
На последних 2-х страницах описание джираки со ссылкой на ту же цитату из Нигханту Ратнакар, где упоминается śubhrajiraka.
śubhra - белый, светлый.
В синонимах кумина paryāyaratnamālā упоминает sitam - светлый, яркий
ajājī jaraṇaṃ dīpyaṃ māgadhaṃ jīrakaṃ sitam ||229||
Синонимом śubhra является śveta, также означающий белый, светлый. А śvetajiraka упоминается в THE AYURVEDIC PHARMACOPOEIA OF INDIA Vol.1, напр. на стр. 182 вот по этой ссылке https://drive.google.com/.../1koEoc30ob … ../view... под тем же латинским названием Cuminum cyminum, Linn. Т.е. предположение о том, что śubhrajiraka это фенхель маловероятно, похоже на тот же Cuminum cyminum. Более того, на стр. 148 фенхель описан под именем Miśreyā и в синонимах нет ничего похожего на śubhrajiraka и даже просто джирака в его названиях на разных языках не упоминается.
Получается, что Нигханту Ратнакар это еще один текст, который противоречит другим приведенным источникам. За приведенные ссылки из шастр знающим людям отдельное спасибо.
Свой комментарий про некорректный перевод pittala беру обратно, приведенных цитат достаточно, чтобы согласиться с тем, что в текстах говорится именно про увеличение питты. Однако вопрос о том, увеличивает ли на самом деле джирака питту пока остается открытым, поскольку:
1) С одной стороны большинство шастр говорят про увеличение питты и уменьшение ваты и капхи.
2) С другой стороны есть шастры утверждающие обратное, также есть доктора, которые придерживаются данного мнения и плюс есть личный опыт некоторых докторов, не отмечающих эффект увеличения питты при использования кумина.

Ну, раз уж в ход пошли, наконец, ссылки на профессиональную литературу (я конечно про API), то давайте разбираться.

Во-первых – справочник Ранаде/Дешпанде.

Это скорее популярная макулатура, а уж не профессиональная литература.

Что это за такой серьезный профессиональный справочник, который в описании достаточно важного растения приводит ссылку из одного единственного Нигханту (про него ниже) и на нем строит все описание?

А в терапевтическом применении не приводит не единой цитаты из санскритских первоисточников вообще...

Ну вот, например, для сравнения более-менее нормальный учебник для BAMS по Дравьягуне.

https://drive.google.com/file/d/1s-I13w … sp=sharing

Просто сравните хотя бы объем, глубину подачи материала и количество ссылок на первоисточники.

При этом в любом, даже в самом лучшем справочнике по Дравьягуне встречается достаточно неточностей, опечаток, ошибок. Просто в силу объема материала. Поэтому хорошие профессора студентов обязательно учат еще думать головой, критически анализировать информацию и работать с большими объемами литературы для кросс-референс.


Давайте попробуем.

Сколько текстов говорят про питтала эффект Кумина?

Сушрута - раз, Бхавапракаша - два, Каядева - три, Маданапала - четыре, Раджа валлабха - пять, Вангасена - шесть, Прия нигханту - семь (авторитет и компетенция в Дравьягуне Прия Врата Шармы ни у кого, надеюсь, сомнения не вызывает)

dvijīrakaṁ tu gandhāḍhyaṁ ślēṣmavātānnagandhahr̥t |
pittāgnikr̥cca tīkṣṇōṣṇaṁ rucyaṁ pākē rasē kaṭu ||299||

Содхала нигханту - восемь.

Авторитетность этих текстов никакого сомнения не вызывает. Все они свободно доступны в печати, с ними постоянно работают профессора и студенты в индийских колледжах.

Что мы имеем в противовес?

1) Лагху Нигханту, про него я уже писал. Мало того, что очень поздний (18 век), маленький, местечковый текст, помимо этого еще раз процитирую предисловие к единственному изданию, доступному на данный момент

सी.सी.आर.एस. से उपलब्ध ई.बुक में भी उक्त संस्करण को ही लिया गया है।
तथापि बहुत-सी अशुद्धियाँ छूट गई हैं, जो कि आयुर्वेद के अध्येता व अध्यापकों के लिए उपयोगी नहीं है।

"Издание, которое CCRAS выложили в формате e-book, содержит огромное количество ошибок, что делает его бесполезным для исследователей и учителей Аюрведы.

https://www.exoticindiaart.com/book/det … tu-NZW065/

2) С Маданади Нигханту все не лучше, ссылку для понимания размера проблемы Андрей Юрьевич уже давал:

http://ccras.nic.in/sites/default/files … o%2057.pdf

Обратите внимание, кстати, что именно поэтому в профессинальной литературе для BAMS эти источники не приводятся.

