Re: "Кумин преткновения" – дискуссия с представителем "школы Васанта Лада"
Сергей Забашта пишет:
Как и обещал вот ссылка на справочник для знающих людей, интересно услышать их мнение:
https://drive.google.com/.../1gunZtrN7A5L5.../view...
На последних 2-х страницах описание джираки со ссылкой на ту же цитату из Нигханту Ратнакар, где упоминается śubhrajiraka.
śubhra - белый, светлый.
В синонимах кумина paryāyaratnamālā упоминает sitam - светлый, яркий
ajājī jaraṇaṃ dīpyaṃ māgadhaṃ jīrakaṃ sitam ||229||
Синонимом śubhra является śveta, также означающий белый, светлый. А śvetajiraka упоминается в THE AYURVEDIC PHARMACOPOEIA OF INDIA Vol.1, напр. на стр. 182 вот по этой ссылке https://drive.google.com/.../1koEoc30ob … ../view... под тем же латинским названием Cuminum cyminum, Linn. Т.е. предположение о том, что śubhrajiraka это фенхель маловероятно, похоже на тот же Cuminum cyminum. Более того, на стр. 148 фенхель описан под именем Miśreyā и в синонимах нет ничего похожего на śubhrajiraka и даже просто джирака в его названиях на разных языках не упоминается.
Получается, что Нигханту Ратнакар это еще один текст, который противоречит другим приведенным источникам. За приведенные ссылки из шастр знающим людям отдельное спасибо.
Свой комментарий про некорректный перевод pittala беру обратно, приведенных цитат достаточно, чтобы согласиться с тем, что в текстах говорится именно про увеличение питты. Однако вопрос о том, увеличивает ли на самом деле джирака питту пока остается открытым, поскольку:
1) С одной стороны большинство шастр говорят про увеличение питты и уменьшение ваты и капхи.
2) С другой стороны есть шастры утверждающие обратное, также есть доктора, которые придерживаются данного мнения и плюс есть личный опыт некоторых докторов, не отмечающих эффект увеличения питты при использования кумина.
Ну, раз уж в ход пошли, наконец, ссылки на профессиональную литературу (я конечно про API), то давайте разбираться.
Во-первых – справочник Ранаде/Дешпанде.
Это скорее популярная макулатура, а уж не профессиональная литература.
Что это за такой серьезный профессиональный справочник, который в описании достаточно важного растения приводит ссылку из одного единственного Нигханту (про него ниже) и на нем строит все описание?
А в терапевтическом применении не приводит не единой цитаты из санскритских первоисточников вообще...
Ну вот, например, для сравнения более-менее нормальный учебник для BAMS по Дравьягуне.
https://drive.google.com/file/d/1s-I13w … sp=sharing
Просто сравните хотя бы объем, глубину подачи материала и количество ссылок на первоисточники.
При этом в любом, даже в самом лучшем справочнике по Дравьягуне встречается достаточно неточностей, опечаток, ошибок. Просто в силу объема материала. Поэтому хорошие профессора студентов обязательно учат еще думать головой, критически анализировать информацию и работать с большими объемами литературы для кросс-референс.
Давайте попробуем.
Сколько текстов говорят про питтала эффект Кумина?
Сушрута - раз, Бхавапракаша - два, Каядева - три, Маданапала - четыре, Раджа валлабха - пять, Вангасена - шесть, Прия нигханту - семь (авторитет и компетенция в Дравьягуне Прия Врата Шармы ни у кого, надеюсь, сомнения не вызывает)
dvijīrakaṁ tu gandhāḍhyaṁ ślēṣmavātānnagandhahr̥t |
pittāgnikr̥cca tīkṣṇōṣṇaṁ rucyaṁ pākē rasē kaṭu ||299||
Содхала нигханту - восемь.
Авторитетность этих текстов никакого сомнения не вызывает. Все они свободно доступны в печати, с ними постоянно работают профессора и студенты в индийских колледжах.
Что мы имеем в противовес?
