Тема: Вегетарианство для людей с преобладанием вата
Среди вегетарианцев хватает людей с преобладанием вата-доши.
Предлагаю для их блага обсудить правильный аюрведический подход к вегетарианству.
Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Форум работает только в режиме чтения!
ĀЮРВЕДИКА → Вопросы теории и практики → Вегетарианство для людей с преобладанием вата
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Среди вегетарианцев хватает людей с преобладанием вата-доши.
Предлагаю для их блага обсудить правильный аюрведический подход к вегетарианству.
Учитывая, что одна из главных причин увеличения ваты это истощение тканей, вопрос актуальный для вата-вегетарианцев. Будет интересно узнать что-то новое.
Пища должна быть лёгкая и питательная, обогащённая стимуляторами пищеварения, маслом, принимаемая регулярно. Пример рис рассыпчатый свежеприготовленный и суп из маша с имбирём, асафетидой и приправленный сметаной. Регулярно молоко свежевскипячёное и с имбирём, кардамоном и тп, в количестве одной чашки, лучше с утра, можно и на ночь. Сыр еженедельно в умеренном количестве, раз в неделю. Временами соепродукты (тофу) в составе блюд. При необходимости специальные средства усиливающие пищеварение, хотя можно пищу так готовить что они не потребуются. Овощи ограниченно (но иногда они нужны как промоутеры перистальтики кишечника), в основном приготовленные, сырые пореже. Вероятно время от времени курсы B12 и других витаминов. И иногда расаяны типа нрисимха расаяны. Это очень коротко, важные моменты.
Молоко нельзя на ночь, минимум, за 2 часа.
[Простояв после дойки] более пяти мухурт (48-минутных интервалов) молоко утрачивает полезные свойства. Если же оно простояло вдвое больше по времени – то, как яд, [постепенно] убивает человека [при постоянном употреблении].
Постоянно (nityam) [т.е. ежедневно и часто] — [и только] тому, чей пищеварительный огонь очень силен (tīvra-agni), — можно употреблять (sēvyam) [лишь] хорошо (su-) прокипяченное (pakva) буйволиное (māhiṣa) молоко (payas).
Это значит, что коровье молоко не подходит для ежедневного употребления, только буйволиное? Второй момент, согласно текстам, молоко от коровы без телёнка увеличивает все 3 доши, как и надоенное свыше нескольких часов назад. На форуме уже задавались логичные вопросы на тему того, стоит ли тогда вообще пить молоко, раз невозможно соблюсти правила с телёнком и временем надоя, но однозначного ответа так и не было... Было бы очень интересно узнать этот ответ )
суп из маша с имбирём, асафетидой и приправленный сметаной
Если суп горячий, то получается нагрев сметаны, а это не рекомендуется.
Ошибочка не в ту ветку ответил. Тут будет ответ несколько позже.
Камалутдинов Глеб пишет:суп из маша с имбирём, асафетидой и приправленный сметаной
Если суп горячий, то получается нагрев сметаны, а это не рекомендуется.
Это относится только к магазинной сметане, которая ближе к дадхи. Домашнюю, которая по сути сливки, можно. В любом случае, вредно есть что-либо в настолько горячем виде, лучше класть сметану в теплую еду, не обжигающую.
Еще не совсем понял мысль Глеба про лёгкую еду для ваты. Разве она не должна быть наоборот, в меру тяжёлой?
В этом-то и загвоздка - что пища для ваты должна быть тяжелой в смысле питательности, как плоть, и, в то же время, удобоваримой для вишама-агни.
Небольшой кусочек из Кшемакутухалам, который чудом сохранился. Речь идёт о супах из зелёного маша.
Перевод того фрагмента, который относиться к супу со сметаной (несколько коряво, простите, но тем не менее красивое сравнение):
Зелёного маша (мудга дали), должным образом обмолоченные и отобранные зерна (кандита) хорошо приготовленые (сансадхита), с добавлением соли (саиндхавы) и приправленные специями (лаванагандхасама ютам ча), приправленные дадхи/ йогуртом (дадхивимардитамудга дали) - этот тип дали (суп из бобовых) употребляют только люди (te bhujate) чье сердце похоже на красивый дом с цветущим цветком лотоса из прекрасной обители Господа Шивы, всегда сидящего (yeṣāṃ sadā hṛdayācārūgṛhaṃ niṣaṇṇaḥ) с головой, украшенной полумесяцем, напоминающим (по цвету) чистую белизну цветущего лотоса (kumudahāsakarārdha mūrdhā).
А вот из Бхавапракаш, замечания к приёму дадхи, а именно без чего не следует дадхи есть:
na naktaṁ dadhi bhuñjīta na cāpyaghr̥taśarkaram |
nāmudgasūpaṁ nākṣaudraṁ nōṣṇaṁ nāmalakairvinā ||13||
nāmudgasūpaṁ --> na amudga sūpaṁ - не (еште дадхи) без супа из мунг-дала (зелёного маша).
Там ещё варианты - мёд, топлёное масло,.. И самое главное, что дадхи не подходит на каждый день. Как я понимаю, не только летом, там написано, что не подходит именно для ежедневного употребления и в жаркое время года, если не дословно, то смысл такой. Так что, я лучше за домашнюю сметану, чем за йогурт или другое дадхи )
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
ĀЮРВЕДИКА → Вопросы теории и практики → Вегетарианство для людей с преобладанием вата