Тема: Кичари, кичади, кришара, кхичча в аюрведа-нигханту
Аюрведа, как любая наука, имеет в своей основе, прежде всего, логику. Следуя ее постулатам, мы снижаем риск впасть в заблуждение из-за ошибок, описок или небрежности, встречающихся иногда в аюрведических справочниках – нигханту. Их составители были неординарные учёные, но не следует сбрасывать со счетов человеческий фактор. Не следует, критически не осмыслив, принимать на веру написанное даже в наиболее авторитетных справочниках, или же слишком прямолинейно и узко их понимать.
Кросс-анализ нескольких источников в совокупности с базовыми знаниями дравьягуны всегда будут уместны, особенно в сомнительных, неоднозначных ситуациях.
Проиллюстрируем сказанное на примере описания составного блюда из риса и бобовых, которое часто называют кичари или кичади. Как и все прошедшие кулинарную обработку продукты, это блюдо относится к кританна-варге – группе, в которой рассматривается приготовленная пища.
Как правило, большинство интересующихся аюрведой любят начинать исследование свойств продуктов с наиболее популярного и доступного у нас справочника Бхавапракаша-нигханту. В нём приготовленная смесь риса и бобовых рассматривается под названием крисара/кришара:
bhāvaprakāśa-pūrvakhaṇḍa-miśraprakaraṇa - 12. kr̥tānnavarga
kr̥sarā
taṇḍulā dālisaṁmiśrā lavaṇārdrakahiṅgubhiḥ |
saṁyuktāḥ salilē siddhāḥ kr̥sarā kathitā budhaiḥ ||9||
kr̥sarā śukralā balyā guruḥ pittakaphapradā |
durjarā buddhiviṣṭambhamalamūtrakarī smr̥tā ||10||
Смешанные рис и колотые бобовые, приготовленные в воде, приправленные солью, сырым имбирём, асафетидой, учёными [людьми] названы «крисара/кришара». Кришара стимулирует выработку семени, даёт силу, тяжёлая, увеличивает питту и капху, долго переваривается, улучшает интеллект, затрудняет отхождение газов и прочих отходов, способствует формированию стула и мочи.
Прежде чем вносить в свою диету изменения, опираясь на это описание, следует задуматься, является ли оно универсальным? Применимо ли к различным вариантам смеси риса с бобовыми?
Например, среди увлекающихся аюрведической кулинарией пользуется популярностью кичари, приготовленное из риса с зелёным машем; собственно, этот вариант приготовления подразумевается чаще всего, когда речь заходит о кичари. Однако зелёный маш является лёгким для усвоения, понижает питту и капху, да и прочие его свойства, скорее противоречат описанию, данному в Бхавапракаша-нигханту. А свойства риса лишь частично пересекаются с указанными в описании, и также не объясняют большую часть текста, посвящённого кришаре.
Понять корень противоречия поможет кросс-референс и сравнение с описаниями кришары в других справочниках, которые прояснят, что именно представляет из себя это блюдо.
Упоминание о кришаре есть как минимум ещё в двух нигханту – Маданапала-нигханту и в Дравьягуна-санграхе:
madanapālanighaṇṭu - 11. dhānyakr̥tānnādivarga
kr̥śarā
kvacitsamāṣaiḥkvāpyēvaṁ kr̥śarā tilataṇḍulaiḥ |
kr̥śarā balakr̥d grāhyā siddhā taṇḍulavaidalaiḥ ||31||
kr̥śarā śukralā balyā guruḥ pittakaphapradā |
durjarāpuṣṭiviṣṭambhamalakr̥dvātanāśinī ||32||
Кришара – [приготовленные] с рисом либо урад-дал, либо кунжутное семя. Кришара [в обоих вариантах] придаёт сил, сдерживает/аккумулирует стул; кришара, [приготовленная] с урад-далом, увеличивает семя, даёт силу, тяжёлая, долго переваривается, питает, способствует скоплению газов, формирует/аккумулирует стул, устраняет вату.
dravyaguṇasaṅgraha - 11. kr̥tānnavarga
kr̥śarāguṇa
kr̥śarā pittakaphadā balyā mārutanāśinī |10|
Кришара увеличивает питту и капху, даёт силу, устраняет вату.
dravyaguṇasaṅgrahaṭīkā vyākhyā (śrīśivadāsasēna kr̥ta)
kr̥śarāguṇamāha– kr̥śarētyādi| kr̥śarā tu tilataṇḍulamāṣakr̥tā yavāgūḥ| uktaṁ hi- "tilataṇḍulamāṣaistu kr̥śarā triśayēti ca" iti||10||
Из комментария Шивадасы к Дравьягуна-санграхе:
«Кришара…» и далее – поясняются свойства кришары. Кришара – это явагу, приготовленная из кунжутного семени, риса [и] урад-дала. Как сказано: «С кунжутным семенем, рисом, урад-далом [готовится] Кришара или Тришайя».
Именно урад-дал, чёрный маш, придает кришаре свойства увеличивать семя, устранять вату, питать тело, создаёт тяжесть. Кунжутное семя, в свою очередь, способствует интеллекту, и тоже увеличивает питту и капху, придаёт тяжесть.
Теперь очевидно, что в Бхавапракаша-нигханту описана не любая смесь риса с бобовыми, а конкретное сочетание: рис с урад-далом (маша-тандула кришара) и кунжутом.
Но как быть с кичари, приготовленным из риса и зелёного маша – мудга-тандула кришарой? Как узнать его свойства, если нет доступа к Йога-ратнакаре или другому источнику, описывающему эту разновидность блюда?
Можно самостоятельно их определить, применив базовые принципы дравьягуны, логику и юкти. В помощь всем желающим попробовать свои силы следующая шлока из Каиядева-нигханту:
kaiyadēvanighaṇṭu - 5. kr̥tānnavarga
khiccā
khiccākhyā tu yavāgūḥ syāt kr̥tā taṇḍulaśimbajaiḥ |
tadvat khiccā guṇaiḥ kiñcit svadhānyaguṇamāvahēt ||40||
Кхиччой будет называться явагу, приготовленная из риса и бобовых. Свойства Кхиччи подобны свойствам, которыми обладает тот или иной [вид] дханьи (здесь: тот или иной вид бобовых, хотя возможно и применение других зерновых, помимо риса).
В соответствии с Шарнгадхара-самхитой и пр. соотношение твёрдой части к воде при приготовлении кришары – 1:6
В комментарии к Шарнгадхара-самхите также указывается традиционное соотношение твёрдых ингредиентов:
рис – 4.0
урад-дал – 2.0
кунжут – 0.5
Части измеряются по массе.
[Авторы и переводчики – Андрей Головинов, Екатерина Балык]
https://vk.com/wall-25592061_5198
https://www.facebook.com/ayurgol/posts/ … 9396964821