1) Лагху Нигханту, про него я уже писал. Мало того, что очень поздний (18 век), маленький, местечковый текст, помимо этого еще раз процитирую предисловие к единственному изданию, доступному на данный момент
सी.सी.आर.एस. से उपलब्ध ई.बुक में भी उक्त संस्करण को ही लिया गया है।
तथापि बहुत-सी अशुद्धियाँ छूट गई हैं, जो कि आयुर्वेद के अध्येता व अध्यापकों के लिए उपयोगी नहीं है।
"Издание, которое CCRAS выложили в формате e-book, содержит огромное количество ошибок, что делает его бесполезным для исследователей и учителей Аюрведы.
https://www.exoticindiaart.com/book/det … tu-NZW065/
2) С Маданади Нигханту все не лучше, ссылку для понимания размера проблемы Андрей Юрьевич уже давал:
http://ccras.nic.in/sites/default/files … o%2057.pdf
Обратите внимание, кстати, что именно поэтому в профессинальной литературе для BAMS эти источники не приводятся.
Так что никаких "шастр", утверждающих обратное нету.
Остается только Нигханту Ратнакара, давайте разбираться с ним.
Что это за текст такой?
Местечковый поздний справочник из Махараштры, 1867 года. Написанный на санскрите, переведенный автором на Маратхи.
Да и в силу его совсем малой популярности найти его в печати, чтобы хотя бы сверить цитату, практически невозможно.
Но давайте попробуем подумать и разобраться.
В этом нам, кстати, очень поможет API, если почитать ее чуть дальше названий растений.
Открываем страницу 183 и смотрим Раса-панчаку Кумина!
PROPERTIES AND ACTION
Rasa : Kaṭu
Guṇa : Laghu, Rūkśa, Tīkṣṇa
Vīrya : ūṣṇa
Vipāka : Kaṭu
Karma : Rucya, Rīpana, Pācana, Grahi, Krimighna, Kaphavātahara
Вспоминаем качества Питта доша, ну хотя бы из Аштанга Хридаям...
pittaṃ sasnehatīkṣṇoṣṇaṃ laghu visraṃ saraṃ dravam | AH.Su.1
и думаем как Кумин в общем и целом будет действовать на Питту...
Ну а что же тогда вполне неплохо подходит под описание Шубхра-Джираки из Нигханту Ратнакары?
śubhrajīraṃ kaṭu grāhi pācanaṃ dīpanaṃ laghu।
kiṃciduṣṇaṃ ca madhuraṃ cakṣuṣyaṃ kṛmihṛnmatam ॥
garbhāśayaśuddhikaraṃ (rūkṣaṃ) balyaṃca sugandhikam ।
tiktaṃ vamikṣayādhmānaṃ vātaṃ kuṣṭhaṃ viṣaṃ jvaram ॥
arocakaṃ raktadoṣaṃ atisāraṃ kṛmīṃstathā।
pittaṃ ca gulmarogaṃ ca nāśayediti kīrtitam ॥
Открываем страницу 149 в API и смотрим общепринятую Раса-панчаку Фенхеля...
Rasa : Madhura, Kaṭu, Tikta
Guṇa : Laghu, Rūkśa
Vīrya : śīta
Vipāka : Madhura
Karma : Dīpana, Vātapittahara, Balya, Anulomana, Āmadoṣahara
Therapeutic uses: āgnimāndya, śūla, kāsa, raktadoṣa, pravāhika, ārśa
Похоже, не правда ли?
Остается только выяснить на каком этапе вкралась ошибка. В 1867 году при компиляции автором текста, или ее внесли уже позднее, бездумно идентифицируя эту шлоку с Кумином...
Ну а совсем для полноты картины, кроме логического мышления хорошие профессора Дравьягуны и Бхайшаджья кальпаны еще учат студентов все (что допустимо и возможно) тащить в рот, осматривать, трогать, нюхать...
В довесок попробуйте, смотря на буквы, пожевать ну где-нибудь треть-половину чайной ложки Кумина и Фенхеля (по-отдельности и с перерывом, естественно) и сравнить свои ощущения с тем, что и где написано. На этом последние вопросы и сомнения по этой теме вроде бы должны отпасть...