Так что никаких "шастр", утверждающих обратное нету.


Остается только Нигханту Ратнакара, давайте разбираться с ним.

Что это за текст такой?

Местечковый поздний справочник из Махараштры, 1867 года. Написанный на санскрите, переведенный автором на Маратхи.

Да и в силу его совсем малой популярности найти его в печати, чтобы хотя бы сверить цитату, практически невозможно.

Но давайте попробуем подумать и разобраться.
В этом нам, кстати, очень поможет API, если почитать ее чуть дальше названий растений.

Открываем страницу 183 и смотрим Раса-панчаку Кумина!

PROPERTIES AND ACTION

Rasa : Kaṭu
Guṇa : Laghu, Rūkśa, Tīkṣṇa
Vīrya : ūṣṇa
Vipāka : Kaṭu
Karma : Rucya, Rīpana, Pācana, Grahi, Krimighna, Kaphavātahara

Вспоминаем качества Питта доша, ну хотя бы из Аштанга Хридаям...

pittaṃ sasnehatīkṣṇoṣṇaṃ laghu visraṃ saraṃ dravam | AH.Su.1

и думаем как Кумин в общем и целом будет действовать на Питту...


Ну а что же тогда вполне неплохо подходит под описание Шубхра-Джираки из Нигханту Ратнакары?

śubhrajīraṃ kaṭu grāhi pācanaṃ dīpanaṃ laghu। 
kiṃciduṣṇaṃ ca madhuraṃ cakṣuṣyaṃ kṛmihṛnmatam ॥
garbhāśayaśuddhikaraṃ (rūkṣaṃ) balyaṃca sugandhikam । 
tiktaṃ vamikṣayādhmānaṃ vātaṃ kuṣṭhaṃ viṣaṃ jvaram ॥
arocakaṃ raktadoṣaṃ atisāraṃ kṛmīṃstathā। 
pittaṃ ca gulmarogaṃ ca nāśayediti kīrtitam ॥

Открываем страницу 149 в API и смотрим общепринятую Раса-панчаку Фенхеля...

Rasa : Madhura, Kaṭu, Tikta
Guṇa : Laghu, Rūkśa
Vīrya : śīta
Vipāka : Madhura
Karma : Dīpana, Vātapittahara, Balya, Anulomana, Āmadoṣahara

Therapeutic uses: āgnimāndya, śūla, kāsa, raktadoṣa, pravāhika, ārśa

Похоже, не правда ли?

Остается только выяснить на каком этапе вкралась ошибка. В 1867 году при компиляции автором текста, или ее внесли уже позднее, бездумно идентифицируя эту шлоку с Кумином...


Ну а совсем для полноты картины, кроме логического мышления хорошие профессора Дравьягуны и Бхайшаджья кальпаны еще учат студентов все (что допустимо и возможно) тащить в рот, осматривать, трогать, нюхать...

В довесок попробуйте, смотря на буквы, пожевать ну где-нибудь треть-половину чайной ложки Кумина и Фенхеля  (по-отдельности и с перерывом, естественно) и сравнить свои ощущения с тем, что и где написано. На этом последние вопросы и сомнения по этой теме вроде бы должны отпасть...

Поделиться

42 Отредактировано Павел Пересыпкин (28.09.2020 18:24:29)

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Сергей Забашта пишет:
По вата-питта грахани - проявление одновременно симптомов вата грахани и питта грахани, у человека было такое состояние. Как такое состояние назвали бы знающие люди, если в текстах оно не описано?

Очень сложно что-то говорить заочно не то что не видя пациента, так еще и без конкретных симптомов.

Так что с точки зрения классических текстов или учебников курса BAMS, Вата-питта грахани - Нью-эйдж Аюрведа или, уж простите, сомнительная диагностика.

А то как-то все врачи-авторы классических текстов со времен Чараки и Сушруты до Йогаратнакары (17й век) были согласны с устоявшейся классификацией Грахани-рога, как и авторы современных учебников, а тут откуда-то Самсарга варианты заболевания в нозологии появились...

