Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Павел Пересыпкин пишет:

То, насколько я понимаю, в тч из Вашего поста, как итог обсуждения, мы можем принять верным перевод

"Ячмень и пшеница для обоих (страдающих и ожирением, и истощением) подходят, приготовленные благоприятным (для обоих) образом"?

Вообще не вижу препятствий для принятия такой точки зрения) Еще в более раннем посте в ответ на указание Андрея Юрьевича о том, что он противоречий не находит у комментаторов, я это фактически и написала.

При этом мы понимаем, что всегда будут пациенты, которым пшеницу мы назначать не будем, даже правильно приготовленную, и наоборот - кому-то не будем назначать правильно приготовленный ячмень.

К слову сказать, правильно приготовленная пшеница у нас, скорее, редкость: мало, кто ест каши из цельнозерновой пшеницы, обычно это манка, кус-кус, хлебобулочные и макаронные изделия. Полба и булгур набирают популярность, но все равно они пока больше из разряда ЗОЖ, чем из общепита. Поэтому иногда пшеницу легче просто исключить из диеты, чем "пересаживать" пациента на незнакомые и непривычные ему виды круп.

Поделиться

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Нужно подтягивать биохимическую базу, по злакам и по блюдам из них. Сейчас некогда совсем, а в целом очень важное обсуждение, тянет на отдельную монографию. Как смогу постараюсь включиться.

Спасибо сказали: Павел Пересыпкин, Антон К2

Поделиться

53

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

А ячмень и пшеница сочетаются в одном приёме пищи?

Поделиться

54

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Cosher ) пишет:

А ячмень и пшеница сочетаются в одном приёме пищи?

А почему нет?
Сочетаются, точно так же, как рис с гречкой.

Спасибо сказали: Павел Пересыпкин1

Поделиться

55 Отредактировано Павел Пересыпкин (25.08.2021 03:11:43)

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Антон К пишет:
Cosher ) пишет:

А ячмень и пшеница сочетаются в одном приёме пищи?

А почему нет?
Сочетаются, точно так же, как рис с гречкой.

Уверены?

На мой взгляд, скорее нет, чем да.

То есть условные кус-кус или булгур вместе с перловкой - не очень.

Но лепешки из смеси пшеничной и ячменной муки - допустимо.

Спасибо сказали: Cosher ), Антон К, Сергей С.3

Поделиться

56

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Павел, а каша из ячневой крупы с мучными изделиями из пшеничной, как думаете?

Если я не ошибаюсь, то пшеничные продукты сочетаются с гречкой, а гречка тоже увеличивает вату и снижает капху, как и ячмень. Но тут могут быть неизвестные мне моменты )

Поделиться

57 Отредактировано Павел Пересыпкин (25.08.2021 12:43:45)

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Если посмотреть на свойства круп (и простых каш из них) в текстах Брихат трайи и основных Нигханту:

Пшеница - сладкая на вкус и в Випаке (подразумевается), тяжелая, холодная, маслянистая, питательная, успокаивающая Вату и Питту, и, на мой взгляд, увеличивающая Капху (особенно как манка, кус-кус, а как булгур и полба, вомзожно, нет или в меньшей степени, давно с ними не пересекался))

Ячмень - сладкий и вяжущий на вкус, острый в Випаке, тяжелый (во всех текстах, кроме Чараки, где он а-гуру - не тяжелый, но и не легкий), холодный, сухой, успокаивает Капху и Питту, редуцирует жировую ткань.

В простых кашах свойства будут аналогичны. Чтобы их изменить нужно в достаточной степени заморочиться с процессом приготовления.

Гречка в Индии не водится и в текстах прямо не упомянута, однако в целом по свойствам на мой взгляд совпадает с общими свойствами зерновых группы Кшудра-дханья - сладкая, вяжущая, острая в Випаке, легкая, ни горячая ни холодная (анушна), сухая, способствует снижению веса, увеличивает Вату, успокаивает Капху.

Соответственно, из такой раскладки я бы не мешал перловку с кашами из пшеницы, тк оба продукта помимо отличия в свойствах сухости-маслнистости (а это, к слову, тоже Вирья - выраженное свойство) и разницы в Випаке еще и оба тяжелые. То есть два продукта в целом схожи по свойствам, но есть большая разница по Вирье (Рукша-Снигдха). При этом, на мой взгляд, это не касается, например, лепешек из их смешаной муки.

