Re: «ДХАНВАНТАРИ-НИГХАНТУ» О ГРЕЦКОМ ОРЕХЕ

Бхавапракаша не упоминает вата-шаману, но это настолько очевидно исходит из описанных свойств, что можно и не указывать, особенно если некуда в стихотворный размер втолкнуть. Что собственно вполне разрешается канонами написания шастр.

Да, из этого списка К.Н., Пр.Н и Бх.Пр.Н наиболее авторитетны.

Поделиться

Re: «ДХАНВАНТАРИ-НИГХАНТУ» О ГРЕЦКОМ ОРЕХЕ

Ксю пишет:
Глеб Камалутдинов пишет:

Свойства ядра грецкого ореха из разных нигханту: https://sun9-17.userapi.com/impg/iRvD3X7TeRZXmz85KQBGF9qQdmrUJ2HFvLeu1Q/g3H6M2bPtKQ.jpg?size=814x171&quality=96&sign=9ef96c6154f0d6532c6e8f7bb00267f2&type=album


ой, что ж это такое получается - согласно разным нигханту действия продукта прямо противоложные!
На что же опираться? По каким критериям выбирается более достоверный источник?....

Я прямо в замешательстве))))
(не столько волнует именно грецкий орех, сколько сам факт столь сильного расхождения свойств)

Если не считать Раджа-нигханту, между указанными в таблице источниками нет расхождений и противоречий. Чертой обозначено просто отсутствие явного указания о воздействии на ту или иную дошу, потому что, как Андрей Юрьевич уже написал, это часто очевидно из контекста. То есть черта – это не минус, уберите их, и все встанет на свои места.

А в Раджа-нигханту действительно написано нечто странное, причем одна строка противоречит другой. Возможно, кто-то автора отвлек в момент написания)

Поделиться

Re: «ДХАНВАНТАРИ-НИГХАНТУ» О ГРЕЦКОМ ОРЕХЕ

Екатерина Балык пишет:
Ксю пишет:
Глеб Камалутдинов пишет:

Свойства ядра грецкого ореха из разных нигханту: https://sun9-17.userapi.com/impg/iRvD3X7TeRZXmz85KQBGF9qQdmrUJ2HFvLeu1Q/g3H6M2bPtKQ.jpg?size=814x171&quality=96&sign=9ef96c6154f0d6532c6e8f7bb00267f2&type=album

Если не считать Раджа-нигханту, между указанными в таблице источниками нет расхождений и противоречий. Чертой обозначено просто отсутствие явного указания о воздействии на ту или иную дошу, потому что, как Андрей Юрьевич уже написал, это часто очевидно из контекста. То есть черта – это не минус, уберите их, и все встанет на свои места.

А в Раджа-нигханту действительно написано нечто странное, причем одна строка противоречит другой. Возможно, кто-то автора отвлек в момент написания)

О, Екатерина, благодарю!
Действительно, прочерк (отсутствие) я приняла за минус!

Теперь все встало на свои места :)

Поделиться

24 Отредактировано Павел Пересыпкин (19.06.2021 11:37:03)

Re: «ДХАНВАНТАРИ-НИГХАНТУ» О ГРЕЦКОМ ОРЕХЕ

Екатерина Балык пишет:

А в Раджа-нигханту действительно написано нечто странное, причем одна строка противоречит другой. Возможно, кто-то автора отвлек в момент написания)

И это, увы, не единичный случай. Огромное количество косяков, нестыковок и самопротиворичей чуть ли не на каждой странице текста...

Иногда вообще хохмы и ребусы, вообще не понятно, что автор имел ввиду, из последнего, что попадалось

cīnakaḥ kaṭutiktōṣṇa īṣacchītaḥ kaphāpahaḥ |
kaṇṭhadōṣaharō mēdhyaḥ pācanaḥ krimināśanaḥ ||69||
Синтетическая камфора, острая, горькая, горячая, слегка холодная, устраняет Капху...

И так почти весь текст

Поэтому, на мой, взгляд вообще его не стоит учитывать хоть сколько-нибудь авторитетный источник.

Полностью согласен с Андреем Юрьевичем по наиболее авторитетным Нигханту.

Я бы ещё, пожалуй, добавил к ним Шодхала-Нигханту. Не видел там особо ошибок, а порой присутствует интересная информация, отсутствующая в других Нигханту, в том числе и у Бхавамишры с Каядевой. Ну и сам автор был известным в свое время врачём, его Гада-ниграха по Каячикитсе тоже хороша, ни в чем не уступает Чакрадатте, Вангасене и тд. На английский только, увы, не переведена.

А к Прия Нигханту Прия Врата Шармы я бы добавил его же учебник Дравьягуны на Хинди. Это пожалуй, наиболее авторитетный учебник по Дравьягуне из всех. И там великолепно даны раса-панчаки большинства растений, в том числе достаточно новых для Индии, и в силу формата, детальней чем в Прия-Нигханту.

При этом для чтения свойств совсем базового санскрита более чем достаточно, Хинди не обязателен.

Поделиться