Для нормальной диагностики можно начать с изучения описания заболевания хотя бы в нормальных учебниках по Рога Нидане (Патологии) и Каячикитсе (терапии внутренних болезней), научиться различать и понимать Саманья-лакшана (общие признаки) заболевания и Вишеша-лакшана (по вовлечению доша), уж не говоря про все остальные элементы патогенеза...

Только лучше профильных профессоров Рога-Ниданы и Кая-чикитсы, без Дешпанде/Ранаде, а то у них вроде и по Рога-Нидане, и по Каячикитсе и вообще чуть ли не по всем предметам "учебники" есть...

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Справедливости ради.

В учебнике кая-чикитсы супругов Ранаде (первого издания 2005 года, во втором томе, на стр. 171–181) описаны как раз четыре классических нозологических формы грахани-роги и никакой самсарги там и в помине нет.

Спасибо сказали: Павел Пересыпкин1

Поделиться

44 Отредактировано Павел Пересыпкин (29.09.2020 14:44:53)

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Из предисловия к недавним трудам:

About the Author
Prof. Dr. Subhash Ranade is one of the foremost experts on Ayurveda. He is the chairman of international Academy of Ayurved in Pune, India... He is a leading academician and physician in the field of Ayurveda and is the author of about 145 books on Ayurveda and Yoga which are published in Marathi, Hindi, Malayalam, and 13 international languages.

https://www.exoticindiaart.com/m/book/d … es-NAV672/

Может показаться, что в "Автор 145 книг по Аюрведе и Йоге" закралась опечатка, но нет.
В предыдущих трудах мелькает "более 90")

Литературная продуктивность - просто выдающаяся!)

Со времён записи текстом Махабхараты Индия такой не видела!)

Спасибо сказали: Кирилл Луценко1

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Глеб Камалутдинов пишет:

Екатерина, а что скажете про Тода Кальдекотта? https://en.wikipedia.org/wiki/Todd_Caldecott. Кажется, у него независимое и довольно адекватное понимание аюрведы, хотя он меня напрягает своей (?)русофобией. Хакеров боится? Без vpn либо тора (+opera vpn) к нему не зайти на сайты, может нужно списаться. Почему-то он блокирует ip с нашей зоны.

Глеб, совсем ничего не могу сказать, не знакома с его трудами.

Спасибо сказали: Глеб Камалутдинов1

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Сегодняшняя рассылка от одной "ассоциации":

Стартовал онлайн-курс «Секреты пульса: окно внутрь самого себя» Васанта Лада, где в первой лекции он поделился удивительными техниками и советами из своей практики. Васант Лад рассказал, как определить пищевую непереносимость молочных продуктов, глютена и жиров при помощи пульса. А также приоткрыл тайну, о том, как измерить пульс пациента дистанционно во время консультации по скайп или Zoom.

Хотите узнать больше секретов и техник?! Вы еще можете присоединиться на онлайн-курс «Секреты пульса: окно внутрь самого себя»!

Первая лекция уже доступна в записи!

Уникальная возможность задать вопросы доктору и преподавателям онлайн!

Это ящик Пандоры какой-то...

Поделиться

47

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

:D может, эти ребята просто очень толстые тролли? )) Тогда им можно многое понять и простить )

Спасибо сказали: Андрей Головинов1

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Тема про пульсовую диагностику отделена

Спасибо сказали: Павел Пересыпкин1

Поделиться

49 Отредактировано Павел Пересыпкин (02.11.2020 14:01:53)

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Немного подытоживая тему Джираки :)

कृष्णजीरक kṛṣṇajīraka - Тмин обыкновенный (Зира?) - Carum Carvi
शुक्लजीरक śuklajīraka - Кумин (Зира?) - Cuminum Cyminum
उपकुञ्चिका upakuñcikā - Чернушка посевная - Nigella sativa

Сушрута Самхита:

तीक्ष्णोष्णं कटुकं पाके रुच्यं पित्ताग्निवर्धनम् |
कटु श्लेष्मानिलहरं गन्धाढ्यं जीरकद्वयम् ||२२९||
tīkṣṇōṣṇaṁ kaṭukaṁ pākē rucyaṁ pittāgnivardhanam |
kaṭu ślēṣmānilaharaṁ gandhāḍhyaṁ jīrakadvayam ||229||

"Резкая, горячая, острая в Випаке, улучшает восприятие вкуса/аппетит, Питту и Агни увеличивает,
Острая (на вкус), устраняет Шлешму (Капху) и Анилу (Вату), ароматная/с выраженным запахом Двойка-Джираки (Тмин и Кумин)."