С гречкой уже больше опций больше, тк сама по себе она легкая. И условный кусок хлеба к тарелке гречки может ее даже дополнить, а не выступать в роли Вируддха-ахары.

И почему именно так, пока даже не могу точно сформулировать, таково мое понимание разделов Вируддха-Ахары.

С гречкой и ячменем - еще сложнее, надо подумать, с ходу не скажу.

В целом я не являюсь сторонником смешивания разных зерновых (кроме, иногда, муки), это на мой взгляд в большинстве случаев может как минимум затруднять их переваривание.

Да и в текстах я не встречал рецептов смешивания зерновых, и когда те же ячмень и пшеница упомянуты вместе, это совсем не подразумевает их совместного употребления в один прием пищи, скорее или-или.

А вообще хорошая тема для обсуждения, надеюсь Андрей Юрьевич и Екатерина Олеговна присоединятся.

Поделиться

58 Отредактировано Антон К (25.08.2021 14:57:47)

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Павел Пересыпкин пишет:
Антон К пишет:
Cosher ) пишет:

А ячмень и пшеница сочетаются в одном приёме пищи?

А почему нет?
Сочетаются, точно так же, как рис с гречкой.

Уверены?

На мой взгляд, скорее нет, чем да.

То есть условные кус-кус или булгур вместе с перловкой - не очень.

Но лепешки из смеси пшеничной и ячменной муки - допустимо.

На мой взгляд, скорее да, чем нет.

При соединении перловки и пшеницы "атомный взрыв" (условно говоря) ведь не произойдёт, не так ли?
Он происходит - да и то не всегда - при соединении наиболее мощных и базовых ущна и щита вирья (пример - молоко с солью), здесь такого нет.
Рукша и снигдха гуны дополняют друг друга прекрасно.
То, что оба продукта холодные и тяжёлые - на мой взгляд не критично, тем более что при приготовлении в блюдо можно добавить горячие специи, а ячмень обладает свойством редуцировать жировую ткань (здесь перловка и пшеница также друг друга дополняют, т.к. посредством смешивания можно регулировать вес тела).

Что будет происходить с точки зрения биохимии - отдельный вопрос, и это явно уже из области прабхава, не вирья.

П.С. Манку и кус-кус (который делается из манки), образующие в кишечнике однородную липкую массу, в данном случае вообще наверное не стоит рассматривать, т.к. в их свойствах можно условно поставить знак "≈" и написать "ама".

Спасибо сказали: Екатерина Балык1

Поделиться

59

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Павел, большое спасибо за подробный ответ!

Я тоже не смешиваю крупы, кроме как если низшие зерновые с цельнозерновым пшеничным хлебом. По ощущениям, ячневая и пшеничная не очень сочетаются. Ячневая и гречневая - по идее, вполне могут, только надо специй и масла, чтобы вата не сильно росла.

Один вопрос ещё - а почему Вам кажется, что смешанные в виде муки, пшеница и ячмень нормально сочетаются? Разве мука это не самое тяжёлое состояние злаков?

Поделиться

60 Отредактировано Павел Пересыпкин (25.08.2021 16:31:02)

Re: Разница между свежими и старыми зернобобовыми

Антон К пишет:

На мой взгляд, скорее да, чем нет.

При соединении перловки и пшеницы "атомный взрыв" (условно говоря) ведь не произойдёт, не так ли?

Нет, ну как от молока с солеными огурцами атомный взрыв, конечно, не произойдет, не самое убийственное сочетание. Но проявление тех или иных нездоровых последствий возможно, как минимум для Агни может быть сложновато.

Антон К пишет:

Он происходит - да и то не всегда - при соединении наиболее мощных и базовых ущна и щита вирья (пример - молоко с солью), здесь такого нет.

С чего Вы взяли, что Вирья-Вируддха ограничена лишь Щита и Ушна гунами? Где в текстах такое сказано?

Рукша и снигдха гуны дополняют друг друга прекрасно.