Каядева Нигханту:

जीरकं कटुतिक्तोष्णं रूक्षं पाकोषणं लघु |
रुच्यं सङ्ग्राहि चक्षुष्यं गर्भाशयविशोधनम् ||११८८||
पित्तलं दीपनं मेध्यं हृद्यं वातकफापहम् |
सुगन्धि पाचनं छर्दिगुल्माध्मानातिसारजित् ||११८९|| KN
jīrakaṁ kaṭutiktōṣṇaṁ rūkṣaṁ pākōṣaṇaṁ laghu |
rucyaṁ saṅgrāhi cakṣuṣyaṁ garbhāśayaviśōdhanam ||1188||
pittalaṁ dīpanaṁ mēdhyaṁ hr̥dyaṁ vātakaphāpaham |
sugandhi pācanaṁ chardigulmādhmānātisārajit ||1189||

"Джирака (трех видов) острый, горький, горячий, сухой, острый в Випаке, легкий
Улучшает восприятие вкуса/аппетит, закрепляет стул*, полезен для зрения, очищает матку**
Увеличивает Питту, разжигает (огонь пищеварения), укрепляет интеллект, полезен для сердца, устраняет Вату и Капху, ароматный, способствует перевариванию (пищи и Амы),
Устраняет тошноту, уплотнения/опухоли по ходу кишечника, метеоризм, диарею."

Бхавапракаша Нигханту:

जीरकत्रितयं रूक्षं कटूष्णं दीपनं लघु |
संग्राही पित्तलं मेध्यं गर्भाशयविशुद्धिकृत् ||७५||
ज्वरघ्नं पाचनं वृष्यं बल्यं रुच्यं कफापहम् |
चक्षुष्यं पवनाध्मानगुल्मच्छर्द्यतिसारहृत् ||७६||
jīrakatritayaṁ rūkṣaṁ kaṭūṣṇaṁ dīpanaṁ laghu |
saṁgrāhī pittalaṁ mēdhyaṁ garbhāśayaviśuddhikr̥t ||75||
jvaraghnaṁ pācanaṁ vr̥ṣyaṁ balyaṁ rucyaṁ kaphāpaham |
cakṣuṣyaṁ pavanādhmānagulmacchardyatisārahr̥t ||76||

"Тройка Джираки сухая, острая, горячая, разжигает (огонь пищеварения), легкая,
Закрепляет стул*, увеличивает Питту, укрепляет интеллект, очищает матку**,
Уничтожает жар/лихорадку, способствует перевариванию (пищи и Амы), афродизиак, придает сил (физических и иммунных), улучшает восприятие вкуса/аппетит, устраняет Капху, полезна для зрения,
Устраняет Павану (Вата доша), метеоризм, уплотнения/опухоли по ходу кишечника, тошноту и диарею."

* grāhi - свойство субстанции закреплять стул за счет элемента Огня, разжигая огонь пищеварения и способствуя перевариванию пищи и Амы.
** противопоказан при беременности, тк может спровоцировать выкидыш

Семена лука и черный кунжут внешне очень похожи на семена чернушки посевной (Nigella sativa), но они обладают разными свойствами.

Семена Bunium Persicum и родственного Bunium bulbocastanum - еще одна разновидность Джираки, которая используется под названием Черного Кумина на Севере Индии, в Пакистане и др. Обладают схожими свойствами.

https://blog.pureindianfoods.com/wp-content/uploads/2018/04/Black-Seed-Comparison-1000px-copyright-pure-indian-foods.jpg

Поделиться

Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"

Спасибо, Павел!

Слово зӣра пришло в среднеазиатские языки из санскрита. Собственно это джӣра.

В Средней Азии можно встретиться с путаницей по поводу того, что же такое зира. Но, среди практикующих по «Канону врачебной науки» табибов в Таджикистане, Узбекистане и частично в Казахстане, строго принято считать что кумин это жёлтая зира, ажгон – кирманская зира, тмин – белая или иранская зира, буниум – истинная зира.

Так табибы их классифицируют.

Поделиться