Опять же, все не столь прямолинейно. В каких-то случаях да, в каких то нет. Давайте тексты смотреть.

Если очень бегло посмотреть Чараку (Сутра, 26 глава), Ваш вывод, что Вирья-вируддха (несовместимость по Вирье) относится только к Щита-Ушна гунам может показаться верным.

yaccāpi dēśakālāgnimātrāsātmyānilādibhiḥ|
saṁskāratō vīryataśca kōṣṭhāvasthākramairapi||86||
parihārōpacārābhyāṁ pākāt saṁyōgatō'pi ca|
viruddhaṁ tacca na hitaṁ hr̥tsampadvidhibhiśca yat||87||
...
viruddhaṁ vīryatō jñēyaṁ vīryataḥ śītalātmakam||93||
tat saṁyōjyōṣṇavīryēṇa dravyēṇa saha sēvyatē|

Но вот если почитать весь этот пассаж внимательно, то очевидно, что Чарака к каждому типу несовместимости (стихи 86-87), в тч для Вирья-вируддхи приводит ниже лишь по одному из множества примеров. Про Щита-Ушна гуны это пример Вирья-Вируддхи, а не указание что только этими гунами она ограничивается.

Это становится очевидным если в этой же главе отлистать на пару пассажей назад, где Чарака в первый раз перечисляет типы несовместимости

amuvāca bhagavānātrēyaḥ- dēhadhātupratyanīkabhūtāni dravyāṇi dēhadhātubhirvirōdhamāpadyantē; parasparaguṇaviruddhāni kānicit, kānicit saṁyōgāt, saṁskārādaparāṇi, dēśakālamātrādibhiścāparāṇi, tathā svabhāvādaparāṇi||81||

Тут Чарака использует формулировку "параспара-гуна-вируддха - взаимная несовместимость качеств/свойств", то есть подразумевается весь основной спектр Гун, не только Щита-Ушна.

Или вот комментарий Далханы на Вирья-Вируддху у Сушруты

bhavanti cātra-
viruddhānyēvamādīni vīryatō yāni kānicit |
tānyēkāntāhitānyēva śēṣaṁ vidyāddhitāhitam ||18||

ḍalhaṇa

...vīryata iti vīryaśabdēnātra snigdhādayō'ṣṭau guṇā ucyantē; athavā viṁśatiguṇāḥ ṣaḍrasā apyucyantē...

Под словом "Вирья" Снигдха и другие 8 гун подразумеваются, или же 20 гун и 6 вкусов также (могут) подразумеваться.

Вагбхата в Санграхе, помимо прочего, упоминает про Ушна-Щита, но и он дальше тоже подытоживая обобщает, про возникающую несовместимость если субстанции имеют очень выраженные противоположные или очень выраженные и одинаковые свойства.

बलिनां मिथोगुणानां विषमतया समतयाऽप्युभयथाऽपि । संस्कारादिवशादपि भवति निसर्गादपि विरोधः ॥२६॥

When the qualities of the substances are strong and they are opposite (unequal). same (equal) or both, antagonism occurs naturally and also by the different processes adopted.

Так что на мой взгляд тяжелое и сухое (ячмень) с тяжелым и маслянистым (пшеница) в целом сочетаться будет достаточно плохо. А тяжелое и маслянистой с легким и сухим может сочетаться хорошо.
Но тут всегда очень много нюансов, надо думать над каждым отдельным примером.

Антон К пишет:

Что будет происходить с точки зрения биохимии - отдельный вопрос, и это явно уже из области прабхава, не вирья.

Не понял насчет прабхавы, как она здесь к ячменю и пшенице или их сочетанию вообще относится?
Все тут и в Раса-гуна-вирья-випака и без Прабхавы отлично укладывается, на мой взгляд.

Антон К пишет:

П.С. Манку и кус-кус (который делается из манки), образующие в кишечнике однородную липкую массу, в данном случае вообще наверное не стоит рассматривать, т.к. в их свойствах можно условно поставить знак "≈" и написать "ама".

Нельзя поставить. Да, в целом это достаточно тяжелая пища, но многое зависит от того, как приготовлена, в каком количестве съедено, и кем (Пракрити и Агни).

Поделиться